Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Развитие внимание у детей младшего школьного возраста

Понаскова Валерия Юрьевна,
 учитель начальных классов ГБОУ школы № 632
Приморского района Санкт-Петербурга

 

Согласно педагогическому словарю, внимание это направленность и сосредоточенность психической деятельности на одни предметы или явления при одновременном отвлечении от других.

Для детей неумение сосредотачивать внимание является достаточно распространенной проблемой, особенно в младшем школьном возрасте.

Для начала, рассмотрим какие существуют особенности внимания школьников.

Специалисты выделяют несколько важных свойств внимания:

  1. Объем. Данное свойство дает представление о том, на каком количестве предметов ребенок способен концентрироваться одновременно. В младшей школе нормой считается объем составляющий 2-5 единиц. При сниженной концентрации, ребенку бывает сложно сосредоточиться даже на двух предметах, держа их в уме.

  2. Концентрация. Позволяет уделять максимум внимания предмету или определенному действию. При недостаточной концентрации у ребенка развивается рассеянность. 

  3. Избирательность. Дает возможность из окружающего выделять только значимые и необходимые предметы. Проблемы с избирательностью не позволяют школьнику сосредотачиваться только на необходимом. 

  4. Устойчивость. Так называется способность фиксации внимания на каком-либо одном объекте. В первом классе устойчивость составляет 7-12 минут. С возрастом количество времени растет. Ребенок имеющий проблемы с устойчивостью будет постоянно отвлекаться.

  5. Переключаемость. Позволяет чередовать виды деятельности, перемещая внимание то к одной задаче, то к предыдущей. Данное свойство внимания полезно при утомлении, например, если работа является однообразной. 

  6. Распределение. Умение распространять свое внимание на несколько задач сразу. Например, письмо, слушание, запоминание. Как правило этот навык менее всего развит у первоклассников, и начинает развиваться, когда одна из задач, одно из действий, становится уже привычным и доходит до автоматизма, в определенной степени. 

Существует разнообразное количество упражнений для развития видов внимания. Ниже представлены некоторые из них.

  1. «Искажённый текст»

Цель: развитие внимания.

Задачи: развить слуховую память у ребенка.

Оборудование: карточки с нужными текстами.

Инструкция: Так, ребята. Сейчас вы должны быть очень внимательными. Я вам прочитаю небольшой отрывок, вы послушаете его и запомните.  Затем, я прочитаю еще раз этот же текст, но с некоторыми изменениями. Ваша задача, также внимательно прослушать второй вариант текста, а потом сказать, в чем же отличие текста, который я прочитала во второй раз, от прочитанного в первый.

Методические рекомендации: не давать более двух текстов за один раз.

Вопросы: Что вам помогло справиться с этим заданием? Какой опыт вы приобрели? Чему вы научились? 

 

  1. «Печатная машинка»
    Цель: развитие внимания.

Задачи: развить умение сотрудничать, умение слушать и слышать.

Оборудование : −

Инструкция : Сейчас мы с вами представим, что весь наш класс - это большая печатная машинка, а вы ребята, буквы и знаки препинания в ней. Я же буду писателем. Каждый из вас получит букву или знак препинания, роль которых вам предстоит исполнять. Кому-то может попасться две буквы или же два знака. Также, одному из вас выпадет роль заглавной буквы. Когда мы с вами распределим все роли, по моему сигналу мы начнем «печатать» заранее заготовленную мной фразу. Печатать мы будем таким образом: когда нужно напечатать букву или знак, за который отвечаете конкретно вы, вы должны встать, хлопнуть в ладоши и произнести вслух свою букву, затем сесть и внимательно слушать остальных, дожидаясь своей очереди. Если буква должна быть заглавной, то человек, отвечающий за это, должен молча встать вместе с нужной буквой и тоже хлопнуть в ладоши. Главное-это быть внимательным, ведь каждый ваш, даже лишний звук, записывается! Поэтому придется начать печатать все заново, и так, пока мы не напечатаем всю фразу без ошибок.

Методические рекомендации : учитывать индивидуальные особенности детей.

Вопросы : Что вам помогло справиться с этим заданием? Вызывало ли данное упражнение-затруднение у вас? Что именно? Чему вы научились благодаря этой игре?

 

  1. «Буква»

Цель : развитие внимательности

Задачи : развитие навыков наблюдательности, зрительной памяти.

Оборудование : −

Инструкция : Сейчас я выберу двух человек. Один из них должен будет про себя рассказывать алфавит, а другой, тем временем, в любой момент должен остановить первого. Буква, на которой остановился сч итающий про себя, должна быть произнесена вслух для остальных ребят. Далее, каждый из вас будет искать всевозможные предметы в классе, начинающиеся на эту букву и записывать к себе в тетрадочку. Победит тот - у кого будет больше всего слов.

Методические рекомендации: при необходимости дать возможность сменить букву.

Вопросы: Какой опыт вы получили, выполняя данное упражнение? Насколько трудным оно вам показалось? Что помогло вам справиться с этим заданием?

 

  1. «Пум-пум-пум»

Цель :развитие внимательности.

Задачи: развитие воображения, навыков наблюдательности, умения слушать и слышать, развитие зрительной памяти.

Оборудование : −

Инструкция : Из желающих, я сейчас выберу одного водящего. Этот ученик должен будет внимательно осмотреть своих одноклассников, примечая каждую мелочь, выбрать признак, назвав его «пум-пум-пум»,  который объединяет нескольких ребят. Затем, определив признак, подать знак готовности. Ребята, сидящие в классе, должны задавая вопрос «У меня есть пум-пум-пум?», догадаться, о каком признаке идет речь. Водящий отвечает только «да» или «нет». Ученик, который отгадает признак, становится водой.

Методические рекомендации : учитывать индивидуальные особенности детей.

Вопросы: Что вам помогло выполнить данное упражнение? Что помешало? Какие были трудности?

 

  1. «Муха»

Цель : развитие внимательности.

Задачи: развитие быстроты восприятия, воображения.

Оборудование : −

Инструкция : Итак, сейчас мы нарисуем в тетради девять квадратиков 4×4 см и пронумеруем их, прямо как у меня на доске. Это будет домик для нашей мухи. Но муха попалась нам привередливая и непостоянная, поэтому часто меняет квартиры, т.е. квадратики. В данный момент она находится в центре домика, в самой его середине, поэтому давайте пометим это точкой-мухой. Сейчас я начну произносить номера «квартир», в которые переезжает муха. Говорить я буду достаточно быстро, а ваша задача уследить за передвижениями нашей непостоянной жительницы, с помощью вашего домика, нарисованного в тетради, и когда я закончу говорить, вы должны сказать, в какой квартире остановилась муха.

Методические рекомендации : произносить цифры, с каждым разом увеличивая скорость, но обязательно начать медленно.

Вопросы: Что помогло вам справиться с этим заданием? Были ли вам трудно в процессе его выполнения? Чему вы смогли научится?



 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»