Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

 

«ДОСТИЖЕНИЯ ПРОГНОЗИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В ОБУЧЕНИИ»

 

Самсонова Ольга Петровна

ГБОУ школа №559

Санкт - Петербурга

учитель начальных классов

 

Методикой прогнозируемых результатов я начала пользоваться с 2006 года. Сущность данной технологии состоит в следующих этапах работы учителя.

Первый этапсостоит в том, что определяется общее информационное пространство учебной темы, т.е. элементы будущей системы прогнозируемых результатов:

-       понятийный аппарат (понятия, свойства)

-       виды деятельности, используемые в данной учебной теме (надпредметных видов деятельности, видов деятельности для данного материала, конкретные типы задач).

Второй этапзаключается в уточнении и конструировании понятийного аппарата темы, т.е. какие новые понятия должны быть изучены, сколько их, как они связаны с предыдущими, далее определить виды деятельности при изучении и применении понятий, выяснить, какие новые виды деятельности должен освоить ученик, как они связаны с уже известными.

Третий этап. Разработка прогнозируемых дифференцированных по уровню сложности заданий, соотнесение их с определённой оценкой. Эти задания предназначены для проверки уровня усвоения учащимися материала темы. После того, как спланировала конкретные теоретические и практические умения, которые я хотела бы увидеть в результате изучения данной темы, составляется итоговая работа.

Четвёртый этап. На основании итоговой работы составляются срезовые работы. Срезовые работы, это те промежуточные результаты, которых должны достигнуть обучающиеся в конце урока или в конце каждого этапа урока. Задания срезовых работ должны быть аналогичны заданиям входящих в контрольную работу и включают в себя отдельные задания итоговой работы. Создание системы срезовых работ, которые отслеживают процесс усвоения знаний и их уровень, показывают уровень готовности к написанию контрольной работы.

Пятый этап. Состоит в создании системы упражнений, ориентированных на освоение каждым учащимся всех видов (деятельности) действий и понятий. При разработке системы уроков учитываю, что цель темы – это спрогнозируемый результат. Как цель темы, так и конкретные задачи урока формируются в терминах результата применительно к учащимся. Например, ученик умеет решать задачи конкретного типа, решает примеры.

Шестой этап. Заключается в создании системы ориентированных уроков, направленных на достижение прогнозируемых результатов учения.

 

Технология направлена на рост эффективности и повышение результативности обучения школьников. Смотри Таблица № 1. («Прогнозируемые результаты обучения»). Прогнозируемый результат здесь - запланированная учителем система конкретных проверяемых теоретических и практических знаний, которые учащийся усвоит за определённый промежуток времени. Под теоретическими знаниями понимается понятийный аппарат темы: понятия, свойства, законы.

Под практическими - виды учебной деятельности.

На конкретном примере рассматриваем прогнозируемые результаты обучения:

Тема в 4 классе «Умножение на двузначное и трёхзначное число» (По Таблице № 1 учитель даёт подробное объяснение о прогнозируемых результатах обучения.)

Таблица № 2 «Отбор материала». В соответствии с тематическим планированием разрабатывается планирование системы уроков по данной теме и составляется система срезовых работ. Это позволяет реализовать задачи обучения - получить «на выходе» учащегося, который обладает заданными на «входе» теоретическими знаниями. Таким образом мною отработаны все знания, входящие в контрольную работу. На обобщающем уроке я решаю с детьми задачи аналогичные в контрольной работе. И урок № 13 — итоговая работа. Тем самым образом я спланировала результат и через систему срезовых работ, домашних заданий и заданий выполняемых на уроке, учащиеся достигают данные результаты.

Контрольная работа является открытой и вывешивается в классе в начале изучения темы. В ней чётко указывается, какие задания учащиеся должны решить на 3,4,5. Прежде чем выполнить задания на 4, учащиеся должны сначала выполнить задание на 3. Контрольная работа может включать в себя и творческое задание, которое оценивается отдельной оценкой.

При такой технологии реализуется дифференцированный подход к обучению школьников. Учитель может провести самоанализ, сравнив результаты с реальными, достигнутыми на занятии.

Дети на уроках внимательнее работают, так как часто в конце урока проводится срезовая работа по только что изученному материалу. Кроме того, учитель может легко провести самоанализ урока, сравнив прогнозируемые результаты с реальными.

Важной составляющей работы учителя в рамках рассматриваемой технологии является его деятельность по развитию субъективного опыта школьника. Эта деятельность включает в себя не только специфическую организацию учебной информации, но и особое погружение учащегося в неё, обучение школьников эффективным способом её переработки.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»