Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Использование игровой технологии на уроках
в начальных классах как одно из условий
формирования успешной учебной
деятельности в обучении школьников

Павлова Ольга Евгеньевна,
ГБОУ гимназия № 192, «Брюсовская гимназия»
Калининского района Санкт-Петербурга
               Содержание
1. Обоснование выбора темы
2. Теоретическая часть
         2.1. Игровая технология как составляющая педагогических технологий в образовательном процессе.
2.2. «Точки роста»  и риски применения игровой технологии.
3. Практическая часть (из опыта работы на примере уроков математики)
4. Приложение 1 
Игровая технология в обучении младших школьников
  1. Обоснование выбора темы
 Педагогические технологии как организационно-методический инструментарий и содержательные техники реализации учебных процессов обладают свойством воспроизводимости  в заданных условиях и гарантируют запланированные  результаты. Об игровых технологиях  написаны десятки, если не сотни статей, книг, монографий. Но вопрос их применения всегда остаётся и останется актуальным. Наш ХХI век не терпит постоянства. Меняются условия жизни детей и взрослых, меняется социальная и природная  окружающая их среда, то есть постоянно меняются так называемые заданные условия.
Первоклассники в школе на первых порах как инопланетяне. Они попадают в новую для них социальную среду: незнакомое пространство, новые люди, другие требования со стороны взрослых  к их действиям, непонятная система оценивания поступков и т.д.  Период адаптации  длится несколько недель, а для кого-то и несколько месяцев. Островком «знакомости» в новой школьной жизни является игра. Обучение первоклассников безусловно требует игр,  но… возможности и формы её проведения  в школе резко сужаются: подвижные игры в классе и рекреации ограничены, ролевые игры – малодоступны, а дидактические – в большом количестве -  начинают раздражать и утомлять.
Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреактивными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, игра  способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.
Какие игры на уроке стоит проводить, какие правила игры позволят детям активно и с удовольствием познавать и осваивать учебный материал - этот вопрос меня, как учителя, интересовал всегда.  В данной курсовой работе представлены и систематизированы игры, организуемые мною в течение учебного года с первоклассниками на уроках математики. Почему именно  в первом классе? Почему именно на уроках математики?
Ребенок-первоклассник  на первой ступени школьного обучения стать учеником: освоить новую социальную роль, уметь её выполнять и делать это с удовольствием Общеизвестно утверждение М.В.Ломоносова о роли математики в жизни человека.  Кроме того, математика - это мой любимый предмет,  преподавание именно этого предмета позволяет мне самой достигать максимальной результативности и  удовлетворения.
        2.1. Игровая технология как составляющая педагогических технологий в образовательном процесса.
Принцип активности ребенка как субъекта учебной деятельности в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Системно-деятельностный подход,  определяющий результативность реализации федеральных государственных образовательных стандартов,  делает этот принцип  основополагающим в начальной школе.   
Под  понятием системно-деятельностного подхода в системе образования подразумевается такое качество учебной деятельности школьника, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.  Такого рода учебная активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, т.е. применяемой педагогической технологии.
Игровая технология являются одной из уникальных форм обучения, которая позволят сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению предметов. Занимательность условного мира игры делает положительной, эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации. А эмоциональность игрового действа активизирует познавательную деятельность.
 Игре - как феномену человеческой культуры - присущи   такие черты как:
  • эмоциональное напряжение: эмоциональная  приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция,
  • наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.
  • свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию субъекта, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);
  • творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»).
Игровая педагогическая  технология включает достаточно обширную группу техник и  приемов организации педагогического процесса, отличающихся   поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые в свою очередь обоснованны, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Мотивация к игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.
Особенность игры  на уроке как раз в том, что  классно-урочная система обучения не дает возможности проявиться игре в «чистом виде», учитель должен организовать и координировать игровую деятельность детей. Игровая форма  занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые должны выступать как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий проходит по таким основным этапам:
- дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи, учитывающий разнообразие мотивов (узнать- познание, помочь/спасти- социальная игра, проверить себя- самоутверждение, сделать для…- польза) ;
- учебная деятельность подчиняется правилам игры, которые до начала  игры обговариваются с учащимися;
- содержание учебного материала  используется в качестве  средства решения игровой задачи;
- в учебную деятельность может вводиться элемент соревнования на этапе совершенствования умений;
- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
- рефлексивный этап   (последействие игры):  Что помогло успеху?                  (имеющиеся знания и умения, чёткое соблюдение правил, дружная работа и взаимовыручка в команде, достойное поведение игроков…).
 
