Метод проектов в начальной школе
Метод проектов – это…
• Способ построения образовательного процесса
• Решение проблемы
• Самостоятельная деятельность
• Продуктивное мышление
• Обращение к субъектному опыту
• Продукт деятельности
– Реальный, осязаемый
– Нематериальный (самоизменение ученика)
Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Метод проектов – это набор техник и приёмов, позволяющих создавать образовательные ситуации, в которых учащийся ставит и решает
собственные проблемы, и технология сопровождения самостоятельной деятельности учащегося
Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполненный детьми комплекс действий по решению субъективно значимой проблемы ученика, завершающийся созданием продукта и его представлением в рамках устной или письменной презентации
Для чего нужен метод проектов
n Научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению
n Научить размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы
n Научить принимать самостоятельные аргументированные решения
n Научить работать в команде, выполняя разные социальные роли
Цели и задачи проектного метода.
Основная цель проектного метода в начальной школе является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Задачи развития:
n обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
n развитие познавательных способностей;
n развитие творческого воображения;
n развитие творческого мышления;
n развитие коммуникативных навыков.
Задачи исследовательской деятельности:
n формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
n развитие умения определять возможные методы решения проблем с помощью взрослого;
n формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
n развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Основные условия применения методов проектов:
n существование новой значимой проблемы, требующей решения путем исследовательского поиска и применения интегрированного знания;
n значимость предлагаемых результатов (практическая, теоретическая, познавательная);
n применение творческих, исследовательских методов при проектировании;
n структурирование этапов выполнения проектов;
n самостоятельная деятельность учащихся в ситуации выбора
Виды проектов в начальной школе:
n проекты наблюдения;
n проекты рассказы;
n конструктивные проекты;
n экскурсионные проекты.
Классификация проектов
n Практико-ориентированный проект
нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика
n Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование
n Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории
n Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов.
n Ролевой проект – участники берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п.
Виды проектов по доминирующей деятельности
n Информационные
n Исследовательские
n Творческие
n Игровые
n Практико - ориентированные
Требования к проектам и идеи проектирования.
Проектный метод должен содержать:
n предмет поиска решения проблемы;
n поэтапность поиска с обозначением промежуточных результатов;
n аналитическую работу над собранными фактами;
n выводы;
n корректировку первоначального направления;
n дальнейший поиск информации;
n анализ новых фактов; обобщение;
n заключение; оформление результатов; презентация;
n внешняя оценка, рефлексия.
Урок в режиме проектного обучения
Этапы работы над методом проектов:
Мотивационный
Планирующий
Информационно-операционный
Рефлексивно-оценочный
Компоненты учебного проекта
Проблема проекта |
«Почему?» (это важно для меня лично) |
Актуальность проблемы мотивация |
Цель проекта |
«Зачем?» (мы делаем этот проект) |
Целеполагание |
Задачи проекта |
«Что?» (для этого мы делаем) |
Постановка задач |
Методы и способы |
«Как?» (как мы это можем делать) |
Выбор способов и методов, планирование |
Результат |
«Что получится?» (как решение проблемы) |
Ожидаемый результат |
Достоинства и недостатки проекта
как формы организации учебной деятельности.
Достоинства:
• Возможность углубленного и многостороннего изучения отдельных тем;
• Исследовательский, поисковый характер;
• Значительная самостоятельность учащихся в выборе форм и видов деятельности;
• Активное взаимодействие между всеми участниками проекта;
• Возможность организации познавательной деятельности на основе внутренней мотивации к обучению.
• Коллективный характер деятельности.
Недостатки:
• Некоторая академичность проекта, способная снизить познавательный интерес, отпугнуть учащихся;
Невысокая игровая составляющая этой формы учебной деятельности, ограничивающая возможность достижения успеха учащимися с разными типами мышления, ориентация на логическое, «левополушарное» мышление.
