Использование игровой технологии на уроках
в начальных классах как одно из условий
формирования успешной учебной
деятельности в обучении школьников
Павлова Ольга Евгеньевна,
ГБОУ гимназия № 192, «Брюсовская гимназия»
Калининского района Санкт-Петербурга
СодержаниеГБОУ гимназия № 192, «Брюсовская гимназия»
Калининского района Санкт-Петербурга
1. Обоснование выбора темы
2. Теоретическая часть
2.1. Игровая технология как составляющая педагогических технологий в образовательном процессе.
2.2. «Точки роста» и риски применения игровой технологии.
3. Практическая часть (из опыта работы на примере уроков математики)
4. Приложение 1
Игровая технология в обучении младших школьников
- Обоснование выбора темы
Первоклассники в школе на первых порах как инопланетяне. Они попадают в новую для них социальную среду: незнакомое пространство, новые люди, другие требования со стороны взрослых к их действиям, непонятная система оценивания поступков и т.д. Период адаптации длится несколько недель, а для кого-то и несколько месяцев. Островком «знакомости» в новой школьной жизни является игра. Обучение первоклассников безусловно требует игр, но… возможности и формы её проведения в школе резко сужаются: подвижные игры в классе и рекреации ограничены, ролевые игры – малодоступны, а дидактические – в большом количестве - начинают раздражать и утомлять.
Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреактивными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, игра способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.
Какие игры на уроке стоит проводить, какие правила игры позволят детям активно и с удовольствием познавать и осваивать учебный материал - этот вопрос меня, как учителя, интересовал всегда. В данной курсовой работе представлены и систематизированы игры, организуемые мною в течение учебного года с первоклассниками на уроках математики. Почему именно в первом классе? Почему именно на уроках математики?
Ребенок-первоклассник на первой ступени школьного обучения стать учеником: освоить новую социальную роль, уметь её выполнять и делать это с удовольствием Общеизвестно утверждение М.В.Ломоносова о роли математики в жизни человека. Кроме того, математика - это мой любимый предмет, преподавание именно этого предмета позволяет мне самой достигать максимальной результативности и удовлетворения.
2.1. Игровая технология как составляющая педагогических технологий в образовательном процесса.
Принцип активности ребенка как субъекта учебной деятельности в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Системно-деятельностный подход, определяющий результативность реализации федеральных государственных образовательных стандартов, делает этот принцип основополагающим в начальной школе.
Под понятием системно-деятельностного подхода в системе образования подразумевается такое качество учебной деятельности школьника, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам. Такого рода учебная активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, т.е. применяемой педагогической технологии.
Игровая технология являются одной из уникальных форм обучения, которая позволят сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению предметов. Занимательность условного мира игры делает положительной, эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации. А эмоциональность игрового действа активизирует познавательную деятельность.
Игре - как феномену человеческой культуры - присущи такие черты как:
- эмоциональное напряжение: эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция,
- наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.
- свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию субъекта, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);
- творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»).
Мотивация к игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.
Особенность игры на уроке как раз в том, что классно-урочная система обучения не дает возможности проявиться игре в «чистом виде», учитель должен организовать и координировать игровую деятельность детей. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые должны выступать как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий проходит по таким основным этапам:
- дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи, учитывающий разнообразие мотивов (узнать- познание, помочь/спасти- социальная игра, проверить себя- самоутверждение, сделать для…- польза) ;
- учебная деятельность подчиняется правилам игры, которые до начала игры обговариваются с учащимися;
- содержание учебного материала используется в качестве средства решения игровой задачи;
- в учебную деятельность может вводиться элемент соревнования на этапе совершенствования умений;
- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
- рефлексивный этап (последействие игры): Что помогло успеху? (имеющиеся знания и умения, чёткое соблюдение правил, дружная работа и взаимовыручка в команде, достойное поведение игроков…).
2.2. «Точки роста» и риски применения игровой технологии.
Современные дети не умеют играть… (по крайней мере так, как играли мы, нынешнее взрослое поколение). Нет командных подвижных и ролевых игр во дворе, нет домашних настольных игр с 2-4-6 игроками, зачастую нет в семье братьев и сестёр, с кем можно было бы поиграть, а заодно освоить новую социальную роль. В наш информационно-насыщенный век главной непреходящей ценностью для всех взрослых является время, и даже не все родители готовы тратить своё свободное время на общение с детьми: проще купить игрушку (или установить в телефон игру) - и отослать ребенка к самостоятельной игре «в одиночку». В игре современного ребёнка не происходит взаимодействия игроков-людей (хотя эмоциям во взаимодействии с виртуальными героями компьютерных игр можно только удивляться). Но ведь – прислушайтесь к детским возгласам, и услышите сплошное противостояние и накапливаемую злость к тому, кто у тебя выигрывает! Игры наших современных детей сводятся в основном к манипулятивным или дидактическим. Отсюда, может быть, и обособленность каждой личности, и детский эгоцентризм, переходящий в инфантильность.