      2.2. «Точки роста»  и риски применения игровой технологии.
Современные дети не умеют играть… (по крайней мере так, как играли мы, нынешнее взрослое поколение).  Нет командных подвижных и ролевых игр во дворе, нет домашних  настольных игр  с 2-4-6 игроками, зачастую нет в семье братьев и сестёр, с кем можно было бы поиграть, а заодно освоить новую социальную роль.  В наш информационно-насыщенный век главной непреходящей ценностью для всех взрослых  является время, и даже не все родители готовы тратить своё свободное время на общение с детьми: проще купить  игрушку (или установить в телефон игру) - и отослать ребенка к самостоятельной игре «в одиночку». В игре современного ребёнка не происходит взаимодействия игроков-людей (хотя эмоциям во взаимодействии с виртуальными героями компьютерных игр можно только удивляться). Но ведь – прислушайтесь к детским возгласам,  и услышите сплошное противостояние и накапливаемую злость  к тому, кто у тебя выигрывает! Игры наших современных детей сводятся в основном к манипулятивным или  дидактическим. Отсюда, может быть, и  обособленность  каждой личности, и детский эгоцентризм, переходящий в инфантильность.  
Игровая педагогическая технология, организуемая педагогами в образовательных учреждениях как дошкольной  так и школьной  ступени, это способ организовать взаимодействие, создать и пережить командный дух, сблизить и сплотить детей. Недаром в стандартах дошкольного образования на смену понятию «сетка занятий» пришло понятие «совместная организованная деятельность детей и взрослых», где педагоги в общении и игре, в  игровых ситуациях воспитывают, расширяют кругозор детей,  создают условия для обретения ими нового социального опыта.
Психологами установлено, что с окончанием дошкольного детства игра не умирает, а продолжает не только жить, но и своеобразно развивается. Без обоснованного использования игры в учебном процессе урок в современной школе нельзя считать полноценным. Специфическое влияние игровых приёмов и игровых элементов позволяет преодолеть у одних учеников отставание в темпе работы на уроке, у других – замкнутость и отчуждённость в коллективе сверстников.
Факторы, способствующие возникновению  интереса к игре:
- удовольствие от контактов с партнерами по игре (отсюда вывод: пары, группы, команды должны создаваться не по указанию педагога/учителя, а осознанным или случайным выбором самими детьми);
- удовольствие от демонстрации партнерам своих возможностей как игрока    (отсюда вывод: не у всех сразу получается, игру следует неоднократно повторять);
- азарт, ожидания непредвиденных игровых ситуаций и последовательных их разрешений в ходе игры (отсюда вывод: согласованное с детьми изменение правил игры);
- удовлетворение от успеха – промежуточного и окончательного (работает принцип «трёх У» - Уверенность, Успех, Удовольствие);
- если игра ролевая,  то удовольствие от самого процесса  перевоплощения в другую роль (отсюда вывод: при повторах дидактической игры роли следует менять: герой- исполнитель, эксперт, помощник, судья-арбитр).
 
