Метод групповой работы на уроке
Групповая работа как средство формирования УУД
Терентьева Наталья Владимировна
Особенности групповой работы - активное обучение
- свобода и активность,
- оригинальность и творческий подход,
- открытие,
- самостоятельность,
- критическое мышление,
- общение и совместная работа,
- положительные мотивы обучения,
- развитие творческих способностей,
- оценка своей работы и других.
- по своей структуре задание должно быть таким, чтобы его можно было расчленить на отдельные подзадачи и подпункты;
- содержание материала должно быть достаточно трудным, желательно проблемным, допускать различные точки зрения, несовпадение позиций.
Первый этап – сплочение коллектива.
Одно из важных условий эффективной организации групповой работы — правильное, продуманное комплектование групп. При комплектовании групп в расчет надо брать два признака: уровень учебных успехов обучающихся и характер межличностных отношений.
- Упражнение «Мы с тобой похожи тем, что…».
- Для поддержания группового единства можно проводить игру «Путанка».
- На первом этапе можно проводить упражнение «Коллективная сказка».
- Для получения обратной связи можно использовать игру «Модифицированное зеркало».
Сначала такое обучение происходит во фронтальной работе. Здесь можно использовать следующие приемы:
- в случае затруднения при ответе ученик сам вызывает себе помощника;
- для оценки своего ответа ученик сам назначает "учителя";
- игры, развивающие умение слушать другого (например, "Снежный ком»).
Затем необходимо научить работать в парах (таблица сложения, устный счёт, взаимодиктанты, взаимопроверка).
Обсуждение в парах:
- расскажите друг другу, о чём я вам только что рассказала;
- скажи напарнику, как ты его понял;
- задайте друг другу по два любых вопроса к прочитанному или услышанному тексту и ответе на них;
- составьте к услышанному тексту вопросы, используя слова, записанные на доске (что? почему? для чего?) и задайте их друг другу.
Третий этап – групповая работа.
Правила работы в группе:
- смотреть на собеседника при разговоре;
- говорить тихо, чтобы не мешать одноклассникам;
- говорить только по делу;
- внимательно слушать ответ;
- обращаться друг к другу по имени;
- терпимость, дружелюбие;
- не смеяться над ошибками товарища, каждый имеет «право на ошибку».
- «Неверное» общение - это типичный детский спор: «Я прав!», «Нет, я!».
- Отношение ученика, который ничего сам не делает и рад, когда за него выполняют другие.
Подбор детей в группу
Как объединять детей в группы.
- самому слабому нужен не столько сильный, сколько терпеливый и доброжелательный;
- упрямцу полезно соперничать с упрямцем;
- двух озорников соединять вместе опасно, но при правильном подходе они будут работать;
- самых развитых детей не следует надолго объединять со слабыми, им нужны равные;
- не следует создавать группы с детьми со слабой самоорганизацией.
Советы:
-нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать;
- нужно разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один;
-групповая работа должна занимать не более 15-20 минут в 1 – 2 классах,
не более 20-30 минут – в 3 – 4 классах;
-нельзя требовать в классе абсолютной тишины;
-нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе.
Способы распределения учащихся по группам
1. По желанию.
Объединение в группы происходит по взаимному выбору. Задание на формирование группы по желанию может даваться, как минимум, в двух вариантах:
- Разделитесь на группы по ... человек.
- Разделитесь на ... равные группы.
Группа, формируемая по признаку случайности, характеризуется тем, что в ней могут объединяться (правда, не по взаимному желанию, а волей случая) дети, которые в иных условиях никак не взаимодействуют между собой либо даже враждуют. Работа в такой группе развивает у участников способность приспосабливаться к различным условиям деятельности и к разным деловым партнерам.
Этот метод формирования групп полезен в тех случаях, когда перед учителем стоит задача научить детей сотрудничеству. Метод также может использоваться в классах, в которых между учениками сложились в целом доброжелательные отношения.
Способы формирования «случайной» группы: жребий; объединение тех, кто сидит рядом (в одном ряду, в одной половине класса); с помощью импровизированных «фантов» (один из учеников с закрытыми глазами называет номер группы, куда отправится ученик, на которого указывает в данный момент педагог) и т.п.
3. По определенному признаку.
Такой признак задается либо учителем, либо любым учеником. Так, можно разделиться по первой букве имени (гласная – согласная), в соответствии с тем, в какое время года родился (на четыре группы), по цвету глаз (карие, серо-голубые, зеленые) и так далее.
Этот способ деления интересен тем, что, с одной стороны, может объединить детей, которые либо редко взаимодействуют друг с другом, либо вообще испытывают эмоциональную неприязнь, а с другой – изначально задает некоторый общий признак, который сближает объединившихся учащихся. Есть нечто, что их роднит и одновременно отделяет от других. Это создает основу для эмоционального принятия друг друга в группе и некоторого отдаления от других (по сути дела – конкуренции).