Игровая педагогическая технология, организуемая педагогами в образовательных учреждениях как дошкольной так и школьной ступени, это способ организовать взаимодействие, создать и пережить командный дух, сблизить и сплотить детей. Недаром в стандартах дошкольного образования на смену понятию «сетка занятий» пришло понятие «совместная организованная деятельность детей и взрослых», где педагоги в общении и игре, в игровых ситуациях воспитывают, расширяют кругозор детей, создают условия для обретения ими нового социального опыта.
Психологами установлено, что с окончанием дошкольного детства игра не умирает, а продолжает не только жить, но и своеобразно развивается. Без обоснованного использования игры в учебном процессе урок в современной школе нельзя считать полноценным. Специфическое влияние игровых приёмов и игровых элементов позволяет преодолеть у одних учеников отставание в темпе работы на уроке, у других – замкнутость и отчуждённость в коллективе сверстников.
Факторы, способствующие возникновению интереса к игре:
- удовольствие от контактов с партнерами по игре (отсюда вывод: пары, группы, команды должны создаваться не по указанию педагога/учителя, а осознанным или случайным выбором самими детьми);
- удовольствие от демонстрации партнерам своих возможностей как игрока (отсюда вывод: не у всех сразу получается, игру следует неоднократно повторять);
- азарт, ожидания непредвиденных игровых ситуаций и последовательных их разрешений в ходе игры (отсюда вывод: согласованное с детьми изменение правил игры);
- удовлетворение от успеха – промежуточного и окончательного (работает принцип «трёх У» - Уверенность, Успех, Удовольствие);
- если игра ролевая, то удовольствие от самого процесса перевоплощения в другую роль (отсюда вывод: при повторах дидактической игры роли следует менять: герой- исполнитель, эксперт, помощник, судья-арбитр).
Факторы, снижающие образовательный (обучающий и воспитательный) потенциал игры, как технологии школьного обучения:
- нарушение принципа свободы выбора (авторитаризм учителя в организации игры);
- поступки, выпадающие из образа героев (например, в игре- сказке: решил уравнение, заточил тем самым меч, а теперь руби голову очаровательному нарисованному дракошке);
-потеря игрового сюжета, переход на обучающую/ тренировочную деятельность;
- потеря дидактической составляющей, развлекательность игры ( например, игра- путешествие с облегченным учебными задачами ради полного прохождения маршрута по карте в течение урока)
- предвзятость в оценке результатов.
3. Практическая часть (из опыта работы на примере уроков математики)
Все предлагаемые игры в данной работе будем рассматривать с двух позиций:
- способствование формированию и развитию УУД различных групп (личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных).
- переносимость техники организации конкретной игры на более старший возраст школьников с усложняющимся предметным содержанием.
- Дочисловой период. Величины. Отношения. Ориентация в пространстве.
- Числовой период: Модели чисел первого десятка. Порядок следования чисел в числовом ряду. Цифры от 1 до 9. Число 0. Число 10. Состав чисел первого десятка.
- Математический язык: термины.
- Моделирование в задачах.
- Фигуры и их части.
Дочисловой период: Величины. Отношения. Ориентация в пространстве.
