Игровая деятельность на уроках в начальной школе
Скапцова Елена Ивановна
В современной методике и практике обучения детей в начальной школе большое внимание уделяется оптимальному сочетанию различных форм, методов и средств обучения. Это позволяет более эффективно решать учебно-воспитательные задачи программы.Но учебные задания, выполняемые на уроках, часто определяют однообразие мыслительной деятельности учащихся, реализуя лишь обучающие цели – закрепление знаний, формирование умений и навыков. Это отрицательно сказывается на развитии учащихся и на дальнейшем усвоение учебного материала.
В последние годы существенно изменились приоритеты начального образования. Сегодня его главные цели – развитие творческой личности ученика. На уроке должны быть созданы условия, способствующие становлению и развитию у младших школьников личностных функций свободы и избирательности в поведении и учебной деятельности, нравственной рефлексии. И достичь этого можно игровой деятельностью на уроках.
Цель игровой деятельности:
-развитие устойчивого познавательного интереса у учащихся через разнообразие игровых форм обучения.
Задачи:
-развитие индивидуальных способностей;
-развитие ключевых компетенций;
- умение видеть перспективу применения знаний;
-легкая адаптация;
-реализация себя в будущем.
Прежде всего, до разработки или использования игры на уроке необходимо определиться с целями и предполагаемыми результатами: ученики должны запомнить факты, прийти к логическим выводам, разработать проект на основе изученного материала. Цель будет определять механику игры и обратную связь по ней. Проще всего найти готовую игру для решения определенных педагогических задач.
Содержание игры – это всегда осуществление ряда учебных задач. В игре ученики попадают в ситуацию, позволяющую им критически оценить свои знания в активном действии, привести эти знания в систему.
Классификация игр:
По характеру педагогического процесса:
- обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
- познавательные, воспитательные, развивающие;
- репродуктивные, продуктивные, творческие;
- коммуникативные, диагностические, профориентационные и др.
По игровой среде: с предметами, без предметов, компьютерные и с ТСО, комнатные, уличные, на местности.
По предметной области выделяются игры по всем школьным дисциплинам- дидактические игры.
Дидактическая игра (игра обучающая) – это вид деятельности, занимаясь которой, дети учатся. Игры направлены на решение конкретных задач обучения детей, но, в то же время, в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.
Игры-путешествия имеют сходство со сказкой, ее развитием, чудесами. Игра-путешествие отражает реальные факты или события. Цель игры-путешествия - усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Игры-путешествия обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха. Роль педагога в игре сложна, требует знаний, готовности ответить на вопросы детей, играя с ними, вести процесс обучения незаметно.
Игры-поручения имеют те же структурные элементы, что и игры-путешествия, но по содержанию они проще и по продолжительности короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Игровая задача и игровые действия в них основаны на предложении что-то сделать: “Помоги Буратино вставить пропущенные числа, буквы”, “Проверь домашнее задание у Незнайки”.
Игры-предположения “Что было бы?” или “Что бы я сделал...”, “Кем бы хотел быть и почему?”, “Кого бы выбрал в друзья?” и др. Иногда началом такой игры может послужить картинка. Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Игровая задача заложена в самом названии “Что было бы...?” или “Что бы я сделал...”. Игровые действия определяются задачей и требуют от детей целесообразного предполагаемого действия в соответствии с поставленными условиями или созданными обстоятельствами. Дети высказывают предположения, констатирующие или обобщенно-доказательные. Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установления причинных связей. В них содержится и соревновательный элемент: “Кто быстрее сообразит?”.
Игры-загадки. Главной особенностью загадок является логическая задача. Способы построения логических задач различны, но все они активизируют умственную деятельность ребенка. Детям нравятся игры-загадки. Необходимость сравнивать, припоминать, думать, догадываться - доставляет радость умственного труда. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения.
Игры-беседы (диалоги). В игре-беседе учитель часто идет не от себя, а от близкого детям персонажа и тем самым не только сохраняет игровое общение, но и усиливает радость его, желание повторить игру. Игра-беседа воспитывает умение слушать и слышать вопросы учителя, вопросы и ответы детей, умение сосредоточивать внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждение. Все это характеризует активный поиск решения поставленной игрой задачи. Основным средством игры-беседы является слово, словесный образ, вступительный рассказ о чем-то. Результатом игры является удовольствие, полученное детьми.
Дидактическая игра имеет определённую структуру.
Структура - это основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно.
Выделяют следующие структурные составляющие дидактической игры:
1) дидактическая задача;
2) игровая задача;
3) игровые действия;
4) правила игры;
5) результат (подведение итогов).
Дидактическая задача определяется целью обучающего и воспитательного воздействия.
Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу.
Игровые действия - основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи.
Правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. Правила содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, к выполнению ими норм поведения.
Подведение итогов (результат) - проводится сразу после окончания игры. Это может быть подсчет очков; выявление детей, которые лучше выполнили игровое задание, определение команды-победительницы и т. д. Необходимо при этом отметить достижения каждого ребёнка, подчеркнуть успехи отстающих детей.