4. По выбору «лидера».
«Лидер» в данном случае может либо назначаться учителем (в соответствии с целью, поэтому в качестве лидера может выступать любой ученик), либо выбираться детьми. Формирование групп осуществляется самими «лидерами». Например, они выходят к доске и по очереди называют имена тех, кого они хотели бы взять в свою группу. Наблюдения показывают, что в первую очередь «лидеры» выбирают тех, кто действительно способен работать и достигать результата. Иногда даже дружба и личные симпатии отходят на второй план.
В том случае если в классе есть явные аутсайдеры, для которых ситуация набора в команду может быть чрезвычайно болезненной, лучше или не применять этот способ, или сделать их «лидерами».
5. По выбору педагога.
В этом случае учитель создает группы по некоторому важному для него признаку, решая тем самым определенные педагогические задачи. Он может объединить учеников с близкими интеллектуальными возможностями, со схожим темпом работы, а может, напротив, создать равные по силе команды. При этом организатор групповой работы может объяснить принцип объединения, а может уйти от ответа на вопросы участников по этому поводу.
Технологический процесс групповой работы
Подготовка к выполнению группового задания:
- постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);
- инструктаж о последовательности работы;
- раздача дидактического материала по группам.
Групповая работа:
- знакомство с материалом, планирование работы в группе;
- распределение заданий внутри группы;
- индивидуальное выполнение задания;
- обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;
- обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения);
- подведение итогов группового задания.
Заключительная часть:
- сообщение о результатах работы в группах;
- анализ познавательной задачи, рефлексия;
- общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи.
Алгоритм работы в группе
- Повторение задания для осознания.
- Анализ условий (разграничение границ знаний для нахождения способа решения задачи).
- Выдвижение версий всеми членами группы.
- Обоснование версий, их проверка, исключение неподходящих.
- Совместное принятие решения.
- Анализ решения. Оформление.
- Проговаривание в группе выступления.
- Представление решения.
1. Работа в парах (статистическая пара, динамическая пара, вариационная пара)
Правила работы в парах:
- работать должны оба;
- один говорит, другой слушает;
- свое несогласие высказывай вежливо;
- если не понял, переспроси.
Основана на выполнении заданий разного рода группой «по цепочке».
Mожно использовать на уроках по разным предметам (например, при написании сочинения, на уроке окружающего мира при составлении рассказа о каком - либо животном, при составлении обзора исторических событий.
3. Охота за сокровищами
Учитель составляет вопросы. Вопросы могут требовать как знаний фактов, так и осмысления или понимания.
Обучающийся или группа должны ответить на вопросы, используя ресурсы Интернета и/или учебник.
4. Снежный ком
Работа в группе, которая начинается с решения индивидуального задания. Все учащиеся получают аналогичные задания и самостоятельно выполняют их. После этого следует работа в парах. В парах учащиеся предлагают свои способы решения данного задания, из которых выбирается лучшее.
Далее две пары объединяются, и работа продолжается в группе из четырех человек, где снова происходит обсуждение решений и выбирается лучшее из них.
В конце работы все учащиеся попадают в одну группу. На этом последнем этапе уже не происходит обсуждения решений, группы делают доклады о своей работе.
5. Мозговой штурм
Цели: активизировать мышление учащихся, развивать умения краткого и четкого изложения мыслей.
На первом этапе – создание банка идей; на втором этапе – анализ идей; на третьем этапе – обработка результатов.
Организация: 1. Формируются группы из 4 человек.
2. Учитель дает всем группам общее задание (5 минут).
3. Представители от каждой группы отвечают по заданию.
4. Обработка результатов.
6. Мозаичная группа «Пазлы»
Учитель делит тему на несколько частей так, чтобы каждая группа получила бы свою часть темы. Также все группы получают список необходимых источников или сами учебные материалы, с помощью которых они изучают основы предложенной части темы.
После изучения материала или выполнения задания группы переформируются так, чтобы в каждую новую группу попали по 1 человеку от каждой прежней группы.
Каждый член новой группы объясняет своим новым коллегам свою часть темы, основы которой он изучил в составе предыдущей группы и отвечает на заданные вопросы. В заключение работы делают выводы.
7. Прием «Зигзаг»
Учащиеся организуются в группы по 4-5 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты.
Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов».
Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы).
Роли в группе
1) Писарь – записывает решение;
2) Спикер – защита решения, ответ от имени группы;
3) Организатор – распределяет роли, следит за временем, действиями всех членов группы.
Роль учителя
Репортер
Помогает детям замечать, чем заняты партнеры; распознавать собственные эмоции и эмоции партнеров; обозначать их словами, верно определять причины их возникновения.
Знаток и эксперт
Предоставляет возможность самим решать, следовать инструкциям или нет. Его задача – проинформировать обучающихся о том, какие эффективные правила и приемы существуют в разных ситуациях. Какое из них применить – дело участников.
