«ДОСТИЖЕНИЯ ПРОГНОЗИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В ОБУЧЕНИИ»
Самсонова Ольга Петровна
ГБОУ школа №559
Санкт - Петербурга
учитель начальных классов
Методикой прогнозируемых результатов я начала пользоваться с 2006 года. Сущность данной технологии состоит в следующих этапах работы учителя.
Первый этапсостоит в том, что определяется общее информационное пространство учебной темы, т.е. элементы будущей системы прогнозируемых результатов:
- понятийный аппарат (понятия, свойства)
- виды деятельности, используемые в данной учебной теме (надпредметных видов деятельности, видов деятельности для данного материала, конкретные типы задач).
Второй этапзаключается в уточнении и конструировании понятийного аппарата темы, т.е. какие новые понятия должны быть изучены, сколько их, как они связаны с предыдущими, далее определить виды деятельности при изучении и применении понятий, выяснить, какие новые виды деятельности должен освоить ученик, как они связаны с уже известными.
Третий этап. Разработка прогнозируемых дифференцированных по уровню сложности заданий, соотнесение их с определённой оценкой. Эти задания предназначены для проверки уровня усвоения учащимися материала темы. После того, как спланировала конкретные теоретические и практические умения, которые я хотела бы увидеть в результате изучения данной темы, составляется итоговая работа.
Четвёртый этап. На основании итоговой работы составляются срезовые работы. Срезовые работы, это те промежуточные результаты, которых должны достигнуть обучающиеся в конце урока или в конце каждого этапа урока. Задания срезовых работ должны быть аналогичны заданиям входящих в контрольную работу и включают в себя отдельные задания итоговой работы. Создание системы срезовых работ, которые отслеживают процесс усвоения знаний и их уровень, показывают уровень готовности к написанию контрольной работы.
Пятый этап. Состоит в создании системы упражнений, ориентированных на освоение каждым учащимся всех видов (деятельности) действий и понятий. При разработке системы уроков учитываю, что цель темы – это спрогнозируемый результат. Как цель темы, так и конкретные задачи урока формируются в терминах результата применительно к учащимся. Например, ученик умеет решать задачи конкретного типа, решает примеры.
Шестой этап. Заключается в создании системы ориентированных уроков, направленных на достижение прогнозируемых результатов учения.
Технология направлена на рост эффективности и повышение результативности обучения школьников. Смотри Таблица № 1. («Прогнозируемые результаты обучения»). Прогнозируемый результат здесь - запланированная учителем система конкретных проверяемых теоретических и практических знаний, которые учащийся усвоит за определённый промежуток времени. Под теоретическими знаниями понимается понятийный аппарат темы: понятия, свойства, законы.
Под практическими - виды учебной деятельности.
На конкретном примере рассматриваем прогнозируемые результаты обучения:
Тема в 4 классе «Умножение на двузначное и трёхзначное число» (По Таблице № 1 учитель даёт подробное объяснение о прогнозируемых результатах обучения.)
Таблица № 2 «Отбор материала». В соответствии с тематическим планированием разрабатывается планирование системы уроков по данной теме и составляется система срезовых работ. Это позволяет реализовать задачи обучения - получить «на выходе» учащегося, который обладает заданными на «входе» теоретическими знаниями. Таким образом мною отработаны все знания, входящие в контрольную работу. На обобщающем уроке я решаю с детьми задачи аналогичные в контрольной работе. И урок № 13 — итоговая работа. Тем самым образом я спланировала результат и через систему срезовых работ, домашних заданий и заданий выполняемых на уроке, учащиеся достигают данные результаты.
Контрольная работа является открытой и вывешивается в классе в начале изучения темы. В ней чётко указывается, какие задания учащиеся должны решить на 3,4,5. Прежде чем выполнить задания на 4, учащиеся должны сначала выполнить задание на 3. Контрольная работа может включать в себя и творческое задание, которое оценивается отдельной оценкой.
При такой технологии реализуется дифференцированный подход к обучению школьников. Учитель может провести самоанализ, сравнив результаты с реальными, достигнутыми на занятии.
Дети на уроках внимательнее работают, так как часто в конце урока проводится срезовая работа по только что изученному материалу. Кроме того, учитель может легко провести самоанализ урока, сравнив прогнозируемые результаты с реальными.
Важной составляющей работы учителя в рамках рассматриваемой технологии является его деятельность по развитию субъективного опыта школьника. Эта деятельность включает в себя не только специфическую организацию учебной информации, но и особое погружение учащегося в неё, обучение школьников эффективным способом её переработки.