Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Развитие познавательного интереса младших школьников

Пигарева Виктория Вадимовна

Младший школьный возраст – это благоприятный период для умственного развития учащихся, усвоения ими научных знаний, способов учебной деятельности. Я стремлюсь создать благоприятные условия для развития детей этого возраста, опираясь на природу ребенка, его стремления и потребности.
Только стимулируя познавательную деятельность самих ребят и повышая их собственные усилия в овладении знаниями на всех этапах обучения, можно добиться развития познавательного интереса.
В обучении надо активно работать над развитием всех учащихся, как сильных по успеваемости, так и слабых.
Использование рассмотренных приемов в учебном процессе способствует развитию познавательного интереса, углублению знаний учащихся.
Прежде всего, интерес возбуждает и подкрепляет такой учебный материал, который является для учащихся новым, неизвестным, поражает их воображение, заставляет удивляться. Удивление - сильный стимул познания, его первичный элемент. Удивляясь, человек как бы стремится заглянуть вперед. Он находится в состоянии ожидания чего – то нового.
Ученики испытывают удивление, когда узнают, что одна сова за год уничтожает тысячу мышей, которые за год способны истребить тонну зерна, и что сова живя в среднем 50 лет, сохраняет нам 50 тонн хлеба.
Но познавательный интерес к учебному материалу не может поддерживаться все время только яркими фактами, а его привлекательность невозможно сводить к удивляющему и поражающему воображение. Ещё К. Д. Ушинский писал о том, что предмет, для того чтобы стать интересным, должен быть лишь отчасти нов, а отчасти знаком. Новое и неожиданное всегда в учебном материале выступает на фоне уже известного и знакомого. Вот почему для поддержания познавательного интереса я учу младших школьников умению в знакомом видеть новое.
Такое преподавание приводит к осознанию того, что у обыденных, повторяющихся явлений окружающего мира множество удивительных сторон, о которых он сможет узнать на уроках. И то почему растения тянутся к свету, и о свойствах талого снега, и о том, что простое колесо, без которого сейчас не обходится ни один сложный механизм, является величайшим изобретением.
Все значительные явления жизни, ставшими обычными для ребенка в силу своей повторяемости, могут и должны приобрести для него в обучении неожиданно новое, полное смысла, совсем иное звучание. И это обязательно явится стимулом интереса ученика к познанию.
Именно поэтому перевожу младших школьников со ступени их чисто житейских, достаточно узких и бедных представлений о мире – на уровень научных понятий, обобщений, понимания закономерностей.
Интересу к познанию содействует также показ новейших достижений науки. Сейчас больше, чем когда – либо, необходимо расширять рамки программ, знакомить учеников с основными направлениями научных поисков, открытиями. Далеко не все в учебном материале может быть для учащихся интересно. И тогда выступает ещё один, не менее важный источник познавательного интереса – сам процесс деятельности. Чтобы возбудить желание учиться, развиваю потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самом процессе ее школьник должен находить привлекательные стороны, чтобы сам процесс учения содержал в себе положительные заряды интереса.
Самостоятельное выполнение задания - самый надежный показатель качества знаний, умений и навыков младшего школьника. Как научить ученика работать самостоятельно? Для этого я использую подготовительные упражнения, карточки с дифференцированными заданиями, продумываю последовательность заданий, вариантность, комментирование заданий и наглядность.
Одним из средств воспитания познавательных интересов учащихся является использование таблиц, которые применяются на различных этапах урока и выполняют различные функции.
Так, справочные таблицы воспитывают устойчивый интерес к предмету, на них помещается материал, подлежащий отработке и запоминанию. Справочные таблицы обычно висят в классе продолжительное время. Ученик в любой момент может обратиться к ним и без участия учителя найти ответ на возникший у него вопрос.
Рабочие таблицы предназначены для опроса учащихся, для создания проблемной ситуации, их применение дает возможность выполнять большое количество упражнений, экономит время урока, воспитывает внимание учащихся, что позволяет мне управлять их познавательной деятельностью.
Для развития познавательных интересов важно усложнение познавательных задач.
Одним из средств формирования познавательного интереса является занимательность. Элементы занимательности, игра, все необычное, неожиданное вызывает у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогает им усвоить любой учебный материал. Поэтому, обучая маленьких детей, стараюсь внести в образовательный процесс элемент игры и занимательности, чтобы облегчить восприятие и снять у них утомление.
Игра - одно из важнейших средств умственного и нравственного воспитания детей; это средство, снимающее неприятные или запретные для личности школьника переживания.
В процессе игры на уроке учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать множества, выполнять арифметические действия, решать задачи, вспоминать орфограммы и др. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда - стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры.
Для младшего школьного возраста учение – новое и непривычное дело. Поэтому при знакомстве со школьной жизнью игра способствует снятию барьера между “внешним миром знания” и психикой ребенка. Игровое действие позволяет осваивать то, что заранее вызывает у младшего школьника страх неизвестности, постоянное внушение уважение к премудростям школьной жизни, что мешает свободному освоению знаний.
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»