Тема: Ознакомление с возникновением письменности
Арсентьева Елена Леонидовна, учитель высшей категории ГБОУ СОШ
№ 317 Адмиралтейского района г. Санкт-Петербурга
Методическая разработка познавательной игры «Говорящие рисунки».
Рекомендуется для учеников 1 – 2 класса.
Проводится на занятиях в группе продлённого дня или на внеклассном мероприятии.
Китайская пословица гласит:
«Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и, может быть,
я запомню.
Сделай меня соучастником,
И я пойму».
Между обучением и психическим развитием человека всегда стоит его деятельность. Образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие. Цель: научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, определять главное, структурировать и передавать информацию. В основе обучения лежит деятельностный подход. Поэтому такая форма обучения и развития ребёнка (особенно начальных классов), как игра даёт хорошие результаты, так как в игре ребёнок находится постоянно в фазе действий.
Слова Конфуция
Я слышу, и я забываю.
Я вижу, и я помню,
Я делаю, и я понимаю.
Цели и задачи:
- развивать умение работать в коллективе, быть толерантными, уметь выслушивать мнение окружающих;
- развивать навыки коммуникативности, личностные, регулятивные, познавательные УУД;
- развивать логическое мышление у детей;
- развивать пространственное воображение;
- развивать творческие способности;
- познакомить с началом возникновения письменности, познакомить с пиктографией;
- дать возможность попробовать выразить свои мысли с помощью пиктографии, учить читать пиктографию;
- учить правильно выражать свои мысли, говорить чётко и понятно для всех окружающих;
Литература: книга «Чего на свете не бывает» занимательные игры для детей и их родителей, Е.Л. Агаева и др. Просвещение, 1991 год.
Сайт: s.yandex.ru/yandsearch?text=пиктография первая; http://www.letopis.info/themes/writing/piktograficheskoe_pismo.html; http://www.claw.ru/book8/1250.htm; http4//;uch.znate.ru/docs/3316/index-4351-1.html
В игре участвуют (оборудование): листы бумаги, цветные карандаши, презентация, посвящённая возникновению письменности, пиктографии.
Ход игры.
№ п/п. |
Шаги. |
Деятельность учеников. |
Деятельность учителя. |
1.
2. |
Короткий рассказ учителя о пиктографии.
Просмотр презентации о возникновении письменности, о пиктографии.
Познавательные УУД.
Регулятивные УУД.
Практическая работа. 1) Устная работа.
|
Слушание, ответы на вопросы учителя.
- Я думаю, что не сразу.
Конечно, мы очень хотим попробовать.
Дети рассказывают сказку, предложенную учителем. Выделяют главные моменты, получают цепочку главных событий сказки.
|
- Как вы думаете, ребята, люди сразу умели писать, обозначать свои звуки буквами? Да действительно, когда-то давным-давно люди не знали букв и не умели писать, а истории, которые им надо было сохранить и запомнить, они рисовали. Такой вид записи назывался пиктографией, и им пользовались в древних странах – в Египте и Ассирии, в Японии и Китае. Хотите и мы с вами поиграем в нарисованные истории?
Учитель предлагает рассказать сказку «Красная шапочка». - Давайте выделим главные моменты сказки. У нас с вами получилась цепочка событий: девочка пошла к бабушке, которая живёт на опушке леса, встретила волка, он съел бабушку, а потом и Красную Шапочку, пришли дровосеки и спасли бабушку и внучку. Учитель выводит цепочку на экран. |
2. |
Практическая работа. 2)Рисование – пиктографии.
Регулятивные УУД.
|
Дети рассказывают сказку – рисуют пиктографию, ориентируясь на цепочку событий сказки. |
- Ребята, сейчас вы попробуете сами рассказать эту сказку в виде пиктографии. Помните , что рисунки должны быть совсем простыми и в то же время понятными. Запись должна быть предельно схематична, но полностью отражать всё, что произошло. Только тогда рисунки станут «говорящими».
|
3. |
Выставка выполненных работ. Выбор лучших пиктографий.
Личностные УУД. |
Дети, проанализировав пиктографии, выбирают три лучшие работы. Дают объяснение, почему выбраны именно эти пиктографии.
|
Учитель предлагает выбрать три лучшие пиктографии. - Ребята, выберите три лучшие работы, которые действительно можно назвать пиктографиями, рисунки, по которым можно рассказать сказку. Представьте себе, что вы древние люди и вам нужно прочитать послание. Какая работа лучше всего подскажет вам события, выполнена предельно схематично, но полностью отражает все события?
|
4. |
Закрепление, проверка понимания и умения выполнять пиктографии. Самостоятельная работа в группах по выполнению пиктографии. Стадия рефлексии. Коммуникативные УУД. |
Делим детей на группы (по желанию или по жребию). Ребята самостоятельно выбирают интересную для себя историю или сказку, могут придумать сами и изображают её пиктографией.
|
Учитель даёт задание. - Каждая группа выбирает историю или сказку, которую хочет изобразить методом пиктографии. На выполнение этого задания вам даётся десять минут. |
5. |
Подведение итогов по выполнению пиктографии.
Регулятивные УУД. Личностные УУД. Коммуникативные УУД. |
1)Команды выделяют ученика в жюри; 2) меняются пиктографиями; 3) готовятся (5 минут) рассказать историю, записанную с помощью пиктографии, 4) Рассказывают историю, которую прочитали в пиктографии. |
- От каждой команды нужен один человек в жюри. Команды должны поменяться своими пиктографиями. Пять минут командам даётся на то, чтобы вы смогли прочитать историю, которая изображена в пиктографии. Каждый член команды должен принять участие в рассказе. А жюри внимательно слушает и делает записи – выставляет баллы за рассказы и активность членов команд. Та команда, чью пиктографию читают, должна будет сказать, правильно ли она была прочитана. |
6. |
Объявление результатов игры. Награждение команды, получившей наибольшее количество баллов. Коммуникативные
|
Жюри объявляет, чья история была более точно и интересно рассказана. Называет количество баллов, которое набрала каждая команда.
УУД. Личностные УУД. |
- Жюри готово к объявлению результатов? Тогда слушаем. |
7. |
Заключительное слово учителя. |
Слушание. |
Ну вот, ребята, сегодня мы познакомились (и поиграли) с новой игрой, в которую вы можете играть и с друзьями, и с родителями дома. Следующий раз жду от вас предложений новой интересной игры. |