Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Дистанционное обучение в начальной школе

Титова Елена Борисовна,
учитель ГБОУ СОШ № 365 Санкт-Петербурга
 
По объективным обстоятельствам – в связи с пандемией – весной 2020 г. образовательные учреждения страны вынуждены были перейти на дистанционное образование. Но понятие «дистанционное обучение» отсутствовало в законодательстве. В статье 6 Закона об образовании фигурируют только такие понятия как «электронное обучение», «дистанционные технологии», которые можно использовать в обучении. Потому нет и методики проведения массового дистанционного обучения в школе. Отсутствуют и нормативы по работе в подобном режиме детей и учителей, порядку проверки работ учащихся и работы самого учителя. Учителя были поставлены в такие условия, при которых им требовалось «на ходу» выстраивать весь процесс образования в новых условиях. При этом необходимо было в экстренном порядке изучать цифровую среду, выстраивать технологию обучения, общения, структурировать свою работу. Отдельный вопрос – работа с родителями, которых приходилось успокаивать и направлять общение в конструктивное русло. Прежде всего требовалось понять цели, определить задачи и выстроить процесс организации такого обучения.
Для себя я определила цель ДО на данный период времени. Это создание комфортной образовательной среды для успешного освоения программ курса 4 класса с учетом индивидуальных особенностей детей, развитие коммуникативных навыков между участниками образовательного процесса (учениками, учителями, родителями) и поддержание процесса социализации с применением цифровой образовательной среды в новом формате обучения.
Задачи:
  1. Помочь детям в освоении программ обучения в дистанционном формате.
  2. Организовать канал общения и коммуникации между участниками образовательного процесса.
  3. Выбрать наиболее удобные образовательные платформы для учащихся
  4. Использовать новые формы общения, презентации результатов учащихся для развития личности и социализации.
  5. Сплотить детский коллектив, сформировать нравственную позицию, общую и коммуникативную культуру обучающихся, развить их познавательную активность и расширить кругозор через различные формы индивидуальной и массовой работы за пределами образовательной программы. 
  6. Обеспечить взаимодействие учителя и родителей учащихся в формате мониторинга: опросов, личных сообщений, консультаций.
 Мной был выбран смешанный тип ДО.
Общение, трансляции, презентации работ, творческие задания, проверка письменных работ: все это осуществлялось через группу в социальной сети ВКонтакте и по электронной почте.
Общение с родителями проводилось через другую группу ВКонтакте.
Для обучения, выполнения заданий и контроля были выбраны следующие образовательные платформы: Яндекс.Учебник, Учи.ру, ЯКласс, Инфоурок. Предварительная регистрация детей на нескольких платформах дала хороший результат. При «зависании» одной из платформ мы с легкостью переходили на запасные варианты.
Использовались видеоматериалы и видеоуроки со следующих ресурсов: Знайка.ру, Видеоурок
Для общения между детьми можно использовать Discord. Я данный сервис не применяла, но на будущее можно взять на заметку. При этом обязательно включение модератора, чтобы регулировать конфликты и задавать направление диалогу.
Для проведения онлайн уроков применялся Zoom
 
