Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Технология разноуровневого обучения в начальной школе

Федорова Юлия Олеговна,
учитель начальных классов ГБОУ школа №609
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
В статье рассматривается проблема индивидуализации учебного процесса, обеспечивающего максимально благоприятные условия для ребенка. Представлена технология разноуровневого обучения в начальной школе.
           Одним из ключевых направлений развития российской образовательной системы является ориентация на стандарты, предполагающие создание комфортной образовательной среды.
  Понятие «дифференцированное обучение» в переводе с латинского «different» означает разделение, разложение целого на различные части, формы, ступени.
        Разноуровневое обучение – это педагогическая технология организации учебного процесса, в рамках которой предполагается разный уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах уровня А,В,С, что дает возможность каждому ученику овладевать учебным материалом по отдельным предметам школьной программы на разном уровне (А,В,С), но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося.
         Принцип дифференциации обучения наиболее полно раскрывает индивидуальность ученика и соответствует целям и задачам современного образовательного процесса.
            Перед учителем встает проблема: как научить разных школьников? Ему на помощь приходит внутренняя дифференциация, при которой учитываются индивидуальные особенности учащихся. Известно, что люди различаются типологическими чертами в соответствии с четырьмя группами темперамента: холерики, сангвиники, флегматики и меланхолики. Среди любой из четырех групп есть ученики с повышенной или пониженной обучаемостью, которая не является раз и навсегда заданной величиной, а зависит от качества педагогических воздействий. Следовательно, определение групп для дифференцированного подхода намного сложнее, чем деление школьников по темпераменту, так как ученикам требуется разное время, разный объем, разные виды и формы работы, чтобы овладеть программным материалом. Дифференцированный подход состоит в том, чтобы учитывать тем или иным образом эти различия [2].
           Опыт последних лет показывает, что наиболее эффективной формой индивидуализации учебного процесса, обеспечивающего максимально благоприятные условия для ребенка (при подборе соответствующего уровня, сложности учебного материала, соблюдение дидактических принципов доступности, посильности), является дифференцированное обучение.
Цель технологии разноуровневого обучения: организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, т.е. на уровне его возможностей и способностей.
Основная задача: увидеть индивидуальность ученика и сохранить ее, помочь ребенку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие.
Данная технология позволяет сделать учебный процесс более эффективным.
Для результативного осуществления дифференцированного обучения необходимо выполнять следующие условия:
-  задания для выполнения должны быть одинаковые по объему, но различные по сложности;
- ученик вправе сам выбрать задания. Он должен объективно оценивать свои знания и самостоятельно выбирать уровень, соответствующий его подготовленности.
Разноуровневая дифференциация может применяться на различных этапах урока: при изучении нового материала, контроле знаний, проверке усвоения материала, выборе домашнего задания. При изложении нового материала работа может строиться таким образом. Учитель подробно объясняет программный материал, акцентируя внимание на базовом уровне. Следующий этап — закрепление — предполагает самостоятельную работу учеников. На этом этапе важно отследить уровень усвоения материала учащимися, выполняющими дифференцированные задания. На следующем — повышенном — уровне внимание уделяется заданиям творческого плана (кроссворды, загадки, ребусы), которые создают более полную картину полученных знаний, дополняют ранее изученное, помогают систематизировать и обобщить материал. Предполагается самостоятельное выполнение заданий. На уроке закрепления и обобщения ученики самостоятельно выбирают задания, соответствующие их уровню усвоения учебного материала [1].
В результате организации образовательного процесса на основе технологии разноуровневого обучения, как показал наш опыт, повышается качество преподавания; у учащихся возрастает самооценка, что способствует более комфортному поведению в учебной и внеучебной деятельности; наблюдается тенденция к усвоению знаний более сложного уровня; базисный минимум усваивают практически все обучающиеся. Основным же показателем эффективности названных технологий является то, что школьники начинают верить в свои способности, пытаются понимать причины своих успехов и неудач, стремятся преодолевать трудности и достигать более высоких жизненных результатов.
Список используемых источников:
1. Баранова Н. Н. Технология уровневой дифференциации и индивидуализации обучения // Начальная школа – 2016 - №2.
2. Кургина Н. И. Дифференцированный подход в начальном обучении // Начальная школа. – 2016 - №10.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»