При проведении игр необходимо сохранить все структурные элементы, поскольку именно с их помощью решаются дидактические задачи. В ситуации дидактической игры знания усваиваются лучше.
Таким образом, дидактическая игра – это игра только для ребенка. Для взрослого она – способ обучения. В дидактической игре усвоение знаний выступает как побочный эффект.
Выше сказанное позволяет определить следующие функции игровых приемов и дидактических игр:
1) функция формирования устойчивого интереса к учению и снятию напряжения, связанного с процессом адаптации ребенка к школьному режиму;
2) функция формирования психических новообразований;
3) функция формирования собственно учебной деятельности;
4) функция формирования общеучебных умений, навыков учебной и самостоятельной работы;
5) функция формирования навыков самоконтроля и самооценки;
6) функция формирования адекватных взаимоотношений и освоения социальных ролей.
На уроках математики используем широкий спектр игровых ситуаций, направленных на обучение и повышение мотивации учащихся:
- Задачи в стихах
- Занимательный квадрат
- Задачи – шутки
- Кто быстрее?
- Математический фокус
- Математическая эстафета
- Найди ошибку
- Продолжи счёт (устный счёт «Веселый мяч»)
- Головоломки, ребусы, оригами
- Задачи на смекалку и многое др.
Учитель произносит два числа, а ученики должны назвать числа, которые находятся между ними. Например, учитель говорит: «14, 17». Ученики показывают поочередно недостающие числа на карточках.
Игра «Чудесный квадрат»
В клетках квадрата написаны числа от 1 до 16 вразбивку. Учитель предлагает детям задумать любое из написанных чисел. Учитель молча показывает на числа указкой, учащиеся к своему задуманному числу при каждом показе прибавляют единицу. Получив после прибавления по единице несколько раз число 20, они говорят: «Стоп!» В этот момент указка остановится на задуманном числе.
Игра «Математическая эстафета»
Класс разбивается на 3 команды (ряда). Для каждой команды учитель пишет свой столбик примеров на доске.
На уроках русского языка игровые задания помогают усваивать трудные грамматические правила:
- Правила в стихах
- Рифмованные упражнения
- Грамматические сказки
- Морфологические шарады
- Собери слово
- Загадки- шутки
- Кроссворды
Игра «Что такое хорошо, и что такое плохо».
Учитель показывает, например, стакан, 1 группа детей ищет достоинства, чем хорош, а 2 группа – недостатки.
Игра «Выгляни в окошко».
Учитель предлагает пофантазировать по картине, например, «Зимний пейзаж». Для творческого процесса очень важно уметь превращать непривычное в привычное и наоборот. Главное – за новой, непривычной проблемой, ситуацией увидеть нечто знакомое и, следовательно, решаемое известными средствами.
Игры «Назови отличие», «Поиск общего», «Группировка слов».
При развитии творческого мышления эффективной оказывается работа с ассоциациями. Научившись самостоятельно устанавливать ассоциативные связи между предметами и явлениями, мы используем произвольное ассоциирование, что составляет основу мыслительного и творческого процессов.
Игра на развитие памяти «Успей запомнить за минуту», начинается с простого вопроса: «Сколько слияний ты запомнил с гласной о?» (на доске 10 слияний). Задания усложняются. «Кто больше слов запомнит из «волшебной» шкатулки?» (Здравствуйте, добрый день, до свидания, доброе утро, спокойной ночи, извините, пожалуйста, спасибо, будьте добры, простите) «Кто больше всех запомнит слов-описаний – котёнка?» (Шерстка серенькая, мягкая, гладкая, пушистая, теплая, ходит тихо, крадучись, неслышно, царапается);
На уроках литературного чтения используются игры, совершенствующие слуховое восприятие (“Хлопки”, “Твердый - мягкий”, “Идем на День рождения”);
- игры, способствующие обогащению словарного запаса («Дополни слово», «Перевёрнутые слова», «Соедини половинки слов», «Доскажи словечко, «Назови одним словом», «Словарные прятки», «Кроссворды»);
- игры, способствующие развитию связной речи (инсценирование песен, стихов, сказок);
- использование различных игровых ситуаций (разгадывание загадок, кроссвордов, рифмовок).
Интересно проходят и игры на основе литературных произведений – разыгрывание отрывков из сказок, рассказов, драматизация стихотворений, народных песенок, потешек, закличек и пр.
Изученный материал может стать основой проведения и таких известных игр, как «Поле чудес», «Знатоки», «Умники и умницы», где дети берут на себя роли как ведущих, так и игроков команд.
Игра для развития речи и памяти «Добавь следующие слова».
Ученик называет предмет и передает эстафетную палочку соседу, тот придумывает второе слово, относящее, к этой же группе предметов и называет два слова по порядку и т.д. Пример: 1-й ученик– заяц, 2-й ученик – заяц, волк, 3-й – заяц, волк, лиса и т.д.
