Зачем нужны игры на уроках в начальных классах
Найда Юлия Игоревна
Как утверждал советский педагог В.А.Сухомлинский, «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
Игровые технологии - это составная частью педагогических технологий, одна из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению учебных предметов. Занимательность игрового момента делает урок эмоционально окрашенным, а эмоциональность игрового действа активизирует все психологические процессы и функции ребенка. Другой позитивной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т.е. усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и заинтересованность в учебный процесс.
Применение игровых технологий на уроках в начальных классах необходимо, так как ценность игры в психолого-педагогическом контексте очевидна. При условии адекватного отношения взрослых к детской игре и разумного использования ее мощного психолого-педагогического потенциала, игра способна стать тем оптимальным инструментом, который обеспечивает успешность адаптации ребенка в новой ситуации, развитие младшего школьника как субъекта собственной деятельности и поведения, его эффективную социализацию, сохранение и укрепление его нравственного, психического и физического здоровья.
В жизни детей начальной школы игра выполняет важнейшие функции, такие как развлекательную, коммуникативную, терапевтическую, диагностическую, коррекционную, функцию самореализации, межнациональной коммуникации, социализации.
Вместе с тем, игра учит. В педагогическом процессе игра выступает как метод обучения и воспитания, передачи накопленного опыта. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
как элемент более обширной технологии;
в качестве урока (занятия) и его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
как технология внеклассной работы.
Проведение уроков в начальной школе диктует целесообразность использования игровых технологий, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся и ведущих к более осмысленному усвоению знаний.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр, которые отличаются вообще от игр тем, что они обладают поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые, в свою очередь, обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Особенность педагогической игры в том, что ситуация классно-урочной системы обучения не дает возможности проявиться игре в «чистом виде»: учитель должен организовать и координировать игровую деятельность детей.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые должны выступать как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий проходит по таким основным направлениям:
дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства;
в учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют переходу дидактических задач в разряд игровых;
успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Игровые приемы обычно воспринимаются детьми с радостью в силу того, что отвечают возрастному стремлению к игре; в основу их учитель вкладывает привлекательные задачи и действия, характерные для самостоятельных детских игр. Использование столь свойственных им элементов тайны, интриги и разгадки, поиска и находки, ожидания и неожиданности, игрового передвижения, соревнования стимулирует умственную активность и волевую деятельность детей, способствует обеспечению осознанного восприятия учебно-познавательного материала, приучает к посильному напряжению мысли и постоянству действий в одном направлении, развивает самостоятельность.
В тоже время игровой прием должен не отвлекать детей от учебного содержания, а наоборот, привлекать к нему еще больше внимания.
При выборе игрового приема учителю следует стремиться к естественности его применения, которая диктуется, с одной стороны, логикой детской игры, а с другой - задачами, которые поставлены учителем.
Результатом игровым деятельности выступает успешное выполнение дидактического задания. Вот почему различные игры повышают интерес детей к той или иной предметной области, активизируют их умственную, речевую, творческую деятельность и влияют на эффективность формирования широких познавательных мотивов.
К.Д. Ушинский писал: «Для дитяти игра – действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Интереснее она для ребенка именно потому, что отчасти есть его собственное создание. В игре дитя живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни, в которую он не может еще войти по сложности её явлений и интересов. В действительной жизни дитя не более чем дитя, существо, не имеющее еще никакой самостоятельности, слепо и беззаботно увлекаемое течением жизни, в игре же ребенок, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями».
Можно выделить следующие факторы, делающие игру для ребенка не просто привлекательной, но и незаменимой, единственной сферой реализации потребностей:
- самостоятельность: игра – единственная сфера жизни, в которой ребенок сам определяет цели и средства.
- возможность творчества вне игры доступна лишь небольшому количеству школьников. Игра же представляет собой возможность «безнаказанно» творить в очень многих областях жизни. В области межличностных отношений (классические игры типа «дочки-матери»), в управлении (игры в «города», которые дети населяют вымышленными персонажами), собственно в исполнительном творчестве – вылепить из пластилина, нарисовать, сшить костюм.
Ю.В.Геронимус выделил факторы, которые способствуют возникновению игрового интереса:
удовольствие от контактов с партнерами по игре;
удовольствие от демонстрации партнерам своих возможностей как игрока;
азарт, от ожидания непредвиденных игровых ситуаций и последовательных их разрешений в ходе игры;
необходимость принимать решения в сложных и часто неопределенных условиях;
удовлетворение от успеха – промежуточного и окончательного;
удовольствие от процесса – перевоплощение в роль, если игра ролевая.
Привлекательность игры заключается в возникновении новых возможностей для ребенка.
В играх могут быть реализованы следующие потребности:
наличие собственной деятельности;
творчество;
общение;
власть;
потребность в ином;
самоопределение через ролевое экспериментирование;
самоопределение через различную деятельность.
Учебный процесс предъявляет к играм определенные требования: игровая оболочка (должен быть задан игровой сюжет, мотивирующий всех учеников на достижение игровых целей); включенность каждого (команды в целом и каждого игрока лично); возможность действия для каждого ученика; результат игры должен быть различен в зависимости от усилий играющих; игровые задания должны быть подобраны так, чтобы их выполнение было связано с определенными сложностями. В тоже время, задания должны быть доступны каждому, поэтому необходимо учитывать уровень участников игры и задания подбирать от легких (для отработки учебного навыка) до тех, выполнение которых требует значительных усилий (формирование новых знаний и умений). В игре не должно быть единственно возможного пути достижения цели.
Исходя из перечисленных требований к игре становится понятно, что игра – очень затратная по времени и трудоемкая форма. Подготовка игры требует обыкновенно на порядок большего количества времени, нежели её проведение.
Теория и классификация игр.
Наряду с обучением игра – один из основных видов деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Каждая учебная игра делится на этапы:
целеполагания;
планирования;
реализации цели;
анализа результатов, в которых ученик полностью реализует себя как субъект возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребностей, самоутверждения, самореализации.
В структуру игры как процесса входят:
роли, взятые на себя играющими;
игровые действия как средства реализации этих ролей;
игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;
реальные отношения между играющими;
сюжет (содержание) – область действительности, условно воспроизводимая в игре.
Большинство игр отличает следующие черты:
свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата;
творческий, в значительной мере импровизационный, активный характер этой деятельности («поле творчества»);
эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция («эмоциональное напряжение»);
наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.
Педагогические игры - достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса. Основное отличие педагогической игры от игры вообще состоит в том, что она обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом.
Педагогические игры достаточно разнообразны по:
целям (дидактические (расширение кругозора, развитие трудовых навыков), воспитывающие ( коллективизм, сотрудничество), развивающие (память, внимание); социализирующие (приобщение к нормам ценностей общества));
организационной структуре;
возрастным возможностям их использования;
специфике содержания.
По характеру педагогического процесса бывают:
обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;
познавательные, воспитательные, развивающие;
репродуктивные, продуктивные, творческие;
коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и другие.
По характеру игровой методики делятся на предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры – драматизации.
По предметной области выделяют игры по всем школьным циклам.
По игровой среде, которая в значительной степени определяет специфику игровой технологии:
различают игры с предметами и без них;
настольные;
комнатные;
уличные;
на местности;
компьютерные и с ТСО;
с различными средствами передвижения.