Перевернутый класс в начальной школе
Климаненко Галина Михайловна,
учитель начальных классов ГБОУ лицей № 384
Кировского района Санкт-Петербурга
Перевёрнутый класс можно отнести к разновидности смешанного обучения. При этой модели обучения учитель предоставляет материал для самостоятельного изучения дома (это может быть звуковой файл или короткое видео), а на очном занятии проходит практическое закрепление материала. Таким образом, учащиеся получают представление о теме еще до занятия, на котором эта тема будет рассмотрена.учитель начальных классов ГБОУ лицей № 384
Кировского района Санкт-Петербурга
В перевернутом классе в домашнюю работу входит просмотр видеолекции, чтение учебных текстов, рассмотрение поясняющих рисунков, прохождение тестов на начальное усвоение темы. Во время классной работы ученики с учителем разбирают сложные вопросы, возникшие в процессе изучения темы дома, а затем под наблюдением учителя решают практические задачи и выполняют исследовательские задания. После занятия в классе дома завершаются практические задачи, выполняются тесты на понимание и закрепление пройденной темы.
При перевернутом классе происходит смена ролей: главным становится ученик, а учитель только помощник. Иногда «перевернутый класс» винят в уменьшении роли учителя в обучении. Однако это не так, наоборот, важность учителя возрастает, освобождённое время учитель может тратить на более сложные профессиональные задачи – закрепление и углубление знаний, полученных учениками самостоятельно.
Родоначальниками модели перевернутого класса считаются два учителя – Джонатан Бергман и Аарон Сэмс, которые, работали со спортсменами часто пропускающими уроки из-за соревнований. Они пришли к идее создавать видеолекции, давая возможность студентам пропускать занятия, не пропуская обучения. Они начали размещать свои лекции онлайн, чтобы студенты могли получить к ним доступ. Этим же и решилась проблема расхода времени на проведение повторных занятий для отсутствующих из-за соревнований студентов.
Не следует путать перевернутый класс с дистанционным образованием, это не так, так как классная работа «лицом к лицу» остается без изменения, принципиально меняется лишь ее содержание. Другая претензия к перевернутому классу в том, что нет возможности задать вопросы лектору в процессе просмотра лекции. Эта проблема решается за счёт возможности пересмотреть непонятное место несколько раз, а можно отправить вопрос своим товарищам или учителю на электронную почту.
В 21 веке и учителю и ученику предъявляются новые требования. Одна из главных тенденций в образовании – индивидуализация, и к учащимся предъявляются новые требования, например, при изучении материала ученик должен мыслить критически, умение не только изучить существующий материал, но и создавать новые решения проблем, повышается самостоятельность учеников, иначе они не смогут работать по технологии «перевёрнутый класс». В то же время именно перевернутый класс позволяет наиболее эффективно реализовать эти требования.