Ход проведения ДО 
1. В 09.30 каждый день мной осуществлялась трансляция в группе ВКонтакте. Это помогало дисциплинировать ребят, настроить на учебную деятельность. Сообщался план работы на день, объяснялись трудные моменты в новых темах, проводился анализ выполненных работ. Ребята в чате задавали вопросы по заданиям, по организации обучения.
2. 1-2 раза в неделю проводились онлайн уроки в Zoom с использованием интерактивной доски, презентаций, личного объяснения материала. В эти дни видеотрансляции не осуществлялись.
Мой опыт показал, что детям достаточно такого формата общения с учителем онлайн. Введение большего объема перегружает ребенка, теряется интерес и внимание.
3. Дети выполняли задания, продублированные в их группе ВКонтакте в рубрике «Обсуждения». Они могли задавать вопросы учителю в личном сообщении или через стену в группе до 15.00
4. График занятий выстраивают сами дети. До 19.00 задания отправлялись учителю на электронную почту или через сообщения ВКонтакте. Если задания выполнялись на одной из образовательных платформ, их требовалось сдать к 19.00 или к другому сроку в соответствии с целями.
5. С 19.00 задания проверялись учителем, давались рекомендации, выборочно выставлялись отметки. Если ученики выполняли задания на образовательной платформе, то проверка осуществлялась автоматически.
6. Утром следующего дня ребята могли задать вопросы. Учитель обращал внимание на типичные ошибки ребят.
7. Вечером проводился мониторинг среди родителей в виде опроса по проблемам ДО. Проведено было три таких опроса. Этого оказалось достаточно, чтобы скорректировать работу. Самым сложным был первый. Но после его проведения родители получили подробную консультацию о ходе проведения ДО, его особенностях. Каждый день родители имели возможность писать сообщения в своей группе, задавать вопросы.
 
Методы и способы, использованные в ДО
  1. Использование модели «Перевёрнутый класс»
Учитель предлагает домашнее задание в форме учебного видео, давая подробную инструкцию по работе с ним. Учащиеся просматривают фильм дома, предварительно выполняя задания, необходимые для дальнейшей работы в формате онлайн.
При просмотре видео ребята должны были делать записи в тетради в форме таблицы.

 
Мне было известно Узнал новое
Выводы
Это помогало осмысленной работе с видео, самоанализу, проработке материала.
2. Работали с художественными фильмами, анализировали поступки героев, художественные приемы, высказывали свое впечатление.
3. Открыли для себя театр у микрофона. По впечатлениям от прослушанного рисовали рисунки, раскрашивали раскраски.
4. Смотрели видео с чтением стихов о войне русских актеров. Каждый день недели – новое стихотворение. Описывали 3-5 эмоций, которые вызвали эти стихи. Вспоминали, когда испытывали эти эмоции ранее. Писали посты и комментарии.
5. Делились своими увлечениями на самоизоляции через стену ВКонтакте.
6. Осваивали новые для себя формы работы с ИКТ: видеоконференции, трансляции, аудиозаписи выразительного чтения, видеозаписи выступлений, создание видеофильмов.
  1. Записывали фрагменты своих объяснений нового материала.
  2. Участвовали в онлайн-олимпиадах, марафонах, квестах. 
Организация деятельности учителя
В процессе работы на ДО пришлось подстраивать график своей работы под учащихся данного класса, чтобы обеспечить максимальное удобство для детей и родителей. В течение недели проводился мониторинг родителей и детей по работе на ДО. Требовалось построить свою работу так, чтобы хватало сил и здоровья для проведения ДО.
На это ушла еще одна неделя. В результате был выработан график моего общения с детьми и их родителями, а также проверки работ.
  1. 9.00 - подготовка к видеоконференции
  2. 9.00-9.20 - видеоконференция
  3. 9.30-13.30 - контакт с учениками, ответы на вопросы
  4. 19.00-21.00 - проверка работ, обратная связь
  5. 21.00-21.30 - подготовка к следующему рабочему дню  
Проверка, контроль и оценка деятельности учеников 
Для этого использовались следующие виды работ: работа в тетрадях, работа в тетрадях на печатной основе, задания на учебных платформах, видеосюжеты, аудиозаписи, фото работ, имелась отдельная тетрадь для записи результатов работы с видеоматериалами.
В итоге для меня и ребят оказался оптимальным следующий вариант проверки.
Я чередовала проверку тетрадей и заданий на платформах. Так появлялась возможность снизить нагрузку, поскольку проверка на платформах осуществлялась автоматически. Это очень удобный вариант, позволяющий наглядно увидеть, кто с каким видом работ справляется и где есть трудности. На разных платформах результаты оформляются по-разному. Есть возможность проверить, сколько предпринималось попыток решения задания. Кроме того, ребенок мог посмотреть шаги решения, если допускал ошибки. Ему предлагались аналогичные задания для отработки трудной для конкретного ребенка темы. Разные платформы имеют свои плюсы и свои минусы, и под определенную работу выбиралась определенная платформа. Учи.ру – больше наглядности, красочности, много игровых моментов. Потому больше подходит для учеников 1-2 класса. На этой платформе часто проводились олимпиады, квесты, игры. Более серьезные и трудные задания были представлены на платформе Якласс. Там лучше проводить контрольные и итоговые работы. Платформа Яндекс.Учебник позволяет проводить онлайн-уроки и имеет удобную систему анализа выполненных заданий с помощью цвета. Кроме того, Яндекс.Учебник предоставляет возможность просмотра интересных видеоуроков по окружающему миру.
Дети быстро подстроились под переход с одной платформы на другую. Но в итоге мы выбрали Яндекс.Учебник. 
Фото работ в тетрадях, творческие работы присылались на почту учителю. Каждый день я выставляла отметки 5-6 учащимся. Данные работы я проверяла досконально, исправляла все ошибки. Остальные письменные работы я просматривала и писала комментарии. Творческие работы, пересказы, стихотворения проверялись все, ребята выкладывали их по желанию в определенный альбом вк. Это давало возможность остальным составить свое мнение, высказаться в комментариях. 