Название игры | Правила игры | Методический комментарий |
Воображаемый мяч | Под счёт «тренера» пары игроков (лицом друг к другу) 5-6 раз перекидывают друг другу воображаемый мяч (волейбольный, теннисный, медицинский - утяжелённый). «Кидать» так, чтобы партнёр мог «поймать». |
Размеры и масса мячей различны, следовательно, и тело должно работать по- разному. Согласованность движений в паре: мяч у обоих должен быть «одинаковым». |
Путешествие по классной доске | Отправляемся в путь… Будем рисовать… Каждый внесет свой вклад в создание общей картины. Один за другим (на 3-5 секунд) выходим к доске и рисуем на ней какие-нибудь линии (прямые, кривые, пересекающиеся). Правило одно: не отрывать мел от доски. Как только оторвал руку – «Спасибо, садись», идет следующий. Рисуем быстро, не оценивая свои результаты. | Дети охотно пишут на классной доске, особенно когда их никто не видит. Выбор (цвета мела и реализация своего замысла в общем коллаже). Полет фантазии: продолжить или начать новую линию? Что появится в результате? |
«Муха» | В квадрате3*3 воображаемая муха сидит в центре. Учитель задаёт алгоритм перемещения словами вверх-вниз-вправо-влево. Задача: не выпустить муху за края площадки. Потом – по цепочке - ученики задают мухе команды движения по площадке. Кто «выпустил» муху, выбывает из игры. |
Ориентировка в пространстве. Концентрация внимания. Развитие алгоритмических действий. Квадрат можно увеличивать (5*5), шаги - удваивать/ утраивать (вверх2) |
Графический диктант | Под диктовку учителя: начало узора в полосе (продолжить до конца строки); замкнутый контур небольшого изображения. Работа в группе: составить «диктант» по контурному изображению. |
Варианты: работа в парах. Рисование по клеточкам (один игрок дает команды типа: вправо-1 влево2, вверх2- вниз), другой по ним должен получить заданное изображение |
Сколько? | Играют двое. Учитель ставит стул на каком- либо расстоянии от пары игроков и просит каждого сначала назвать количество шагов до стула, потом - встать и проверить своё предположение. Награда- знак «глаз-алмаз». | Можно использовать при изучении любой новой величины (меры длины, массы, объема), если будет измерительное средство (рулетка, безмен, мерный стакан) |
Наведи порядок | Классификация по заданному признаку |
Числовой период: Модели чисел первого десятка. Порядок следования чисел в числовом ряду. Цифры от 1 до 9. Число 0. Число 10. Состав чисел первого десятка.
Название игры | Правила игры | Методический комментарий |
Вслух не говори! | Ведущим демонстрируется изображение с количеством однородных предметов. На счет раз-два –ТРИ! -игроки должны показать карточку с нужным числом. | Модели числа (реальные пред-меты, кости домино или игральный куб). Регулятивные умения. Нет карточки или веера - сигналь пальцами руки. |
По порядку становись! | Две команды с одинаковым числом игроков (нечетный или учитель будут арбитром) разбирают карточки с числами. Игровая задача: по команде игрока с №1- СТРОЙСЬ! - его команда должна выстроиться по порядку следования чисел (на время). Какая команда быстрее? | Сначала одна команда, потом другая. Потом обе -одновременно. Возможен – и важен!- выход за пределы первого десятка. |
Посчитаю – не собьюсь. | В квадрате (3*3) написаны вразбивку числа (разными шрифтами, разных размеров и цветов). Индивидуальное задание игроку: Считать и показывать одновременно с называнием запись числа. До какого числа пойдет без запинки? Итог игры: кто в какую группу попадает? (марафонцы – дошли до конца с первой попытки, стайеры- сбились в конце дистанции, спринтеры- быстро сходят с дистанции). |
Можно увеличивать количество ячеек в поле - до 10*10). Удерживать изменённую учебную задачу. Называть и показывать по- разному: в другом порядке (возрастания/ убывания): только крупные ЦИФРЫ/ только зелёные/ синие числа. |
Шел трамвай 10-й номер | Детям предлагается вытянуть (каждому) карточку. Задание: после фразы ведущего «Шел трамвай 10-й номер» найти себе пару, чтобы в сумме на карточах было 10. Сесть в трамвай- выстроиться в строй парами. | Номер трамвая можно менять. Отрабатывается состав числа. |
Угадай-ка | В парах, стоя в затылок: задний пишет пальцем какую-нибудь цифру на спине переднего игрока. Тот называет цифру. Если правильно – роли меняются. | Уточнение смысла слова знак – цифра (изображение) |
Знак на руке | Аналогично. Только один закрывает глаза , а другой пишет ему на протянутой ладони. | |
Ритмический счет | В парах, лицом друг к другу: на каждый счет делаем одинаковое движение (по нарастающему числу их комбинаций). Когда взаимно «ладошки в ладошки» - это число оба игрока называют вслух. Вслух идет счет двойками, тройками, четверками и т.д. Подготовка к освоению таблицы умножения | Игровой прием вальдорфских учителей, описанный в методичке Л.Г.Петерсон. |
Слушай и считай | Индивидуальная игра: у каждого из учеников веере или набор карточек с числами. Учитель издает звуки ( хлопки, постукивание палочкой, колокольцем) определенное число раз. Все учащиеся должны немедленно поднять и показать карточку с числом, соответствующим количеству услышанных ударов. |