Перевернутый класс в начальной школе имеет свою специфику. Ещё раз, перевернутый класс – это смена классной и домашней работы. Одна из проблем домашних работ в том, что часто задания в них более сложного уровня, ребёнок перестаёт делать домашнюю работа или пользуется ГДЗ, потому что это слишком сложно. В классе же, как правило, ученики слушают объяснения учителя, смотрят презентации, читают учебник, отвечают на вопросы. И вот эта деятельность в традиционном перевернутом классе меняется местами: с теоретическим материалом дети знакомятся дома, как правило, в формате короткого видео, проверяют себя с помощью теста для самопроверки, а затем они приходят в класс для того, чтобы выполнять какие-то задания, решать какие-то проблемы, создавать что-то новое и т.д.. В начальной школе традиционную модель не используют, или используют не сразу. В начальной школе весь перевернутый класс, и его домашняя часть, переносится в класс. В классе они смотрят небольшое видео, затем выполняют тест для самопроверки, а затем приступают к применению той информации, которую они изучили. Например, на уроке технологии часто многократно приходится рассказывать и объяснять детям, как выполнить какой-то этап работы, объяснять технику безопасности, на это уходит огромное количество сил и времени учителя, а затем ещё надо успевать подходить к каждому и помогать выполнять изделие. В перевёрнутом классе можно записать видео, как изготавливается изделие, на уроке ученики включают, например, на своём смартфоне видео и шаг за шагом выполняют задание, при необходимости ставя на паузу или повторяя тот или иной непонятный момент, а у учителя появляются свободные руки и свободное время, чтобы ходить и объяснять учебный материал индивидуально или группе учащихся, если они работают в парах или малых группах. В свою очередь, и ученикам понятно, что нужно делать, в каком порядке и как, а учитель подходит и показывает разные технические детали. Конечно, 45 минут урока является серьёзным ограничением для перевернутого класса, но в начальной школе один учитель ведёт несколько предметов и уроки можно интегрировать и каждый день делать как проектный учебный день, каждый день – это какой-то небольшой проект. Но самая главная задача в перевёрнутом классе в начальной школе то, чтобы ученики научились работать самостоятельно, а учитель мог им помогать и поддерживать, направлять их, максимально охватить каждого ученика в классе. После того, как ученики научились самостоятельно работать, они научились самостоятельно смотреть видео, понимают, что не только учитель может объяснить учебный материал, ученики понимают, что они могут сами чему-то научиться, спросить у своего одноклассника, как он понял это видео, может он что-то подскажет, или наоборот, после того, как они научились себя проверять, что тоже очень важно, когда ученики умеют работать с тестами для самопроверки, с какими-то критериальными таблицами для самооценивания, вот только тогда «домашнюю часть» перевернутого класса – посмотреть видео и выполнить тест для самопроверки – можно перенести на дом. А если ребята будут знать, что за этим последует какая-то интересная деятельность, или квест, или проект, или возможность самостоятельно что-то создать, то возможна ситуация, что они сами попросят посмотреть видео на перемене или дома, чтобы было больше времени. для интересной деятельности.
Не важно, какой урок переворачивать, математику или окружающий мир, потому что перевёрнутый класс - это учебный процесс, организованный другим способом.
Как об этом говорить с родителями? Они не понимают, что и почему учитель делает. Они только видят, что урок идёт по нетипичному сценарию. Родителям нужно объяснять, что сейчас существуют новые образовательные стандарты, новая образовательная программа, у общества другой запрос по отношению к школе, поэтому работать с учениками нужно по-новому, у учеников нужно сформировать такие навыки, которые у родителей, когда они учились в школе, не сформировались, или сформировались, но не благодаря учебной деятельности, а, возможно, рабочей деятельности. А задача учителя помочь сформироваться этим навыкам, и они не сформируются никаким образом, если урок будет идти традиционно, а это есть задача школы, которая прописана в новых образовательных стандартах. Поэтому на уроках возможны ситуации, когда у доски стоит не учитель, а ученики сами решают и объясняют, а учитель работает, например, с другой группой учеников, то есть учебный процесс будет организован другим способом для того, чтобы получить другой результат.
И если внешне кажется, что учитель ничего не делает, а наблюдает, как работают ученики, перевернутый класс значительно увеличивает объем работы учителя, особенно на стадии внедрения. Необходимо перекроить учебную программу и разделить имеющийся материал таким образом, чтобы часть перенести на домашнее изучение, а часть оставить для классной работы. Нужно разработать тесты для контроля учеников, создать систему оценки самостоятельной работы дома и коллективной работы в классе, овладеть инструментами разработки видеолекций и их размещения в интернете, и, наконец, создать сами видеоматериалы.
Литература:
Перевернутый класс: технология обучения XXI века// https://www.ispring.ru/elearning-insights/perevernutyi-klass-tekhnologiya-obucheniya-21-veka
Курвитс М. Что такое перевернутый класс и в чем его задача: материалы сайта// http://marinakurvits.com
Тихоновецкая И.П. Обобщение опыта «Перевернутый класс как средство становления самообразовательной компетенции»// https://metkab2015.blogspot.com/p/blog-page_22.html