Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Алгоритм проектирования урока с точки зрения требований ФГОС

Драчева Маргарита Юрьевна
  Урок является структурной единицей образовательного процесса, средствами которого реализуется содержание основной образовательной программы образовательной организации.
В ходе урочной и внеурочной деятельности:
- реализуются требования ФГОС к планируемым результатам (п/п 3 п 3 ст.11 ФЗ от 29.12.2012г. №273- ФЗ «Об образовании в РФ»),
- обеспечивается развитие обучающихся на основе подбора педагогически обоснованных и обеспечивающих высокое качество образования форм, методов обучения и воспитания (п.4, 5 ст.48 ФЗ от 29.12.2012г. №273-фз «Об образовании в РФ»),
- строится образовательный процесс с учетом особенностей психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья (п.6 ст.48 ФЗ от 29.12.2012г. №273- ФЗ «Об образовании в РФ»).
   В соответствии с перечисленными требованиями закона качество урока является неотъемлемой частью качества общего образования.
Система требований к современному уроку:
1. Целеполагание. Перед обучающимися должны быть поставлены конкретные, достижимые, диагностируемые цели.
2. Мотивация. Учитель должен сформировать интерес, как к процессу учебной деятельности, так и к достижению конечного результата.
3. Практическая значимость знаний и способов деятельности. Учитель должен показать обучающимся возможность применения полученных знаний.
4. Отбор содержания. На уроке должны быть качественно отработаны планируемые результаты, которые подвергаются контролю.
5. Интегративность знаний, отработка метапредметных универсальных способов образовательной деятельности.
6. Построение этапов урока: постановка учебной цели – деятельность по ее достижению – подведение итога деятельности – контроль процесса и оценка меры достижения цели – рефлексия.
7. Использование эффективных приемов организации результативной образовательной деятельности посредством учебных заданий.
8. Подведение итогов каждого этапа урока обучающимися, наличие обратной связи.
9. Наличие блоков самостоятельного получения знаний обучающимися: использование различных источников информации (в т. ч. Интернета) в процессе учебно-познавательной работы.
10. Организация парной или групповой работы, позволяющей ученику развивать коммуникативные компетенции.
11. Использование системы контроля и взаимоконтроля.
12. Рефлексия как осознание себя в процессе деятельности.
13.  Минимизация и вариативность домашнего задания.
  Системно-деятельностный подход позволяет детализировать организацию учебной деятельности с позиций управленческого цикла, сделать ее более доступной педагогам, технологичной и, следовательно, более эффективной. Управленческий цикл в процессе проектирования урока определяет алгоритм деятельности учителя по организации образовательной деятельности обучающихся для решения учебно-практических и учебно-познавательных задач обучения. Структура учебного задания согласуется как со структурой учебно-практических и учебно-познавательных задач, так и с управленческим циклом.
   Особенность ФГОС начального общего образования - деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков.
   Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, работающего в условиях ФГОС. Также изменяются и технологии обучения: внедрение информационно-коммуникационных технологий открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в образовательной организации.
   При отборе электронно-образовательных ресурсов к уроку необходимо строго учитывать соответствие целям и задачам урока, основным требованиям к использованию электронных образовательных ресурсов на уроке. Необходимо научиться отображать дидактическую структуру урока в плане-конспекте урока и в его технологической карте.
Давайте подробнее остановимся на отборе содержания учебного материала (учебных текстов).
   Проведение каждого урока - это большой творческий труд, успех которого зависит от тщательной подготовки. Она начинается с осмысления того, каким будет урок, какие цели обучения он будет реализовывать.
   Подготовка к уроку включает отбор учебного материала, определение методов, типа и структуры урока, подготовку наглядных пособий и составления плана или конспекта.
  В основе реализации плана - безусловное владение учителем научным содержанием урока.
  При подготовке к уроку учитель предусматривает возможные отклонения от намеченного плана в зависимости от конкретной обстановки его проведения. Например, на предыдущем уроке какую-то часть материала обучающиеся недостаточно хорошо усвоили, и преподаватель вынужден еще раз пояснять его, таким образом сокращается время, намеченное для других этапов урока. Или наоборот, обучающиеся усваивают материал быстрее, чем предполагалось, поэтому надо иметь в запасе дополнительную информацию.
  Обычно опытный учитель, учитывая ситуацию, вносит ряд изменений в ходе самого урока. Необходимо также учитывать метапредметную связь на уроке.
   В конспекте в отличие от плана отражается весь ход урока, излагается подробное содержание учебного материала, вопросы для контроля знаний, умений и отношений. В конспекте также представлены модельные ответы учащихся, приводятся рисунки и схемы, формулировки для записи в ученических тетрадях и пр. Форма написания конспекта не имеет каких-либо регламентации по его оформлению. Однако опыт работы учителей показывает, что в конспекте полезно оставлять большие поля для различных замечаний по ходу урока (вопросы к ученикам, термины, даты, наглядные пособия и пр.), использование цветных фломастеров (например, красным цветом выделять вопросы, а зеленым - нужное по ходу урока наглядное пособие) поможет лучше ориентироваться в конспекте.
  Таким образом, подготовка к уроку должна быть достаточно обстоятельной для эффективной реализации основной формы обучения - урока.
 
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»