Учимся быстро читать!
(5 эффективных упражнений по работе с текстом)
Амосова Татьяна Михайловна
Привить интерес к книге, сформировать самостоятельность и читательскую активность у ребёнка младшего школьного возраста в рамках ФГОС, задача современного учителя начальных классов.Ни для кого, ни секрет, что сегодня все большее количество детей вырастает, так и не взяв в руки книгу. Их литературный опыт в этом случае ограничивается рассказами из букваря и хрестоматий, комиксами, журналами, а впоследствии - вялыми и малопродуктивными попытками освоить произведения школьной программы в сокращенном изображении. Много отвлекающих моментов – Интернет, телевизор, явления, которые поглощают внимание ребенка. Становится модным найти необходимое произведение на сайте Интернет или читать его в своей электронной книге.
Всем известно, что скорость чтения является самым важным фактором из числа, влияющих на успеваемость обучающихся. Быстро читают обычно те ученики, которые читают много. В процессе чтения совершенствуются оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей, в свою очередь, зависит умственная работоспособность. Читайте вместе с ребёнком, выполняйте задания легко и с удовольствием. Ваша включённость, интерес к процессу, а не только к результату помогут привить любовь к чтению.
Упражнение № 1 «Читай и считай»
Ребёнок должен не только понять текст, но и посчитать слова.
Цель: это упражнение помогает развивать внимание и лучше понимать текст.
К.Д.Ушинский
Бишка
— А ну-ка, Бишка, прочти, что в книжке написано!
Понюхала собачка книжку, да и прочь пошла.
— Не моё, — говорит, — дело книги читать; я дом стерегу, по ночам не сплю, лаю, воров да волков пугаю, на охоту хожу, зайку слежу, уточек ищу, поноску тащу — будет с меня и этого.
Упражнение № 2 «Весёлый попугай»
Ребёнок должен найти определённое по счёту слово в тексте, прочитать его и повторить последний слог несколько раз.
Цель: Развитие речи, фонематического слуха, навыка смыслового чтения.
К.Д.Ушинский
Два козлика
Два упрямых козлика встретились однажды на узком бревне, переброшенном через ручей. Обоим разом перейти ручей было невозможно; приходилось которому - нибудь воротиться назад, дать другому дорогу и обождать.
– Уступи мне дорогу, – сказал один.
– Вот еще! Поди-ка ты, какой важный барин, – отвечал другой, – пяться назад, я первый взошел на мост.
– Нет, брат, я гораздо постарше тебя годами, и мне уступить молокососу! Ни за что!
Тут оба, долго не думавши, столкнулись крепкими лбами, сцепились рогами и, упираясь тоненькими ножками в колоду, стали драться. Но колода была мокра: оба упрямца поскользнулись и полетели прямо в воду.
Упражнение № 3 «Первый и последний»
Ребёнок читает текст, произнося только первую и последнюю буквы в слове. Затем должен рассказать, о чём прочитал.
Цель: упражнение учит концентрироваться и быстро переключать внимание, а также выполнять несколько действий одновременно: читать, понимать, запоминать.
К.Д.Ушинский
Дятел
Тук-тук-тук! В глухом лесу на сосне чёрный дятел плотничает. Лапками цепляется, хвостиком упирается, носом постукивает, — мурашей да козявок из-за коры выпугивает. Кругом ствола обежит, никого не проглядит.
Испугались мураши:
— Эти-де порядки не хороши! Со страху корячутся, за корою прячутся — не хотят вон идти.
Тук-тук-тук! Чёрный дятел стучит носом, кору долбит, длинный язык в дыры запускает, мурашей, словно рыбку, таскает.
Упражнение № 4 «Голова – хвост»
Выборочное чтение.
Цель: Это хорошая тренировка навыков «сканирования» текста глазами, концентрации внимания.
Вариант 1. Взрослый читает начало слова, а ребёнок должен найти «хвост», то есть окончание этого слова. Для этого нужно максимально быстро просмотреть весь текст, найти слово и прочитать окончание.
Вариант 2. Взрослый читает начало предложения, а ребёнок должен найти его окончание.
Л.Н. Толстой
Камыш и Маслина
Маслина и камыш заспорили о том, кто крепче и сильнее. Маслина посмеялась над камышом за то, что он от всякого ветра гнется. Камыш молчал. Пришла буря: камыш шатался, мотался, до земли сгибался — уцелел. Маслина напружилась сучьями против ветра — и сломилась.
Упражнения № 5 «Закрой шторку».
Читаем текст и закрываем прочитанное «шторкой» (листом бумаги, календариком и др.). Вести её нужно достаточно быстро, чтобы было ощущение, что текст сейчас закроется. С каждым занятием скорость ведения «шторки» немного увеличиваем.
Цель: Избавляемся таким образом от регрессии – повторного чтения одного и того же текста.
Л.Н. Толстой
Какая бывает роса на траве
Когда в солнечное утро летом пойдешь в лес, то на полях, в траве, видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами – и желтым, и красным, и синим. Когда подойдешь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листьях травы и блестят на солнце.
Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат.
И капли катаются по листку и не мочат его. Когда неосторожно сорвешь листок с росинкой, то капелька скатится, как шарик светлый, и не увидишь, как проскользнет мимо стебля. Бывало, сорвешь такую чашечку, потихоньку поднесешь ко рту и выпьешь росинку, и росинка эта вкуснее всякого напитка кажется.
Читайте вместе с ребёнком, выполняйте задания легко и с удовольствием. Ваша включённость, интерес к процессу, а не только к результату помогут привить любовь к чтению.