Факторы, снижающие образовательный (обучающий и воспитательный) потенциал игры, как технологии школьного обучения:
- нарушение принципа свободы выбора (авторитаризм учителя в организации игры);
- поступки, выпадающие из образа героев (например, в игре- сказке: решил уравнение, заточил тем самым меч, а теперь руби голову очаровательному нарисованному дракошке);
-потеря игрового сюжета, переход на обучающую/ тренировочную  деятельность;
- потеря дидактической составляющей, развлекательность  игры  ( например, игра- путешествие с облегченным  учебными задачами ради полного прохождения маршрута по карте в течение урока)
- предвзятость в оценке результатов.
   3. Практическая часть (из опыта работы  на примере уроков математики)
Все предлагаемые игры в данной  работе  будем рассматривать с двух позиций:
  • способствование  формированию и развитию УУД различных групп     (личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных).
  • переносимость техники организации конкретной игры  на более старший возраст школьников с  усложняющимся  предметным  содержанием. 
Для полноты и системности представления опыта работы будем рассматривать игры первоклассников по темам:
 - Дочисловой период. Величины. Отношения. Ориентация в пространстве.
- Числовой период:  Модели чисел  первого десятка. Порядок следования чисел в числовом ряду.  Цифры от 1 до 9. Число 0. Число 10. Состав чисел первого десятка.
- Математический язык: термины.
- Моделирование в задачах.
- Фигуры и их части.
 Дочисловой период: Величины. Отношения. Ориентация в пространстве.
Название игры Правила игры Методический комментарий
Воображаемый мяч Под  счёт  «тренера» пары игроков  (лицом друг к другу) 5-6 раз  перекидывают друг другу воображаемый мяч (волейбольный, теннисный,  медицинский - утяжелённый). 
«Кидать» так, чтобы партнёр мог «поймать».
Размеры и  масса мячей различны,  следовательно,  и тело должно работать по- разному. Согласованность движений в паре: мяч у обоих должен быть «одинаковым».
Путешествие по классной доске Отправляемся в путь… Будем рисовать… Каждый внесет свой вклад в создание общей картины. Один за другим (на 3-5 секунд)  выходим к доске и рисуем на ней какие-нибудь линии (прямые, кривые, пересекающиеся). Правило одно: не отрывать мел от доски. Как только оторвал руку – «Спасибо, садись», идет следующий. Рисуем быстро, не оценивая свои результаты. Дети охотно пишут на классной доске, особенно когда их никто не видит.
Выбор (цвета мела и реализация своего замысла в общем коллаже).
 Полет фантазии: продолжить или начать новую линию? Что появится в результате?
«Муха» В квадрате3*3 воображаемая муха сидит в центре. Учитель задаёт алгоритм перемещения словами вверх-вниз-вправо-влево. Задача: не выпустить муху за края площадки. Потом – по цепочке - ученики задают мухе команды движения по площадке.
Кто «выпустил» муху, выбывает из игры.
Ориентировка в пространстве.  Концентрация внимания. Развитие алгоритмических действий.
Квадрат можно увеличивать (5*5), шаги - удваивать/ утраивать (вверх2)
Графический диктант Под диктовку учителя: начало узора в полосе (продолжить до конца строки); замкнутый контур небольшого изображения.
 Работа в группе: составить «диктант» по контурному изображению.
Варианты: работа в парах. Рисование по клеточкам (один игрок дает команды типа: вправо-1 влево2, вверх2- вниз), другой по ним должен получить заданное изображение
Сколько?  Играют двое. Учитель ставит стул на каком- либо расстоянии от пары игроков и просит каждого сначала назвать количество шагов до стула, потом - встать и  проверить своё предположение. Награда- знак «глаз-алмаз». Можно использовать при изучении любой новой величины (меры длины,  массы, объема), если будет измерительное средство (рулетка, безмен, мерный стакан)
Наведи порядок   Классификация по заданному признаку
 
