Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

 

Реализация потребностей современного ученика

через метод проектов в начальной школе.

 

Козлова Елена Геннадьевна, учитель начальных классов

 

 ГБОУ Гимназия № 284 г. Санкт-Петербург

 

Мы ничему не учимся у того, кто говорит: делай, как я.

Единственными нашими учителями являются те,

 кто говорят "делай со мной".

Жиль Делез

 

Реализация потребностей современного ученика

через метод проектов в начальной школе.

 

 

Именно в начальной школе наиболее эффективно осуществляется ориентирование в процессе обучения на воображение и мышление, развитие мануальных способностей. Ученик начинает осознавать себя творцом своей деятельности.

Потребность в действии сильнейшая у современных детей. Исследовать, изучать и создавать. К этому, в конечном итоге, стремиться каждый ребенок младшего школьного возраста.

Ещё Дьюи утверждал, что учебный процесс в начальной школе противоестественен природе ребенка, его стремлению делать и знать, его постоянной ориентацией на развитие. От педагогов во многом зависит как, в каких условиях, в каких направлениях пойдет развитие ребенка.

Проектная деятельность - относительно новая педагогическая технология, но за ней большое будущее. Метод творческих проектов - это инновационный метод обучения школьников.

Проект - процесс цель, которого ребенок понял, принял, реализовал в процессе деятельности. Слово “проект” произошло от латинского слова - “брошенный вперед”, то есть это замысел, план для достижения поставленной цели.

Метод проекта можно эффективно использовать уже в начальной школе.

Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность. Проектная деятельность соответствует целям и задачам современного образования, среди которых можно назвать подготовку школьников к познанию объективных законов природы и общества через самостоятельное конструирование и решение проблем в виде своеобразных проектов по различным направлениям.

Весь 2010/2011 учебный год методическое объединение начальных классов нашей Гимназии работало над технологией проекта.

Первое с чем сталкиваются педагоги, это определение, отбор темы. Как возникает сама идея проекта? Иногда проект рождается в ходе учебной работы, приходит понимание, что без проекта не обойтись. Иногда тему проекта предлагают сами дети, родители, часто темы проекта вытекают из предметного содержания и интеграции нескольких предметов (окружающий мир, изобразительное искусство, математика, технология, русский язык). В процессе работы над проектом возникают идеи конечного продукта.

В начальной школе был проведен ряд проектов. Например, в первых классах были проведены такие проекты, как «Календарь дней рождений», «Птицы - наши друзья», «Конструирование игровой площадки». В каждом из проектов конечный продукт был разным, например, в проекте «Птицы – наши друзья» дети изготовили кормушки и развесили, чтобы спасти птиц от весеннего голода. В проекте «Календарь дней рождений» дети изготовили удобный календарь дней рождений одноклассников.

Специфика данной технологии состоит в том, что готовые образцы фактически отсутствуют. Систематизация практических умений, полученных ранее знаний, установление их истинности и непротиворечивости - дело и забота самого ученика. Он не усваивает готовые представления и понятия, но сам из множества впечатлений, знаний и понятий строит свой проект, свое представление о мире. Недаром, учителя, использующие в своей работе метод проекта, знают, что никогда нельзя предсказать, что будет результатом (конечным продуктом) проекта.

Особенность содержания проектной деятельности младших школьников в качестве средства формирования личности состоит в том, что проекты носят наглядный, практический характер и важны для ребенка. Технология выполнения творческих проектов предполагает целый ряд последовательных операций. Это организует деятельность детей, придает ей самостоятельный характер. Возможность влиять на ход выполнения проекта, изменять его по собственному замыслу активизирует личностную позицию школьника.

Например, во втором классе был проведен проект «Конструирование простейшего измерительного прибора, его устройство. Измерение условно измеряемых величин на примере измерения силы ветра». В этом проекте дети полностью самостоятельно создавали проект измерительного прибора.

Школьников не удовлетворяет далекая перспектива учения: заниматься в школе, чтобы готовиться к взрослой жизни. Они хотят получить практический результат от учебы сейчас, а не через далекие годы. В противном случае многих из них перестает интересовать учебная деятельность, страдает мотивация учения.

Кроме того, проектная деятельность способствует снятию барьеров общения, создает условия для развития творческого мышления и принятия нестандартных решений, формирует и развивает навыки совместной деятельности.

