Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Педагогические технологии в начальной школе

Шпакова Екатерина Анатольевна
Общеобразовательная школа должна сформировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков. Главной и второстепенной задачей является необходимость повышения эффективности усвоения учебного материала, нацеленной на повышение современного качества образования. А это ориентация образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.   
           Опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся определяет современное качество содержания образования. Повышение качества образования должно осуществляться не за счет дополнительной нагрузки на учащихся, а через совершенствование форм и методов обучения, отбора содержания образования, через внедрение образовательных технологий, ориентированных не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование комплекса личностных качеств обучаемых.                          
           Младший школьник не только готовится к взрослой жизни, не просто приобретает знания, а участвует в различных видах деятельности. Использование современных педагогических технологий даёт возможность решать воспитательные задачи и формировать у ребёнка готовность к самостоятельному познанию окружающего мира. С середины прошлого столетия в педагогический лексикон прочно вошёл термин «педагогические  технологии». Однако в понимании самого термина «педагогическая технология» и в его употреблении до сих пор существуют разногласия.  
                Педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регуляторов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения. Конечно, невозможно ребёнка обучить всему, дать ему готовые представления и знания буквально обо всем. Но его можно научить получать знания самостоятельно, анализировать ситуацию, делать выводы, находить решение для задачи или проблемы, которую он не решал. Сосредотачивая усилия на повышение качества и эффективности учебной и воспитательной работы, необходимо добиваться того, чтобы каждый урок способствовал развитию познавательных интересов учащихся, активности и творческих способностей, а, следовательно, повышению качества обучения. Среди многообразия современных образовательных технологий можно выделить те, которые, можно использовать в работе с учащимися начальной школы. Например: технологии личностно-ориентированного, развивающего, проблемного обучения, а также игровые, проектные, здоровье сберегающие и информационно-коммуникативные. Однако, на уроках в начальной школе  чаще всего использую технологии проблемного обучения, проектную деятельность, игровые, ИКТ и здоровье сберегающие.
В первую очередь  имеет место в работе учителей начальных классов технология использование игр и игровых форм организации учебной деятельностиИгры способствуют психологической раскрепощённости на уроках. Использование игровых форм позволяет повысить интерес к предмету. Деловая игра решает серьезные задачи, но в игровой форме, что позволяет обучающимся эмоционально раскрепоститься, проявить творчество (например, разыгрывание ролей, обсуждение конфликтных ситуаций, имитация профессиональной деятельности и т.д.).
        Игровые формы обучения на уроке – эффективная организация взаимодействия педагога и учащихся, продуктивная форма их обучения с элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса. В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, учащиеся не замечают, что они учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, развивают навыки, фантазию. Даже самые пассивные из учеников включаются в игру с огромным желанием. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у учащихся бодрое рабочее настроение, предотвращает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. 
Проблемное обучение  используется на этапах сообщения темы и целей урока и самостоятельной работы учащихся. Создается проблемная ситуация на уроке – удивление, затруднение.
       Так, обучая детей, можно вводить проблемный диалог, создавать проблемную ситуацию для определения учащимися границ знания – незнания. Через создание проблемной ситуации и ведение проблемного диалога учащиеся формулируют тему и цель урока. Работа над проблемой проходит успешно тогда, когда возникает проблемная ситуация.
Проблемное обучение эффективно способствует формированию у учащихся математического склада мышления, появлению интереса к предмету, прививает навыки исследовательской работы и желание самостоятельно решать возникшие ситуации. 
  Информационно-коммуникативные технологии используются в начальной школе   на уроках,  во внеурочной деятельности.
Урок, включающий слайды, презентации, вызывают у детей эмоциональный отклик, в том числе и самых инфантильных и расторможенных. Экран притягивает внимание, которого порой невозможно добиться при фронтальной работе с классом. 
Многие уроки проводятся с  использованием компьютерных презентаций, особенно те, которые требуют наглядного представления материала.
При организации учебных занятий с младшими школьниками используются видеоматериалы и звукозапись. Учащиеся слушают фрагменты литературных произведений, выразительное чтение стихотворений, голоса птиц, шум леса. Музыкальные звукозаписи как эмоциональное сопровождение создают определенный настрой на предстоящую работу, а используемые как метод обучения – развивают творческое воображение, формируют эстетический вкус учащихся.
Итак, применение ИКТ на уроках в начальных классах позволяет сделать учащихся не пассивными наблюдателями, а активными участниками работы, повышает заинтересованность ребят в изучении предмета, заставляет их подходить к работе творчески, добывать знания самостоятельно. 
        Технологию проектного обучения используется в работе, как дополнение к другим видам прямого или косвенного обучения. Предметные проекты нашли широкое распространение на уроках окружающего мира, чтения.
         Эта педагогическая технология не заменяет традиционную систему, а органично дополняет и расширяет ее. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности.
       Здоровьесберегающие технологии 
  На уроках проводятся физкультминутки, двигательно-речевые упражнения,   упражнения на релаксацию, дыхательная  гимнастика.         
            Таким образом, можно сказать, что применение современных образовательных технологий на уроках дают возможность ребёнку работать творчески, способствуют развитию любознательности, повышают активность, приносят радость, формируют у ребёнка желание учиться, и, следовательно, повышается качество знаний по предмету.
Использованная литература:
1. Соловьёва, Т. И. Современные педагогические технологии в начальной школе / Т. И. Соловьёва. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 6 (86). — С. 684-686. — URL: https://moluch.ru/archive/86/16325/
2. https://pedsovet.su/load/145-1-0-55297
3. Научно-методический журнал «Практика образования», № 1 (32) /2012г. 4.  Иванов М. Г. Дифференцированное обучение младших школьников// Начальная школа. Издание Министерства образования Российской Федерации.- № 11,2006. 5.Ягодко Л. И. Использование технологии проблемного обучения в начальной школе.


 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»