Числовой период:  Модели чисел  первого десятка. Порядок следования чисел в числовом ряду.  Цифры от 1 до 9. Число 0. Число 10. Состав чисел первого десятка.
Название игры Правила игры Методический комментарий
Вслух не говори! Ведущим демонстрируется изображение с количеством однородных предметов.  На счет раз-два –ТРИ! -игроки должны показать карточку с нужным числом. Модели числа (реальные пред-меты, кости домино или игральный куб). Регулятивные умения. Нет карточки  или веера -  сигналь  пальцами руки.  
По порядку становись! Две команды с одинаковым числом игроков (нечетный или учитель будут арбитром) разбирают карточки с числами. Игровая задача: по команде игрока с №1- СТРОЙСЬ!   - его команда должна выстроиться по порядку следования чисел (на время). Какая команда быстрее?  Сначала одна команда, потом другая. Потом обе -одновременно.
Возможен – и важен!- выход за пределы первого десятка.
Посчитаю – не собьюсь. В квадрате (3*3) написаны вразбивку  числа (разными шрифтами, разных размеров и цветов).
Индивидуальное задание игроку: Считать и показывать одновременно с называнием запись числа. До какого числа пойдет без запинки?
Итог игры: кто в какую группу попадает? (марафонцы – дошли до конца с первой попытки, стайеры- сбились в конце дистанции, спринтеры- быстро сходят с дистанции).
Можно увеличивать количество ячеек в поле -  до 10*10).
Удерживать изменённую учебную задачу. Называть и показывать по- разному: в другом порядке (возрастания/ убывания): только крупные ЦИФРЫ/ только зелёные/ синие числа.
Шел трамвай 10-й номер Детям предлагается вытянуть (каждому) карточку. Задание: после фразы ведущего «Шел трамвай 10-й номер» найти себе пару, чтобы в сумме на карточах было 10. Сесть в трамвай- выстроиться в строй парами. Номер трамвая можно менять. Отрабатывается состав числа.
Угадай-ка В парах, стоя в затылок: задний пишет пальцем какую-нибудь цифру на спине переднего игрока. Тот называет цифру. Если правильно – роли меняются. Уточнение смысла слова знак – цифра (изображение)
Знак на руке Аналогично. Только один закрывает глаза , а другой пишет ему на протянутой ладони.  
Ритмический счет В парах, лицом друг к другу: на каждый счет  делаем одинаковое движение (по нарастающему числу их комбинаций). Когда взаимно «ладошки в ладошки» - это число оба игрока называют вслух. Вслух идет счет двойками, тройками, четверками и т.д. Подготовка к освоению таблицы умножения Игровой прием вальдорфских учителей, описанный в методичке Л.Г.Петерсон.
Слушай и считай  Индивидуальная игра: у каждого из учеников веере или набор карточек с числами. Учитель издает звуки ( хлопки, постукивание палочкой, колокольцем) определенное число раз. Все учащиеся должны немедленно поднять и показать карточку с числом, соответствующим количеству услышанных  ударов.
 
Вывод: счету подлежат не только видимые предметы, но и то, что увидеть невозможно.
Рыболовы На наборном полотне изображен пруд; в прорези полотна вставлены изображения рыбок, на обороте которых написаны двузначные и однозначные числа. Соревнуются две команды по 4 человека в каждой. Поочередно каждый член команды «ловит рыбку» и проводит его анализ: сколько знаков в числе, его место в числовом ряду, разбор чисел по десятичному составу. Если все ответы правильны, то он поймал рыбку (берет её), если нет – рыбка сорвалась. Выигрывает команда, поймавшая больше рыбок. Дидактическая цель: анализ однозначных и двузначных чисел, монологическое высказывание ( по плану, без плана)
 
Ваш билет? Игровое поле: расчерченный квадрат 10*10 . Карточки с двумя числами: ряд и место. Игровая задача: занять место в соответствии с купленным билетом. Ориентировка в таблице, практико-ориентированная задача
Стрелочка Шеренга детей с карточками натурального  ряда чисел в руках. К ним спиной стоит игрок «Стрелочка». Класс задаёт вычислительное действие, которое «стрелочка» выполняет приставными шагами, перемещаясь вправо или влево  вдоль шеренги и называя конечный ответ. При вычитании не выходить в область отрицательных чисел.
Обратное кино Двое стоят, держась за обе руки. Сцепленными руками крутят вперед, как бы показывая кино. «Киномеханики» проговаривают текст. Все остальные молча это «кино» показывают. ( сначала в обычном варианте, а потом – назад вращение пленки, медленный счет в обратном порядке, движения-в обратном порядке) 1-2 встали все
3-4- рубим лес
5-6 –потянись
7и8- руки вниз
9-10- всем «садись»
 
