Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

ЭОР как важный компонент информационно-образовательной
среды начальной школы

Немашкалова Наталия Алексеевна
В ФГОС начального общего образования одним из требований является то, что эффективность учебно-воспитательного процесса должна обеспечиваться информационно-образовательной средой – системой информационно-образовательных ресурсов и инструментов, обеспечивающих условия реализации основной образовательной программы образовательного учреждения.
В настоящее время понятие информационной образовательной среды (ИОС) определяется по-разному. Но многие ученые и практики приходят к такой мысли, что ИОС – это целостная система, состоящая из совокупности подсистем, функционирующих и ведущих учет участников образовательного процесса на основе современных информационно-технических и учебно-методических средств.
Выделяются цели информатизации начального обучения:
- формирование ИКТ грамотности детей и функциональной готовности включиться в информационную деятельность в учебной среде; 
- формирование первичных навыков коммуникативной активности, элементарных навыков использования общекультурных правил и норм информационной деятельности;
- формирование познавательной активности с использованием ИКТ.
В начальном общем образовании выделяются задачи современной школы и учителя:
- обеспечить вхождение учащихся в информационное общество; 
- научить каждого школьника пользоваться новыми массовыми ИКТ (текстовый, графический редактор, электронные таблицы, электронная почта и другие информационные технологии); 
- сформировать пользовательские навыки для введения компьютера в учебную деятельность для самостоятельной творческой работы, личностно значимой для обучаемого; 
- сформировать у школьников представления об информационной деятельности человека и информационной этике.
К типологическим признакам ИОС можно отнести следующие [12]:
1. Образовательная среда любого уровня, является сложным составляющим объектом системной природы. 
2. Целостность образовательной среды является синонимом достижения системного эффекта, под которым понимается реализация комплексной цели обучения и воспитания на уровне непрерывного образования. 
3. Образовательная среда существует, как определенная социальная общность, развивает совокупность человеческих отношений в контексте широкой социокультурной мировоззренческой адаптации человека к миру, и наоборот. 
На данный момент времени, широкое распространение в практике преподавания начальной школы получили такой компонент ИОС, как электронные образовательные ресурсы (ЭОР).
ЭОР – учебные и справочные материалы (совокупность информации, представленной в графической, текстовой, числовой, звуковой, видео форме и т.п.) и средства, содержащие систематизированные сведения образовательного характера, то есть целостный, логически завершенный блок учебно-методического назначения, представленный в электронной форме на носителях любого типа или размещен в компьютерных сетях (локальных, региональных, глобальных), предназначенный для воспроизведения с использованием электронных цифровых средств (компьютер, CD-DVD-проигрыватель, мобильный телефон и т.п.) в учебных целях, в том числе и для применения в качестве составляющей системы дистанционного обучение.
З.В. Савченко определяет ЭОР как информационный ресурс, который сохраняется в электронном или компьютеризированном формате и может быть достигнут, найден и превращен средствами электронной сети или другой электронной технологии обработки данных [14].
По определению С. Литвиновой [12], ЭОР – это вид средств образовательной деятельности, которые существуют в электронной форме, размещаются и подаются в образовательных системах на запоминающих устройствах электронных данных, представляет собой совокупность электронных информационных объектов.
Виды ЭОР также представлены в положении об электронных образовательных ресурсах [33]. К основным видам ЭОР относят такие как: электронный документ, электронное издание, электронный аналог печатного издания, электронные дидактические демонстрационные материалы, информационная система, компьютерный тест, электронный словарь, электронный справочник и др. 
Детализация понятия ЭОР предполагает, что ЭОР – это совокупность программных средств, информационных, технических, нормативных и методических материалов, полнотекстовых электронных изданий, включая аудио и видеоматериалы, иллюстративные материалы и каталоги электронных библиотек, размещенные на компьютерных носителях или в сети Интернет. ЭОР предназначаются для воспроизведения на полнофункциональных персональных компьютерах.
По сложности исполнения ЭОР можно разделить на четыре основных типа:
1. Простые ЭОР — текстографические. Они отличаются от книг в основном формой предъявления текстов и иллюстраций: материал представляется на экране компьютера, а не на бумаге. При этом последовательность материала на экране задается автором, как в книге. Никаких иных существенных отличий от полиграфического варианта такого текста нет. Данный тип ЭОР легко распечатать, т.е. перенести на бумагу, превратив его в традиционную форму учебного материала.
2. Гипертекстовые ЭОР. Существенным отличием данного типа является наличие ссылок на логически связанный текст или фрагменты текста. В данном случае навигация по тексту является нелинейной, т.е. просматривать фрагменты текста можно в произвольном порядке, определяемом логической связью и собственным желанием пользователя. В ЭОР этого типа термины или иные важные понятия и факты могут являться ссылками, после перехода, к которым можно получить уточняющую информацию в небольшом дополнительном окне или мгновенно сменить содержимое экрана при указании так называемого ключевого слова (либо словосочетания).
3. ЭОР представляющие собой видео или звуковой фрагмент. Формальные отличия от книги здесь очевидны: ни кино, ни анимация (мультфильм), ни звук в полиграфическом издании невозможны. Однако по отношению к обучаемому этот тип ЭОР не отличается ничем от аудио/видео продуктов.
4. Мультимедиа ЭОР – это самые мощные и интересные для образования продукты, включающие в себя тексты, иллюстрации, видео, звук и другие цифровые возможности.
Последний тип ЭОР является наиболее зрелищным и эффективным в обучении. Английское слово multimedia в переводе означает «много способов (сред)». Мультимедиа ЭОР реализуют возможность одновременного воспроизведения на экране компьютера текста, рисунков, анимации, звука и видеофрагментов в некоторой взаимосвязи, подчиненной определенной дидактической идее, и изменение одного из них вызывает соответствующие изменения других. 
Таким образом, электронные образовательные ресурсы в современном учебном процессе играют большую роль. Интернет-технологии, которые быстро осваиваются школьниками, дают им уверенность в себе, создают более комфортные условия для самореализации и творчества, повышают мотивацию обучения, увеличивают круг общения школьников, предоставляют большой объем разнообразных образовательных ресурсов. Вспоминая слова К.Ф. Гаусса о том, что «Математика – наука для глаз, а не для ушей», считаем, что математика – это один из тех предметов, на котором использование ЭОР может активизировать все виды учебной деятельности: изучение нового материала, подготовка и проверка домашнего задания, самостоятельная работа, проверочные и контрольные работы, внеклассная работа, творческая работа. 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»