Успешно прошел внеклассный проект в четвертом классе «Городские цветы» (создание макета городской клумбы к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне. Дети совместно с родителями наглядно продемонстрировали способность работать в команде, принимать интересные творческие решения.

Учитель и ученики являются равноправными участниками образовательного процесса. Ученик перестает быть объектом обучения, занимая активную позицию в образовательном процессе. Такой подход формирует у обучающихся самостоятельность в выработке и принятии решений, готовность нести ответственность за свои действия, вырабатывает уверенность в себе, целеустремленность и другие важные качества личности.

Проект, несомненно, развивает мышление, речь, умение формулировать свои мысли.

В проекте «Конструирование детской площадки» дети с увлечением защищали свои работы, аргументировали свои решения.

Дети младшего школьного возраста способны создавать полноценные произведения. Например, в проекте, проведенном в четвертом классе, под моим руководством, дети создали сборник собственных сказок.

Работа над проектом и его презентация помогают ребенку сформировать адекватную самооценку. Успешное выполнение, защита своего проекта формирует самоуважение, учит видеть себя человеком, обладающим положительными качествами, что очень значимо для младших школьников, которые стремятся к освоению взрослых социальных ролей.

Некоторые дети смогут поверить в себя, самоутвердиться, а некоторые наоборот “получат прививку” от самоуверенности и поймут, что без труда ничего не добиться. Ученик учится работать в коллективе, брать на себя и разделять ответственность за выбор, решение вопросов.

Таким образом, метод проектов позволяет реализовать потребности учеников в самовыражении, доказать себе и остальным, что им по плечу решение самостоятельных и инициативных задач. При защите своих проектов ученики ощущают свою значимость, испытывают гордость за созданный ими продукт. Ощущая поддержку окружающих, они понимают, что способны решать более сложные, более интересные задачи. Можно сказать, что у школьников формируется положительная мотивация к учебной деятельности. Метод проектов создает комфортную творческую обстановку на уроке, что мотивирует всех участников образовательного процесса и дает возможность в полной мере развивать творческий потенциал.

Каждый ребенок приходит в школу со своим жизненным опытом, он неповторим и уникален. Ребенок не чистая доска, на которой можно писать

что угодно, не кусок глины, из которого можно лепить все, что ни пожелаешь. Никогда не было на свете кого-то другого, похожего на него, и никогда больше не будет. Ему, пришедшему в этот мир, предоставлен шанс совершить то, чего не смог сделать раньше и не сможет осуществить когда- либо позже.

Как реализовать на практике в начальной школе метод проекта? Применение технологии проекта требует от учителя, прежде всего, стать организатором. Он повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя их в направлении достижения цели. Учитель помогает четко спланировать и реализовать проект, организует обсуждение возникших трудностей, путем косвенных, наводящих вопросов.

В течение года метод проекта в урочной деятельности можно реализовать не на каждом уроке, не каждый день, да это и не требуется. Проект должен быть целесообразен.

Это достаточно затратная по времени технология. Как показала практика, имеет смысл объединить уроки, чтобы дать детям время на обдумывание, планирование, творчество и реализацию, необходим также этап защиты проекта. Но, использование принципа интеграции, можно не перекраивая программу использовать все положительные стороны метода.

Задача проекта - конечный продукт, который будет востребован в дальнейшей жизни ребенка.

Работая в группе, ребенок в полной мере реализует свои потребности, выражает себя через значимую для себя деятельность. Каждый участник проекта получает индивидуальную роль и место в проекте. Хочется отметить, что роль и место в процессе проекта может меняться. Лидер может уступить свое место другому участнику. Развитие личности выступает в этом случае на первое место.

Модернизация российского образования предполагает переход к новым технологиям и, прежде всего к личностно-ориентированному развивающему образованию. Тогда школа станет местом, где «раскрываются сердца», а сам

образовательный процесс - учебником жизни, инструментом разрешения жизненных проблем и личностного роста.

 

 

Литература:

Проектная деятельность школьников: пособие для учителя/

Поливанова К.Н. - 2-е изд. - М.Просвещение, 2011-192 с.- (Работаем по новым стандартам).

Исследовательская и проектная деятельность младших школьников: рекомендации, проекты/ авт.-сост. В.Ф. Феоклистова.- Волгоград: Учитель, 2011.-142 с.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»