Вывод: счету подлежат не только видимые предметы, но и то, что увидеть невозможно. |
Рыболовы | На наборном полотне изображен пруд; в прорези полотна вставлены изображения рыбок, на обороте которых написаны двузначные и однозначные числа. Соревнуются две команды по 4 человека в каждой. Поочередно каждый член команды «ловит рыбку» и проводит его анализ: сколько знаков в числе, его место в числовом ряду, разбор чисел по десятичному составу. Если все ответы правильны, то он поймал рыбку (берет её), если нет – рыбка сорвалась. Выигрывает команда, поймавшая больше рыбок. | Дидактическая цель: анализ однозначных и двузначных чисел, монологическое высказывание ( по плану, без плана) |
Ваш билет? | Игровое поле: расчерченный квадрат 10*10 . Карточки с двумя числами: ряд и место. Игровая задача: занять место в соответствии с купленным билетом. | Ориентировка в таблице, практико-ориентированная задача |
Стрелочка | Шеренга детей с карточками натурального ряда чисел в руках. К ним спиной стоит игрок «Стрелочка». Класс задаёт вычислительное действие, которое «стрелочка» выполняет приставными шагами, перемещаясь вправо или влево вдоль шеренги и называя конечный ответ. | При вычитании не выходить в область отрицательных чисел. |
Обратное кино | Двое стоят, держась за обе руки. Сцепленными руками крутят вперед, как бы показывая кино. «Киномеханики» проговаривают текст. Все остальные молча это «кино» показывают. ( сначала в обычном варианте, а потом – назад вращение пленки, медленный счет в обратном порядке, движения-в обратном порядке) | 1-2 встали все 3-4- рубим лес 5-6 –потянись 7и8- руки вниз 9-10- всем «садись» |
Тренировка вычислительных умений
Название игры | Правила игры | Методический комментарий |
Лови ошибку | Заранее предупредив детей о возможной «ловушке», учитель в объяснении/обобщении/ подведении итога допускает ошибки или неточности. | Использовать на уроках « открытие нового знания» |
Волна/ Ручеёк | Устный счёт. На доске записаны примеры в три столбика. По команде учителя к доске быстро выходят с последних парт от каждого ряда по одному ученику. Решив пример, ученик кладёт мел. Пока он идет на место- к доске выбегает следующий ученик и решает свой пример и т.д. Выигрывает та группа, которая быстрее и без ошибок решит все примеры. В случае одинаковых результатов учитывается организованность, дисциплина каждой группы. |
«Волна» - при сделанной ошибке игрока, его товарищ по команде только «смывает» /исправляет ошибку и садится на место. Каждая сделанная и исправленная ошибка - потеря командой времени. «Ручеёк» обходит, обтекает шибки, находим и исправляем их в конце игры, снимая штрафные баллы. |
Гол!- Мимо! Игровое поле- прямоугольник с «воротами» и по две линии «защиты» с каждой стороны от центра. |
По одному представителю от каждой команды – нападающие -«пробивают» со штрафной по «воротам» по очереди. На первой линии «защиты» - промежуточный результат (среди других чисел), на второй линии «защиты»- конечный результат (среди других чисел). Выбран пример (карточка). Игрок мелом от центра проводит отрезок к промежуточному, потом к конечному результату. Команда поддерживает ГОЛ!- последний отрезок уходит в «ворота». МИМО!-третий отрезок идет мимо ворот. |
Освоение нового вычислительного приема (алго-ритма). На применение сочетательного и распределительного свойств действий. По нарастающей сложности. |
Пчёлки | Командная игра. Цветки-«медоносы» сидят на своих местах, у каждого из них лист с примерами. Пчелки перемещаются по классу, решая по одному примеру у каждого медоноса. Правильно решено, получает «капельку нектара»- жетон. Через 3 минуты Пчелки – в улей, считают добычу. | Играем дважды, меняясь ролями. «Нектар (листы с заданиями) может готовить сам учитель или это было творческое домашнее задание для учащихся. |
Цепочки | Старт дает ведущий/учитель. Далее эстафета - как в круговых примерах: ответ предыдущего примера от одного ученика является началом-компонентом действия следующего примера. Если ответ «ушёл» в область отрицательных чисел при вычитании, игрок получает «приз» от Вороны. | На табличные случаи - в достаточно быстром темпе. Учитель «дирижирует» классом невербально, задавая темп или передавая эстафету конкретному ученику. |
Найди ошибки | С листом «выполненного задания» каждый работает самостоятельно, отмечая свои несогласия. Фронтальная проверка: сколько найдено? Разбор каждой найденной ошибки с поиском её причины. | Анализ предложенного учебного материала (равенств, утверждений, фактов) |
Ворота | К доске приглашаются двое ребят, которые с помощью рук создают ворота. Им дается определенное число (от 2 до 10). Остальным учащимся также раздаются карточки с числами. Каждый должен найти себе пару, чтобы пройти через ворота ( или сложением чисел или вычитанием) |
Игра также направлена на изучение состава чисел. |
Альпинисты | Решаем примеры и «покоряем вершины», передвигая фигурки альпинистов на соответствующее количество шагов |
Математический язык.