Тренировка вычислительных умений
Название игры Правила игры Методический комментарий
Лови ошибку Заранее предупредив детей о возможной «ловушке», учитель в объяснении/обобщении/ подведении итога допускает ошибки или неточности. Использовать на уроках « открытие нового знания»
Волна/ Ручеёк Устный счёт. На доске записаны примеры в три столбика. По команде учителя к доске быстро выходят с последних парт от каждого ряда по одному ученику. Решив пример, ученик кладёт мел. Пока он идет на место- к доске выбегает следующий ученик и решает свой пример и т.д. Выигрывает та группа, которая быстрее и без ошибок решит все примеры. В случае одинаковых результатов учитывается организованность, дисциплина каждой группы.
 
«Волна» - при сделанной ошибке игрока, его товарищ по команде только «смывает» /исправляет ошибку и садится на место. Каждая сделанная и исправленная ошибка - потеря командой  времени.
 «Ручеёк» обходит, обтекает  шибки, находим и исправляем их в конце игры, снимая штрафные баллы.
Гол!- Мимо!
Игровое поле- прямоугольник с «воротами» и по две линии «защиты» с каждой стороны от центра.
По одному представителю от каждой команды – нападающие -«пробивают» со штрафной по «воротам» по очереди. На первой линии «защиты» - промежуточный результат (среди других  чисел), на второй линии «защиты»- конечный результат (среди других чисел).
Выбран пример (карточка). Игрок мелом от центра проводит отрезок к промежуточному, потом к конечному результату. Команда поддерживает ГОЛ!- последний отрезок уходит в «ворота». МИМО!-третий отрезок идет мимо ворот.
Освоение нового вычислительного приема  (алго-ритма).
На применение сочетательного и распределительного свойств действий.
По нарастающей сложности.

 
Пчёлки Командная игра. Цветки-«медоносы» сидят на своих местах,  у каждого из них лист с примерами. Пчелки перемещаются по классу, решая по одному примеру у каждого медоноса. Правильно решено, получает «капельку нектара»- жетон. Через 3 минуты Пчелки – в улей, считают добычу.  Играем дважды, меняясь ролями.
 «Нектар (листы с заданиями) может готовить сам учитель или это было творческое домашнее задание для учащихся.
Цепочки Старт  дает ведущий/учитель. Далее эстафета - как в круговых примерах: ответ предыдущего примера от одного ученика является началом-компонентом  действия следующего примера. Если ответ «ушёл» в область отрицательных чисел при вычитании, игрок получает «приз» от Вороны. На табличные случаи - в достаточно быстром темпе.
Учитель «дирижирует» классом невербально, задавая темп или передавая эстафету конкретному ученику.
Найди ошибки С листом «выполненного задания» каждый работает самостоятельно, отмечая свои несогласия. Фронтальная проверка: сколько найдено? Разбор каждой найденной ошибки  с поиском  её причины. Анализ предложенного учебного материала (равенств, утверждений, фактов)
Ворота К доске приглашаются двое ребят, которые с помощью рук создают ворота. Им дается определенное число (от 2 до 10).
 Остальным учащимся также раздаются карточки с числами. Каждый должен найти себе пару, чтобы пройти через ворота ( или сложением чисел или вычитанием)
Игра также направлена на изучение состава чисел.
Альпинисты Решаем примеры и «покоряем вершины», передвигая фигурки альпинистов на соответствующее количество шагов  
 
Математический язык.
Название игры Правила игры Методический комментарий
Живые равенства На полу –  круги, между ними из линеек составляем знак + и =. Задумываем пример. Желающая группа- первое слагаемое – внутрь первого круга, аналогично- второе слагаемое. Проводим наблюдение: знак = имеет смысл столько же. Как бы «слагаемые» не менялись кругами, значение суммы не меняется. Переместительный и сочетательный законы сложения
Живые выражения Группы у доски выполняют команды, например, 1 слагаемое – присесть! 2слагаемое – обняться! Сумма – подпрыгнуть! (Аналогичные команды придумывают сидящие ученики). Названия компонентов действий сложения и вычитания
«Да- нет-ка» Учитель загадывает число. Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы учитель отвечает только словами да или нет. Правило 2. Перебирать нельзя. «Сильный» вопрос с использованием матем. терминов позволяет сузить поле поиска. Некорректный вопрос - на него нельзя ответить ни Да, ни НЕТ- учитель отвергает жестом.  
 