Внимание, наблюдательность и речь детей развивает игра «Художник». Ребенок, взявший на себя роль художника, говорит следующие слова: «Нарисую я портрет, только чей, пока секрет. Отгадайте, вас прошу я. Чей же я портрет рисую?» Художник дает устный портрет кого– нибудь из детей. «У него темные волосы, карие глаза, добрая улыбка. На нем голубая рубашка и черные брюки» и т. д.
Игра «Шкатулка сказок», в шкатулке – цветные кружки. «1,2,3! Ну–ка, сказка выходи!» Дети по очереди достают кружки и те становятся персонажами. Кружки крепим на доску, по ним затем легко восстановить сказку. Красный – костер, желтый – цыпленок. Сразу можно начинать: «Во дворе горел костер. Увидел его цыпленок и побежал к костру». Достали черный – это туча. «Испугалась туча, что цыпленок обожжет перья. Полила она костер дождем, он и погас». Дети достают еще кружок, и сказка, как снежный ком, покатилась дальше, обрастая персонажами и событиями.
На уроках окружающего мира:
- «Третий лишний»;
- сюжетно- ролевые игры («Круглый стол», «Пресс-конференция» и др.);
- познавательные игры-путешествия.
Различные игры-диалоги.
В теме «Семья» дети разыгрывают телефонные диалоги: «Мама и дочка», «Поздравляем бабушку», «Вызовем к больному врача», «Поговори с другом» и пр. По теме «Осень» организуется «лесное собрание», на котором звери, птицы, насекомые рассказывают о том, как они готовятся к зиме. Очень интересны игры – путешествия, которые происходят с использованием карты, глобуса, иллюстраций.
Игры – экскурсии, например, «На ярмарке», «В музее», «Экскурсия по родному краю» и др.
На уроках технологии:
- предметные игры – это игры с народной дидактической игрушкой, мозаикой, природным материалом, пластилином, бумагой. Основные игровые действия с ними: нанизывание, выкладывание, катание, собирание целого из частей и т.д.
Обобщить знания на любом уроке можно в простой игре «Аплодисменты» (если правильный ответ - хлопают в ладоши).
У ребёнка появляется явное стремление не попасть впросак. Здесь игровая деятельность активизирует эмоциональные и мотивационные состояния.
Настроить на позитивные эмоции в начале урока помогает игра «Азбука хороших слов»: «Вспомните хорошие, добрые слова на букву «А» (аккуратный, аппетитный, ароматный, ангельский, авторитетный, активный и др.)»
Игра «Минутка» помогает в формировании ряда умений и навыков, обеспечивающих включение детей в учебную деятельность. Гномик «Минутка» напоминает детям: «Внимание! Проверь дружок, готов ли ты начать урок? Всё ль на месте, всё ль в порядке; книжки, ручки и тетрадки?» Элемент соревнования «Какой ряд быстрее выполнит задание Минутки?» - активизирует детей. Гномик Минутка помогает и в формировании умения ориентироваться во времени и беречь его.
Игра «Что можно сделать за одну минуту?» помогает без нравоучений, в игровой форме помочь детям становиться учениками.
Игра «Да - нет», учит детей задавать исследовательские вопросы. Один из детей загадывает какое – либо слово – понятие из русского языка, математики, окружающего мира. Другие – задают вопросы, на которые он отвечает либо «да» или «нет».
Игра «Верю- не верю». «Веришь ли ты, что форма планеты Земля круглая? И др.»
Игра «Секрет» (на любом уроке). Берутся капсулы от киндер-сюрпризов по количеству учащихся в классе. В каждой капсуле листок с заданием (словарные слова или таблица умножения и т. д.). Каждый выбирает себе капсулу, выполняет задание. Капсула с секретом та, в которой лежит листочек со штампом «учитель». Кому досталась такая капсула – становится на следующем уроке учителем определенного этапа урока. Этот ученик – учитель дома заранее готовит задание, думает – кого из детей вызовет к доске, а кого назначит проверяющими.
Использование дидактических игр приносит хорошие результаты, если игра полностью соответствует целям и задачам урока и в ней принимают активное участие все дети. Играя с увлечением, они лучше усваивают материал, не устают и не теряют интереса. В процессе игры у детей формируются общеучебные умения и навыки, в частности умения контроля и самоконтроля, формируются такие черты характера, как взаимопонимание, ответственность, честность.
Игра – не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности, следовательно, благодаря игре, повышается эффективность урока, но при условиях: систематического использования игровых методов и приемов в образовательном процессе; учете возрастных и психологических особенностей детей младшего школьного возраста; создании комфортных психолого-педагогических условий, для становления гармонично-развитой подрастающей личности.
Игра возникает из потребности ребенка узнать окружающий его мир, причем жить в этом мире так, как взрослые. Не воображение порождает игру, а деятельность ребенка, познающего мир, творит его фантазию, его воображение, его самостоятельность. Игра подчиняется законам реальности, а ее продуктом может быть мир детской фантазии, детского творчества. Игра формирует познавательную активность, позволяет развивать внимание и память, создает условия для становления абстрактного мышления.