Положительные и отрицательные стороны введения ДО
  + -
1 Освоение новых форм и методов обучения, которые возможны на дистанции. Страдает коммуникативная функция. Нет работы бок о бок, нет конфликта.
2 Использование образовательных платформ с готовыми заданиями и удобным способом проверки. Есть ощущение «Я все знаю. Чему учиться? Сейчас погуглю».
3 Возможность использования материалов библиотек, музеев, театров. Самостоятельный выбор необходимого материала для изучения предмета с разных сторон.
 
Нет эмоционального контакта, атмосферы, контакта «глаза в глаза».
4 Повышение интереса к обучению, в связи с переходом в среду интересов ребенка, которую он часто использует. Большое количество учеников на онлайн-уроке. Невозможность охватить и контролировать всех.
5 Результаты обучения и презентации себя получили новые, интересные для детей формы. Невозможность адекватного контроля. В четвертой четверти все стали отличниками.
6 Возможность общения сразу со многими людьми разного возраста  и уровня. Нагрузка на здоровье детей. Нет навыка вовремя остановиться, отдохнуть.
7 Вариативность обучения. Можно организовать изучение материала в соответствии со способностями ребенка. У ребенка появилась возможность выбрать объяснение материала различными учителями. Психологическая перегрузка всех участников ДО.
8 Дети могли исправлять свои ошибки, делать корректировки. Например, перезаписывать свое выступление, пересказ и т.д. Слишком большая нагрузка на учителя при проверке и подготовке к урокам.
9 Возможность проявить свои soft skills, распределить время. Продумать последовательность работы, проконтролировать результаты, исправить ошибки. Выбрать формы для презентации себя Нет удобной и безопасной  платформы для проведения онлайн уроков.
 