Моделирование в задачах.
Название игры Правила игры Методический комментарий
Загадки- разгадки  Слушая текст загадки/ стихотворения , каждый ученик выкладывает на парте карточки с услышанными  или подразумевающимися числами ( выделение числовых данных из текста) Анализ аудиальной информации.
Отличие стихотворения и загадки от арифметической задачи.
Наши игрушки Команды получают коробку ( размером с обувную). В ней – предметы: машинки двух цветов или видов, зверюшки/пони, куколки и т.д. Задание: Придумать про них разные задачи.
 
Вариант: единая модель ко всем разным задачам про игрушки.
Может быть опора по видам задач(Сколько всего? Сколько одних/других? На сколько?)
Перевод предметной модели в графическую и наоборот .

 
Театр пантомимы Даны числа. Придумать с ними задачу и «рассказать» её без слов. Драматизация текста задачи ( подарила, унесла, съел и т.п.)  
Фигуры и их части.
Название игры Правила игры Методический комментарий
Дорисуй На листе бумаги сделана учителем загогулина. Закончи рисунок, чтобы  загогулина стала частью его. Развитие креативности. Тщательность и раскрашивание не требуются.
Дополни фигуру На листе бумаги - какая-либо геометрическая фигура. Дорисовать  её так, чтобы получился реальный предмет. Фигура может быть взята за основу, то есть дорисовываются детали или, наоборот, она является деталью чего-либо более крупного. 
Пазлы Способ формирования малой группы/ команда- разрезанная на части открытка (количество открыток - по числу команд).
 
Случайный выбор.
Соотношение ЦЕЛОЕ-ЧАСТИ
Ромашка Несколько сердцевин с написанными родовыми понятиями (прямоугольники, отрезки, лучи,  кривые замкнутые, незамкнутые ломаные…).   У детей – «лепестки», на каждом из которых изображение геометрической  фигуры. Задание: собрать ромашку. Классификация. Можно использовать для свойств чисел (четные, нечетные , записанные одной цифрой, разными) и т.д.
Найди тень От барабана, от чемодана, от хоккейной шайбы, от мяча, от кубика Объёмные фигуры и их проекции на плоскости
Игры со спичками
(счетными палочками)
Конструирование, преобразование/поворот/ симметрия Введение понятий вершина, сторона.
 
Роли учащихся на уроках:
Исполнители- калькуляторы
Эксперты
Помощники
Фома неверующий (переходящая шляпа Фомы Неверующего - на уроках открытия нового знания)
Спонсор знаний  (им назначается тот, к кому можно обратиться за помощью отставший /болеющий  ученик)
 
5. Приложение
занимательные игры на уроках математики
Веселая математика
 
 Задача-шутка «Сосчитай-ка!».  (Игорь Сухин)
Какое число получится,
если перемножить
количество хоботов у слона,
шей у вертишейки,
панцирей у черепахи,
клювов у дятла,
крыльев у воробья,
глаз у зайца,
хвостов у головастика,
гребешков у петуха,
рогов у осла,
лап у медведя,
бивней у мамонта,
копыт у лошади,
ног у сороконожки
и щупалец у осьминога?
 
 Задачи в стихах.
З а д а н и е: посчитайте, сколько гостей пришло на День Смеха.
 
