Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 3 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Тема: Ознакомление с возникновением письменности

 

Арсентьева Елена Леонидовна, учитель высшей категории ГБОУ СОШ

 № 317 Адмиралтейского района г. Санкт-Петербурга

 

Методическая разработка познавательной  игры «Говорящие рисунки».

Рекомендуется для учеников 1 – 2 класса.

 

Проводится на занятиях в группе продлённого дня или на внеклассном мероприятии.

 

Китайская пословица гласит:

 

«Скажи мне, и я забуду.

Покажи мне, и, может быть,

я запомню.

Сделай меня соучастником,

И я пойму».

 

Между обучением и психическим развитием человека всегда стоит его деятельность. Образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие. Цель: научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, определять главное, структурировать и передавать информацию. В основе обучения лежит деятельностный подход. Поэтому такая форма обучения и развития ребёнка (особенно начальных классов), как игра даёт хорошие результаты, так как в игре ребёнок находится постоянно в фазе действий.

Слова Конфуция

            Я слышу, и я забываю.

            Я вижу, и я помню,

            Я делаю, и я понимаю.

           

 

Цели и задачи:

- развивать умение работать в коллективе, быть толерантными, уметь выслушивать мнение окружающих;

- развивать навыки  коммуникативности, личностные, регулятивные, познавательные УУД;

- развивать логическое мышление у детей;

- развивать пространственное воображение;

- развивать творческие способности;

- познакомить с началом возникновения письменности, познакомить с пиктографией;

- дать возможность попробовать выразить свои мысли с помощью пиктографии, учить читать пиктографию;

- учить правильно выражать свои мысли, говорить чётко и понятно для всех окружающих;

 

Литература: книга «Чего на свете не бывает» занимательные игры для детей и их родителей, Е.Л. Агаева и др. Просвещение, 1991 год.

Сайт: s.yandex.ru/yandsearch?text=пиктография первая; http://www.letopis.info/themes/writing/piktograficheskoe_pismo.html; http://www.claw.ru/book8/1250.htm; http4//;uch.znate.ru/docs/3316/index-4351-1.html

В игре участвуют (оборудование): листы бумаги, цветные карандаши, презентация, посвящённая возникновению письменности, пиктографии.

 

Ход игры.

п/п.

Шаги.

Деятельность учеников.

Деятельность учителя.

1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

Короткий рассказ учителя о пиктографии.

 

Просмотр презентации о возникновении письменности, о  пиктографии.

 

Познавательные УУД.

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные УУД.

 

 

 

 

 

Практическая работа.

1)    Устная работа.

 

 

 

Слушание, ответы на вопросы учителя.

 

- Я думаю, что не сразу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конечно, мы очень хотим попробовать.

 

Дети рассказывают сказку, предложенную учителем. Выделяют главные моменты, получают цепочку главных событий сказки.

 

 

 

 

 

 

 

- Как вы думаете, ребята, люди сразу умели писать, обозначать свои звуки буквами?

Да действительно, когда-то давным-давно люди не знали букв и не умели писать, а истории, которые им надо было сохранить и запомнить, они рисовали. Такой вид записи назывался пиктографией, и им пользовались в древних странах – в Египте и Ассирии, в Японии и Китае. Хотите и мы с вами поиграем в нарисованные истории?

 

 

Учитель предлагает рассказать сказку «Красная шапочка».

- Давайте выделим главные моменты сказки.  У нас с вами получилась цепочка событий: девочка пошла к бабушке, которая живёт на опушке леса, встретила волка, он съел бабушку, а потом и  Красную Шапочку, пришли дровосеки и спасли бабушку и внучку. Учитель выводит цепочку на экран.  

2.

Практическая работа.

2)Рисование – пиктографии.

 

 

Регулятивные УУД.

 

Дети рассказывают сказку – рисуют пиктографию, ориентируясь на цепочку событий сказки.

- Ребята, сейчас вы попробуете сами рассказать  эту сказку в виде пиктографии. Помните , что рисунки должны быть совсем простыми и в то же время понятными. Запись должна быть предельно схематична, но полностью отражать всё, что произошло. Только тогда рисунки станут «говорящими».

 

3.

Выставка выполненных работ.

Выбор лучших пиктографий.

 

Личностные УУД.

Дети, проанализировав пиктографии,  выбирают три лучшие работы. Дают объяснение, почему выбраны именно эти пиктографии.  

 

Учитель предлагает выбрать три лучшие пиктографии.

- Ребята, выберите три лучшие работы, которые действительно можно назвать пиктографиями, рисунки, по которым можно рассказать сказку. Представьте себе, что вы древние люди и вам нужно прочитать послание. Какая работа лучше всего подскажет вам события, выполнена предельно схематично, но полностью отражает все события?  

 

 

4.

Закрепление, проверка понимания и умения выполнять пиктографии. Самостоятельная работа в группах по выполнению пиктографии.

Стадия рефлексии.

Коммуникативные

УУД.

Делим детей на группы (по желанию или по жребию).

Ребята самостоятельно выбирают интересную для себя историю или сказку, могут  придумать сами и изображают её пиктографией.

 

Учитель даёт задание.

- Каждая группа выбирает историю или сказку, которую хочет изобразить методом пиктографии. На выполнение этого задания вам даётся десять минут.

5.

Подведение итогов по выполнению пиктографии.

 

 

Регулятивные УУД.

Личностные УУД.

Коммуникативные

УУД.

1)Команды выделяют ученика в жюри;

2) меняются пиктографиями;

3) готовятся (5 минут) рассказать историю, записанную с помощью пиктографии,

4) Рассказывают историю, которую прочитали в пиктографии.

- От каждой команды нужен один человек в жюри. Команды должны поменяться своими пиктографиями. Пять минут командам даётся на то, чтобы вы смогли прочитать историю, которая изображена в пиктографии. Каждый член команды должен принять участие в рассказе. А жюри внимательно слушает и делает записи – выставляет баллы за рассказы и активность членов команд. Та команда, чью пиктографию читают, должна будет сказать, правильно ли она была прочитана.

6.

Объявление результатов игры.

Награждение команды, получившей наибольшее количество баллов.

Коммуникативные

 

Жюри объявляет, чья история была более точно и интересно рассказана. Называет количество баллов, которое набрала  каждая  команда.

 

УУД. Личностные УУД.

- Жюри готово к объявлению результатов? Тогда слушаем.

7.

Заключительное слово учителя.

Слушание.

Ну вот, ребята, сегодня мы познакомились (и поиграли) с новой игрой, в которую вы можете играть и с друзьями, и с родителями дома.

Следующий раз жду от вас предложений новой интересной игры.

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»