Формирование духовно-нравственных ценностей
через анализ художественных произведений
Романчик Полина Викторовна
Я хочу поделиться опытом работы по формированию духовно-нравственных ценностей через анализ художественных произведений. (слайд)Чтение художественных произведений в начальных классах является важнейшим источником нравственного воспитания младших школьников.
Спектр социальных ролей и функций ребенка в младшем школьном возрасте интенсивно расширяется. Ребенок, не только усваивает этические нормы и правила поведения, но и оценивает поступки людей, мнения людей.
Если в дошкольном возрасте главным и приоритетным мнением и примером являются родители, то в начальной школе присоединяются еще авторитет учителя и друзей. Значит, на присвоение духовно-нравственных ценностей оказывает влияние и родители, и учитель, и друзья.
Идеальным было бы воспитание, чтобы все значимые для ребенка люди учили бы его одним и тем же нравственным ценностям.
Поэтому сегодня на нашем мастер-классе в рамках своей темы я хочу познакомить вас с небольшим приемом, который называется «Палитра мнений» (слайд).
Этот прием можно использовать при изучении тем: «Совесть и раскаяние», «Милосердие и сострадание», «Золотое правило этики», Подвиг, Зачем творить добро….
Благодаря этому приему ребенок учится соотносить свое мнение с мнением других значимых для него людей и применять эти ценностей на себя.
Давайте посмотрим какое место занимает этот прием в работе с текстом. (слайд) (техника продуктивного чтения)
Я предлагаю вам сегодня побыть в роли учеников.
На 1 этапе мы с вами сформулировали проблемный вопрос (слайд) «Как найти общий язык и не допустить конфликтов с одноклассниками»
Чтобы ответить на этот вопрос мы прочитаем рассказ В. Осеевой «Обидчики». Возьмите файлы, достаньте тексты и прочитайте.
После мы обсудили текст, охарактеризовали героев, дали оценку поступкам и через главную мысль текста (Какая она), сформулированную в словах мамы, ответили на проблемный вопрос. (слайд)
Теперь нам важно с вами, как ребенку, принять это в свою душу, пропустить через свое сердце.
Но еще не менее важно узнать, что по этому поводу думают мои родители, мои учителя, друзья. Тем самым увеличив эту ценность или наоборот.
Нам нужно разделиться на группы по 4 человека.
Достаньте из файла палитру и возьмите себе одну карточку. Вас, как учеников, ждет еще одно превращение. Прочитайте, кем вы сейчас будете.
В каждой группе у нас есть ребенок, родитель, учитель и друг.
Ребенок, тот, кто оказался в такой же ситуации как главный герой, родитель (мама или папа героя), учитель и его друг.
Вспомните проблемный вопрос (слайд) и постарайтесь ответить с точки зрения вашей роли (на карточке) как поступить в этой ситуации.
Запишите свои ответ на карточке под своим героем и приклейте его на палитру.
Теперь т.к. эта палитра ее нужно раскрасить. Но сначала сравните ваши ответы и проанализируйте.
Слайд.
Если ваши мнения совпадают, закрасьте листочки зеленым.
Если мнение отличается, но я с ним согласен – синим.
Мнение меня насторожило, не совсем понятно – желтым.
Против – красным.
Теперь давайте посмотрим на наши палитры. (Анализ, сначала сама, попросить одну из групп)
Этому приему нужно обучать учащихся постепенно. Сначала вы, как учитель, анализируете результаты.
При умении вывод может сделать и ученик.
Обязательно возвращаемся к мнению автора и делаем вывод, приняли ли мы его или нет. Нашлись и другие мнения, можно и так поступить. На следующих уроках можно вернуться и еще раз обсудить тему. Это работа ни одного урока.
Мы проигрываем этот прием в надежде на то, что ребенок прислушается к мнению автора, мамы и сам побывал в этой роли.
Можно также предложить детям заполнить свою палитру дома, чтобы на проблемные вопросы ответили реальные родители и проанализировать.
Мы надеемся, что это оставит в его душе след и когда возникнет ситуация он вспомнит и поступит правильно. Мнение родителей часто отличается в современном обществе. Мы не всегда получаем единства. А воспитание – это взаимодействие.
(Слайд)