Название игры | Правила игры | Методический комментарий |
Живые равенства | На полу – круги, между ними из линеек составляем знак + и =. Задумываем пример. Желающая группа- первое слагаемое – внутрь первого круга, аналогично- второе слагаемое. Проводим наблюдение: знак = имеет смысл столько же. Как бы «слагаемые» не менялись кругами, значение суммы не меняется. | Переместительный и сочетательный законы сложения |
Живые выражения | Группы у доски выполняют команды, например, 1 слагаемое – присесть! 2слагаемое – обняться! Сумма – подпрыгнуть! (Аналогичные команды придумывают сидящие ученики). | Названия компонентов действий сложения и вычитания |
«Да- нет-ка» | Учитель загадывает число. Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы учитель отвечает только словами да или нет. Правило 2. Перебирать нельзя. | «Сильный» вопрос с использованием матем. терминов позволяет сузить поле поиска. Некорректный вопрос - на него нельзя ответить ни Да, ни НЕТ- учитель отвергает жестом. |
Моделирование в задачах.
Название игры | Правила игры | Методический комментарий |
Загадки- разгадки | Слушая текст загадки/ стихотворения , каждый ученик выкладывает на парте карточки с услышанными или подразумевающимися числами ( выделение числовых данных из текста) | Анализ аудиальной информации. Отличие стихотворения и загадки от арифметической задачи. |
Наши игрушки | Команды получают коробку ( размером с обувную). В ней – предметы: машинки двух цветов или видов, зверюшки/пони, куколки и т.д. Задание: Придумать про них разные задачи. Вариант: единая модель ко всем разным задачам про игрушки. |
Может быть опора по видам задач(Сколько всего? Сколько одних/других? На сколько?) Перевод предметной модели в графическую и наоборот . |
Театр пантомимы | Даны числа. Придумать с ними задачу и «рассказать» её без слов. Драматизация текста задачи ( подарила, унесла, съел и т.п.) |
Название игры | Правила игры | Методический комментарий |
Дорисуй | На листе бумаги сделана учителем загогулина. Закончи рисунок, чтобы загогулина стала частью его. | Развитие креативности. Тщательность и раскрашивание не требуются. |
Дополни фигуру | На листе бумаги - какая-либо геометрическая фигура. Дорисовать её так, чтобы получился реальный предмет. | Фигура может быть взята за основу, то есть дорисовываются детали или, наоборот, она является деталью чего-либо более крупного. |
Пазлы | Способ формирования малой группы/ команда- разрезанная на части открытка (количество открыток - по числу команд). |
Случайный выбор. Соотношение ЦЕЛОЕ-ЧАСТИ |
Ромашка | Несколько сердцевин с написанными родовыми понятиями (прямоугольники, отрезки, лучи, кривые замкнутые, незамкнутые ломаные…). У детей – «лепестки», на каждом из которых изображение геометрической фигуры. Задание: собрать ромашку. | Классификация. Можно использовать для свойств чисел (четные, нечетные , записанные одной цифрой, разными) и т.д. |
Найди тень | От барабана, от чемодана, от хоккейной шайбы, от мяча, от кубика | Объёмные фигуры и их проекции на плоскости |
Игры со спичками (счетными палочками) |
Конструирование, преобразование/поворот/ симметрия | Введение понятий вершина, сторона. |
Роли учащихся на уроках:
Исполнители- калькуляторы
Эксперты
Помощники
Фома неверующий (переходящая шляпа Фомы Неверующего - на уроках открытия нового знания)
Спонсор знаний (им назначается тот, к кому можно обратиться за помощью отставший /болеющий ученик)
5. Приложение
занимательные игры на уроках математики
Веселая математика
Задача-шутка «Сосчитай-ка!». (Игорь Сухин)
Какое число получится, если перемножить количество хоботов у слона, шей у вертишейки, панцирей у черепахи, клювов у дятла, крыльев у воробья, глаз у зайца, |
хвостов у головастика, гребешков у петуха, рогов у осла, лап у медведя, бивней у мамонта, копыт у лошади, ног у сороконожки и щупалец у осьминога? |
Задачи в стихах.