День смеха
Веселье в лесу и потеха,
Здесь праздник сегодня – День Смеха.
На празднике много хороших друзей,
Во-первых, зайчонок по имени Эй,
              Забавный лисенок по имени Ай,
              А кто там еще? Побыстрее считай!
              Два братца енотика – Ну и Ну-Ну,
              Поют они песенку вместе одну.
Ежата-приятели – Ох, Ах и Эх,
Кричат они: – С праздником!
С праздником всех! –
Вступает оркестр: валторна, труба,
А гости подходят: вот курочка Ба,
              Затем поросята, три братца – Фу-Фу,
              А следом Фи-Фи и, конечно, Хрю-Хрю.
              Ликует веселых зверюшек семья.
              Желаю всем счастья! С Днем Смеха, друзья!
Л. Федорова
 
Жуки
Проплывают в синем небе
Золотые облака.
В старом садике зимуют
Тридцать два больших жука.
Пять пригрелось под корой
Старой яблони кривой,
Двое спят под валуном,
У троих на груше дом,
А четыре под землей
В теплой норке спят сухой.
В пне от срубленной ольхи
Остальные спят жуки.
Сколько же, скажи-ка мне,
Их зимуют в старом пне?                   (18)
 
Делимое число
Число на три делила Натка
Число делилось без остатка.
Потом на пять делила Натка,
Число делилось без остатка.
А как на двойку разделила –
Один в остатке получила.
А на четверочку пыталась –
В остатке троечка осталась.
Прошу ребят поразмышлять –
Число делимое назвать.
         (15)
Ст. Косенко
Мышиная математика
Из пятнадцати мышей
Девять кот прогнал взашей.
Только как из-под земли,
Лесом, кочками
Трое «новеньких» пришли
С узелочками.
И однажды прибрели
Двое «стареньких»
Да с собою привели
Деток маленьких:
Шесть хвостатых малышей.
Сколько в домике мышей?                  (17)
И. Плохих
Летняя прогулка           
Вышел днем я погулять –
Встретил в поле двух мышей,
Водомерок встретил пять
В луже, возле камышей.
Видел муху, муравья,
Четырех коров, потом
Спаниеля встретил я,
Он гонялся за котом.
Встретил я ежа в лесу,
Видел зайца под сосной,
Встретил белочку, осу,
А потом пошел домой.
А теперь ответь скорей,
Выйдя днем из дома,
Больше встретил я зверей
Или – насекомых?
Д. Герасимова
Математика
Шагали по дорожке
Три сороконожки.
А этим трем навстречу
Еще одна ползла.
С собой сороконожка
Вела сынишку-крошку,
А на спине корзинку
С бананами несла.
   Ах, как узка дорожка!
– Привет, сороконожка! –
   Сказали ей те трое
   И мимо проползли.
   Лишь по листве опавшей
   Шуршали тихо ножки,
   Да были голоса их
   В лесной глуши слышны.
 
 
 
 
З а д а н и е: сосчитайте сороконожек и скажите, сколько всего у них ног.
 
Летняя задача
Не речке летали
Двенадцать стрекоз.
Явились два друга
И рыжий Барбос.
Они так плескались,
Они так галдели,
Что восемь стрекоз
Поскорей улетели.
Остались на речке
Только стрекозы,
Кому не страшны
Ребятня и барбосы.
Но вот что
Моя голова позабыла:
Скажите, пожалуйста,
Сколько их было?
И. Плохих
Кого больше?
Плещутся два бегемота в реке.
Мимо плывет крокодил в челноке.
Чуть в отдалении другой крокодил
Взор к поплавку на воде устремил.
                                   Сели за шашки в тени камышей
                                   Двое зеленых его малышей.
                                   Жаркому солнцу подставил живот
                                   Третий, и самый большой бегемот.
Дочка его в разноцветной панаме
Что-то читает дремлющей маме.
Любят на время забыть про заботы
Все крокодилы и все бегемоты.
И. Плохих
Устный счет
   На свежескошенной траве
   Стоит пастух на голове.
   Вокруг него – пятьсот коров,
   Пятьсот хвостов, пятьсот голов.
– Так-так, три тысячи копыт! –
   Сказал Сережа-следопыт.
– Ого, полтысячи рогов! –
   Сказал Петрушка Пирогов.
– Не так! – сказала Ильина.
   Умножила пятьсот на два,
   И на четыре множит пять…
– Учитесь, мальчики считать!
Е. Щепотьева
З а д а н и е: скажите, сколько у этих коров всего рогов и копыт
       &nbs

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»