Деятельность учителя и учащихся
Этапы проекта |
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
1 этап Подготовительный |
1.Формирует проблему (цель) |
1. Вхождение в проблему. |
Определяется продукт проекта. |
2. Вживание в ситуацию. |
|
2.Вводит в ситуацию. |
3. Принятие задачи. |
|
3.Формирует задачу. |
4. Дополнение задач проекта. |
|
2 этап Проектировочный |
4. Помогает в решении задачи. |
5. Объединение в рабочие группы. |
5. Помогает спланировать деятельность. |
6. Распределение амплуа. |
|
6. Организует деятельность. |
|
|
3 этап Практический |
7. Практическая помощь. |
7. Формирование специфических знаний, умений, навыков. |
8. Направляет и контролирует осуществление проекта. |
|
|
4 этап Заключительный |
9. Подготовка к презентации. Презентация. |
8. Готовый продукт деятельности и презентация. |
Критерии внешней оценки проекта
n Значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике;
n корректность используемых методов исследования и методов обработкиполучаемых результатов;
n активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;
n коллективный характер принимаемых решений;
Критерии оценки метода проектов
n характер общения и взаимопомощи участников проекта;
n необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей;
n доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;
n эстетика оформления результатов проекта;
n умение отвечать на вопросы оппонентов
Сетевой учебный проект
n Организация совместных проектов на основе сотрудничества учащихся разных классов, школ, городов, стран.
n Совместная учебно – познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся – партнеров, организованная на основе средств коммуникации, имеющая общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение совместного результата деятельности
Специфика сетевых проектов
n Использование информационных ресурсов (в том числе Интернета)
n Проблема рассматривается с разных точек зрения
n Ответственность за собственную работу и работу всей группы
n Учащиеся приучаются выполнять разные социальные роли (лидера, исполнителя, организатора, генератора идей и т.п.)
Внутришкольное проектирование применяется , если:
n существует матрица значимых проблем, совпадения сроков прохождения материалов в параллелях и классах;
n существует взаимосвязь учителей (команда), способная договориться о формах интеграции;
n существует взаимодействие учителя с воспитателем продленного дня;
n налажено сотрудничество с родителями;
n существует преемственность между начальным и общим образованием;
n есть пространство для организации коммуникаций (зал, музей, сайт, классный блог и т.д.)
n есть потребители (заказчики) продукта;
n есть значимость результата (теоретическая, практическая).
n достаточна материально-техническая база
n возможно структурирование (этапность) проекта.
Роль родителя на каждом этапе выполнения проекта.
Этап выдвижения первоначальных идей и выбора лучшей из них:
Помочь ребенку выдвинуть как можно больше идей
Записать их на листе бумаги вразброс, чтобы не выделять эти идеи порядком записи в столбце.
Выбор и формулировка темы проектной работы:
Помочь выбрать лучшую идею и обосновать выбор.
Формулировка задачи проекта:
Помочь правильно сформулировать задачи проекта.
Разработка плана и структуры выполнения проекта:
Помочь в планировании работы с учетом занятости ребенка.
Помочь в корректировке плана проектной работы.
Помочь в определении сроков ее выполнения с учетом особенностей личного расписания ребенка.
Помочь в определении промежуточных сроков работы.
Этап обсуждения возможных результатов работы по теме проекта (в соответствии с конкретными частными задачами):
Обдумать с ребенком возможные выходы по каждой задаче.
Разбить объем работы на небольшие части и определить срок выполнения каждой.
Составление программы и календарного плана выполнения работ:
Помочь в корректировке плана и создании условий для их выполнения.
Этап изучения необходимой литературы по теме проекта:
Посоветовать дополнить или снять какие-то источники, которые не совсем соответствуют выбранной теме.
Помочь в передвижении до библиотеки, книжного магазина в поиске источников дополнительной информации.
Этап подготовки выводов по результатам проекта:
Помочь в редакционной правке, грамматическом и стилистическом контроле.
Помочь прорепетировать выступление, снять волнение ребенка перед выступлением.
Оценка результатов и процесса работы по проекту:
Помочь в предварительной оценке проекта.
Помогая ребенку, родитель должен помнить: главное действующее лицо осуществляемой работы по проекту – ребенок!