З а д а н и е: посчитайте, сколько гостей пришло на День Смеха.
День смеха
Веселье в лесу и потеха,
Здесь праздник сегодня – День Смеха.
На празднике много хороших друзей,
Во-первых, зайчонок по имени Эй,
Забавный лисенок по имени Ай,
А кто там еще? Побыстрее считай!
Два братца енотика – Ну и Ну-Ну,
Поют они песенку вместе одну.
Ежата-приятели – Ох, Ах и Эх,
Кричат они: – С праздником!
С праздником всех! –
Вступает оркестр: валторна, труба,
А гости подходят: вот курочка Ба,
Затем поросята, три братца – Фу-Фу,
А следом Фи-Фи и, конечно, Хрю-Хрю.
Ликует веселых зверюшек семья.
Желаю всем счастья! С Днем Смеха, друзья!
Л. Федорова
Жуки
Проплывают в синем небе Золотые облака. В старом садике зимуют Тридцать два больших жука. Пять пригрелось под корой Старой яблони кривой, Двое спят под валуном, |
У троих на груше дом, А четыре под землей В теплой норке спят сухой. В пне от срубленной ольхи Остальные спят жуки. Сколько же, скажи-ка мне, Их зимуют в старом пне? (18) |
Делимое число
Число на три делила Натка Число делилось без остатка. Потом на пять делила Натка, Число делилось без остатка. А как на двойку разделила – |
Один в остатке получила. А на четверочку пыталась – В остатке троечка осталась. Прошу ребят поразмышлять – Число делимое назвать. (15) |
Мышиная математика
Из пятнадцати мышей Девять кот прогнал взашей. Только как из-под земли, Лесом, кочками Трое «новеньких» пришли С узелочками. |
И однажды прибрели Двое «стареньких» Да с собою привели Деток маленьких: Шесть хвостатых малышей. Сколько в домике мышей? (17) |
Летняя прогулка
Вышел днем я погулять – Встретил в поле двух мышей, Водомерок встретил пять В луже, возле камышей. Видел муху, муравья, Четырех коров, потом Спаниеля встретил я, Он гонялся за котом. |
Встретил я ежа в лесу, Видел зайца под сосной, Встретил белочку, осу, А потом пошел домой. А теперь ответь скорей, Выйдя днем из дома, Больше встретил я зверей Или – насекомых? |
Математика
Шагали по дорожке Три сороконожки. А этим трем навстречу Еще одна ползла. С собой сороконожка Вела сынишку-крошку, А на спине корзинку С бананами несла. |
Ах, как узка дорожка! – Привет, сороконожка! – Сказали ей те трое И мимо проползли. Лишь по листве опавшей Шуршали тихо ножки, Да были голоса их В лесной глуши слышны. |
З а д а н и е: сосчитайте сороконожек и скажите, сколько всего у них ног.
Летняя задача
Не речке летали Двенадцать стрекоз. Явились два друга И рыжий Барбос. Они так плескались, Они так галдели, Что восемь стрекоз Поскорей улетели. |
Остались на речке Только стрекозы, Кому не страшны Ребятня и барбосы. Но вот что Моя голова позабыла: Скажите, пожалуйста, Сколько их было? |
Кого больше?
Плещутся два бегемота в реке.
Мимо плывет крокодил в челноке.
Чуть в отдалении другой крокодил
Взор к поплавку на воде устремил.
Сели за шашки в тени камышей
Двое зеленых его малышей.
Жаркому солнцу подставил живот
Третий, и самый большой бегемот.
Дочка его в разноцветной панаме
Что-то читает дремлющей маме.
Любят на время забыть про заботы
Все крокодилы и все бегемоты.
И. Плохих
Устный счет
На свежескошенной траве Стоит пастух на голове. Вокруг него – пятьсот коров, Пятьсот хвостов, пятьсот голов. – Так-так, три тысячи копыт! – Сказал Сережа-следопыт. |
– Ого, полтысячи рогов! – Сказал Петрушка Пирогов. – Не так! – сказала Ильина. Умножила пятьсот на два, И на четыре множит пять… – Учитесь, мальчики считать! |
З а д а н и е: скажите, сколько у этих коров всего рогов и копыт
&nbs