Развитие внимание у детей младшего школьного возраста
учитель начальных классов ГБОУ школы № 632
Приморского района Санкт-Петербурга
Согласно педагогическому словарю, внимание это направленность и сосредоточенность психической деятельности на одни предметы или явления при одновременном отвлечении от других.
Для детей неумение сосредотачивать внимание является достаточно распространенной проблемой, особенно в младшем школьном возрасте.
Для начала, рассмотрим какие существуют особенности внимания школьников.
Специалисты выделяют несколько важных свойств внимания:
-
Объем. Данное свойство дает представление о том, на каком количестве предметов ребенок способен концентрироваться одновременно. В младшей школе нормой считается объем составляющий 2-5 единиц. При сниженной концентрации, ребенку бывает сложно сосредоточиться даже на двух предметах, держа их в уме.
-
Концентрация. Позволяет уделять максимум внимания предмету или определенному действию. При недостаточной концентрации у ребенка развивается рассеянность.
-
Избирательность. Дает возможность из окружающего выделять только значимые и необходимые предметы. Проблемы с избирательностью не позволяют школьнику сосредотачиваться только на необходимом.
-
Устойчивость. Так называется способность фиксации внимания на каком-либо одном объекте. В первом классе устойчивость составляет 7-12 минут. С возрастом количество времени растет. Ребенок имеющий проблемы с устойчивостью будет постоянно отвлекаться.
-
Переключаемость. Позволяет чередовать виды деятельности, перемещая внимание то к одной задаче, то к предыдущей. Данное свойство внимания полезно при утомлении, например, если работа является однообразной.
-
Распределение. Умение распространять свое внимание на несколько задач сразу. Например, письмо, слушание, запоминание. Как правило этот навык менее всего развит у первоклассников, и начинает развиваться, когда одна из задач, одно из действий, становится уже привычным и доходит до автоматизма, в определенной степени.
Существует разнообразное количество упражнений для развития видов внимания. Ниже представлены некоторые из них.
-
«Искажённый текст»
Цель: развитие внимания.
Задачи: развить слуховую память у ребенка.
Оборудование: карточки с нужными текстами.
Инструкция: Так, ребята. Сейчас вы должны быть очень внимательными. Я вам прочитаю небольшой отрывок, вы послушаете его и запомните. Затем, я прочитаю еще раз этот же текст, но с некоторыми изменениями. Ваша задача, также внимательно прослушать второй вариант текста, а потом сказать, в чем же отличие текста, который я прочитала во второй раз, от прочитанного в первый.
Методические рекомендации: не давать более двух текстов за один раз.
Вопросы: Что вам помогло справиться с этим заданием? Какой опыт вы приобрели? Чему вы научились?
-
«Печатная машинка»
Цель: развитие внимания.
Задачи: развить умение сотрудничать, умение слушать и слышать.
Оборудование : −
Инструкция : Сейчас мы с вами представим, что весь наш класс - это большая печатная машинка, а вы ребята, буквы и знаки препинания в ней. Я же буду писателем. Каждый из вас получит букву или знак препинания, роль которых вам предстоит исполнять. Кому-то может попасться две буквы или же два знака. Также, одному из вас выпадет роль заглавной буквы. Когда мы с вами распределим все роли, по моему сигналу мы начнем «печатать» заранее заготовленную мной фразу. Печатать мы будем таким образом: когда нужно напечатать букву или знак, за который отвечаете конкретно вы, вы должны встать, хлопнуть в ладоши и произнести вслух свою букву, затем сесть и внимательно слушать остальных, дожидаясь своей очереди. Если буква должна быть заглавной, то человек, отвечающий за это, должен молча встать вместе с нужной буквой и тоже хлопнуть в ладоши. Главное-это быть внимательным, ведь каждый ваш, даже лишний звук, записывается! Поэтому придется начать печатать все заново, и так, пока мы не напечатаем всю фразу без ошибок.
Методические рекомендации : учитывать индивидуальные особенности детей.
Вопросы : Что вам помогло справиться с этим заданием? Вызывало ли данное упражнение-затруднение у вас? Что именно? Чему вы научились благодаря этой игре?
-
«Буква»
Цель : развитие внимательности
Задачи : развитие навыков наблюдательности, зрительной памяти.
Оборудование : −
Инструкция : Сейчас я выберу двух человек. Один из них должен будет про себя рассказывать алфавит, а другой, тем временем, в любой момент должен остановить первого. Буква, на которой остановился сч итающий про себя, должна быть произнесена вслух для остальных ребят. Далее, каждый из вас будет искать всевозможные предметы в классе, начинающиеся на эту букву и записывать к себе в тетрадочку. Победит тот - у кого будет больше всего слов.
Методические рекомендации: при необходимости дать возможность сменить букву.
Вопросы: Какой опыт вы получили, выполняя данное упражнение? Насколько трудным оно вам показалось? Что помогло вам справиться с этим заданием?
-
«Пум-пум-пум»
Цель :развитие внимательности.
Задачи: развитие воображения, навыков наблюдательности, умения слушать и слышать, развитие зрительной памяти.
Оборудование : −
Инструкция : Из желающих, я сейчас выберу одного водящего. Этот ученик должен будет внимательно осмотреть своих одноклассников, примечая каждую мелочь, выбрать признак, назвав его «пум-пум-пум», который объединяет нескольких ребят. Затем, определив признак, подать знак готовности. Ребята, сидящие в классе, должны задавая вопрос «У меня есть пум-пум-пум?», догадаться, о каком признаке идет речь. Водящий отвечает только «да» или «нет». Ученик, который отгадает признак, становится водой.
Методические рекомендации : учитывать индивидуальные особенности детей.
Вопросы: Что вам помогло выполнить данное упражнение? Что помешало? Какие были трудности?
-
«Муха»
Цель : развитие внимательности.
Задачи: развитие быстроты восприятия, воображения.
Оборудование : −
Инструкция : Итак, сейчас мы нарисуем в тетради девять квадратиков 4×4 см и пронумеруем их, прямо как у меня на доске. Это будет домик для нашей мухи. Но муха попалась нам привередливая и непостоянная, поэтому часто меняет квартиры, т.е. квадратики. В данный момент она находится в центре домика, в самой его середине, поэтому давайте пометим это точкой-мухой. Сейчас я начну произносить номера «квартир», в которые переезжает муха. Говорить я буду достаточно быстро, а ваша задача уследить за передвижениями нашей непостоянной жительницы, с помощью вашего домика, нарисованного в тетради, и когда я закончу говорить, вы должны сказать, в какой квартире остановилась муха.
Методические рекомендации : произносить цифры, с каждым разом увеличивая скорость, но обязательно начать медленно.
Вопросы: Что помогло вам справиться с этим заданием? Были ли вам трудно в процессе его выполнения? Чему вы смогли научится?