Проанализировав всю работу, я бы предложила следующее.
  1. Необходима такая платформа, где будет очень просто организована работа онлайн в несколько кликов: вход, выход, звук, контроль учителя за процессом. Нужна доска с передачей функции управления учащимся.
  2. Ребенок не должен весь день проводить за компьютером.
  3. Ученику должно быть понятно, что и как делать самостоятельно, без участия родителей.
  4. Детям начальной школы выполненные задания необходимо отправлять на какой-то один общий адрес.
  5. Задания по технологии и ИЗО ВАЖНЫ! Отменять не надо, выполняли с удовольствием. Но эти задания должны быть такими, чтобы дети выполняли их своими руками, не писали. Особенно это касается уроков музыки и физической культуры.
  6. Разнообразить виды работ. По физической культуре требуются задания на развитие физических навыков, по музыке – музыкальных.
  7. Разнообразить формы работы на уроках – технология перевернутого класса, виртуальные экскурсии.
  8. Необходимо чередование тестовых работ на платформах и творческих письменных работ в тетрадях. Но должно учитываться то время, которое затратит на них ребенок.
  9. Учителю необходимо выстраивать свою работу таким образом, чтобы он оставался здоровым и работоспособным в течение всего времени проведения ДО. Нужно договориться с родителями о времени общения, до какого часа можно звонить или писать. Чтобы рабочий день не занимал весь световой день и ночь, учитель должен составить свой рабочий график.
  10.  Требуется проработка нормативной базы ДО, методики ведения занятий, контроля знаний.
  11.  Определить оптимальный объем работы за компьютером учителя и учащихся.
  12.  Создать методический центр помощи учителям, который реально поможет организовать ДО, будет оперативно содействовать всем участникам образования.
  13.  Администрациям школ четко сообщить учителям, чего от них ждут и какова система их отчетности по ДО. Отчетность должна быть минимальной, но информативной.
  14.  Переход на дистанционное обучение может использоваться в исключительных случаях, не представляя собой эксперимент над учениками и учителями (что запрещено законом), но будучи выверенным и методически продуманным процессом.  
Для дальнейшей работы предлагаю ознакомится со следующими цифровыми инструментами и сервисами, выбрать наиболее подходящие для себя и своего класса:
  1. Canva, Australia – уникальный инструмент для творчества, который можно использовать в классе.
  2. TuttiStori France – адаптированное программное обеспечение, а также творческие мастерские, позволяющие детям писать и редактировать свои истории и делиться ими с другими классами по всему миру.
  3. Рисование, видео, мультимедиа:
WeVideo – онлайн-видеоредактор.
Book Creator – простой инструмент для создания цифровых книг, собственных учебных материалов для учителей и учеников. Объединяет текст, видео и аудио.
Explain Everything – инструмент для проектирования, создания скриншотов и интерактивной доски, который позволяет комментировать, анимировать, импортировать и экспортировать любые файлы от эскизов до видеороликов.
4. Scrumlr – виртуальная доска со стикерами, инструмент для совместной работы с возможностью внесения изменений каждым участником в реальном времени.
5. Popplet – виртуальная доска для совместной работы группы.
6. Timetoast – для совместной работы над созданием временных шкал онлайн.
7. iBrainstom – доска для рисования.
8. MindMeister – для коллективного создания интеллект-карт. Визуализация идеи во встроенной презентации с динамическим слайд-шоу. 
Наш мозг запоминает все, что с нами происходит, всю информацию, которую мы когда-либо воспринимали. Нужно создавать не только условия для успешного впитывания нужной информации, но и эмоциональную атмосферу. Бездушное, безэмоциональное развитие личности невозможно. Ребенок должен видеть, КАК учитель работает, КАК он реагирует, сопереживает, КАК ошибается, исправляет (или не исправляет) ошибки… Он должен наблюдать, ощущать, как работают другие рядом с ним. Ребенок должен находиться внутри творческого процесса, погруженный в это таинство. Видеть поворот головы учителя, блеск или гнев в глазах учителя, взмах рук, тихий или громкий голос. Ребята должны видеть разные реакции своих сверстников, работу разных людей. Вот, что воспитывает, развивает и помогает усваивать информацию. По словам Т. Черниговской, чтобы стать учеником Леонардо, надо быть рядом с Леонардо.. Виртуальный мир не должен заменять реальный.  
Возможности виртуального мира использовать надо. Но никогда дистанционное обучение не сможет заменить живого общения Учителя и Ученика. Невозможно свести роль учителя до тьютера, убрать эмоциональную составляющую. Информацию можно «добыть» виртуально. Но важно КТО, КАК и КАКУЮ информацию передаст. 
Дистанционное образование не должно заменять традиционное. Но и учителя не должны «плестись в хвосте» информационных технологий. Надо и нам учиться разбираться в современных технологиях, чтобы помочь, уберечь наших детей.
Надеюсь, опыт моей работы и выводы по организации ДО поможет выстроить Вам наиболее оптимальный режим работы в дальнейшем.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»