Генератор идей
Придумывает и предлагает на выбор альтернативные варианты поведения. Задачи – приучить к мысли, что обычно существуют не один, а несколько способов выхода из любой ситуации; побуждать искать эти способы и выбирать наиболее конструктивные.
Судья
Действует авторитарно. Задачи – обеспечить безопасность и эмоциональный комфорт. Поддержать неуверенных. Приучить вести себя в рамках социальных норм.
Учителю не следует делать, если хочет организовать эффективную групповую работу:
- сидеть за своим столом, проверяя тетрадки;
- воспринимать групповую работу как «законную передышку», когда можно позволить себе выйти из класса;
- уделять все свое внимание одной группе, забывая об остальных;
- исправлять допущенные ошибки (кроме тех случаев, когда ученики просят об этом сами);
- оказывать давление на участников или мешать им высказываться;
- нельзя исправлять или критиковать первые высказывания, даже если они содержат грубейшие ошибки, эту работу должны выполнить ученики в доброжелательной форме;
- нельзя давать слишком категоричных оценок – они действуют на участников подавляюще;
- не следует отвечать на вопрос, если на него может ответить кто-то из учеников.
- и не следует ходить по классу или стоять около учеников в начале групповой работы: ученики часто стесняются высказываться в присутствии учителя. Но ближе к концу обсуждения, когда участники уже разговорились, учитель тоже может включаться в работу: слушать, как идет обсуждение в группах, направлять и поддерживать участников, отвечать на вопросы.
- Задания должны быть такими, чтобы дружная и согласованная работа всех членов группы давала ощутимо лучший результат, чем мог бы получить каждый из участников, если бы работал один.
- задания, которые требуют выполнения большого объема работы;
- задания, которые требуют разнообразных знаний и умений, всей совокупностью которых не владеет ни один из детей индивидуально, но владеет группа в целом;
- задания на развитие творческого мышления, где требуется генерировать максимальное количество оригинальных идей;
- задания, требующие принятия решений, непосредственно касающихся будущей деятельности данной группы.
- Содержание работы должно быть интересно детям.
- Задания должны быть доступны детям по уровню сложности.
- Задания должны быть проблемными, создавать определенное познавательное затруднение, предоставлять возможность для активного использования имеющихся знаний.
Использование пиктограмм:
Красный – работой довольны, все получилось!
Зеленый – поработали хорошо, но нужно еще поработать с данным материалом;
Синий – ничего не поняли, требуется помощь!
Использование групповой работы
Актуализация знаний
«Классная перестрелка».
- Ребята обмениваются тетрадками и проверяют письменное домашнее задание.
- Изученный ранее материал рассказывают друг другу.
- На уроке дети делятся на 3 группы. Они сами по жребию выбирают себе шляпу, назначают капитана группы.
- ЖЁЛТАЯ: группа находит положительные, позитивные моменты в рассказе.
- СИНЯЯ: группа пытается отыскать отрицательные, негативные моменты в рассказе.
- КРАСНАЯ: группа определяет эмоциональную сторону рассказа, какие эмоции, кто и когда испытывал в рассказе.
- Такую работу можно проводить на любом этапе урока и с любым произведением прозы, детям очень нравится.
- «Помощники». При изучении нового материала ученики оформляют ее в такой форме, которая им поможет лучше запомнить и вспомнить на уроке.
- «Ловушка». Учитель дает несколько заданий, одно из которых выполнить не получается. Это нацеливает ребят на изучение материала.
- «Блиц опрос». Группы задают вопросы друг другу по изученной теме.
- «Часики». Ученики по очереди высказывают свое мнение по изученной теме.
- в группе оказываются разные по силам ученики, и одинаковая оценка для всех участников группы не будет отражать вклад определенного ученика;
- могут оказаться неодинаковыми по силе и группы в целом;
- учебный материал, в результате - слабые ученики с трудом усваивают, а обучающиеся в группах не всегда в состоянии самостоятельно разобраться в сложном.
- сильные учащиеся нуждаются в более трудных, оригинальных заданиях;
- трудность объективного оценивания каждого участника при выполнении групповой работы.
- грамотно организованная работа в группе работает на сохранение психического и физического здоровья учащегося;
- формирует навыки общения, сотрудничества, взаимопомощи;
- в результате общения достигается взаимопонимание;
- учит участвовать и контролировать свое участие в работе группы, уважать ценности и правила, принятые группой, обосновывать свое мнение и отстаивать собственную позицию;
- у каждого учащегося есть возможность выдвинуть и реализовать идею;
- для решения большинства задач необходима работа всей группы;
- улучшает творческое мышление, учит самооценке и самоуважению;
- не дает возможности спрятаться, задействованы все;
- совместная работа в небольших группах – ключ к успеху коллектива.