Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 1 / 5

Звезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Формативное оценивание на уроках в начальной школе
как способ формирования умения оценивать
как регулятивного УУД
Семенищева Валерия Витальевна
Сейчас становится актуальным формативное оценивание («оценивание для обучения»). Оно направлено на индивидуализацию обучения, развитие личности, самообразование и саморазвитие. Данная установка развивает контрольно-оценочную самостоятельность ребёнка, т.е. умение оценить себя и результаты своей работы.
Акцент в обучении ставится на процесс преподавания и учения. Ученику в этом процессе отводится активная роль. Оценка осуществляется непрерывно, оценивается сам процесс движения к результату. Учащиеся осознанно и самостоятельно определяют свои пробелы и вместе с учителем работают над их устранением. Часть контроля переходит к ученику, трансформируясь в самоконтроль и самооценку. Чтобы к эму придти, нужна систематическая и целенаправленная работа с использованием формативного оценивания. Стоит заметить, что отметка при формативном оценивании не ставится. Оно основывается на оценивании в соответствии с критериями и предполагает обратную связь.
Исходя из этого, можно сказать, что целью формативного оценивания является воспитание способности к непрерывному и самостоятельному обучению. Этим обусловлены его основные характеристики: формирующее оценивание:
  • Центрировано на ученике
  • Направляется учителем
  • Разносторонне результативно
  • Формирует учебный процесс
  • Определено контекстом
  • Непрерывно
  • Опирается на качественное образование
Вводя формирующее оценивание, нужно преобразовать сам процесс обучения. Чтобы оценивание действительно было формативным, его результаты должны использоваться для корректировки учения и преподавания.
Корректировка деятельности предполагает  постановку целей и задач урока совместно с учащимися. Целеполагание помогает определять приоритеты, принимать решения и реализовывать то, что планировалось. Чем чётче сформулированы цели, тем эффективнее и точнее будет оценивание.
Важную роль при формативном оценивании играет осуществление обратной связи между учителем и учащимися. Качественная обратная связь, проведённая в атмосфере взаимоуважения и доброжелательности, предоставляет педагогу информацию о достижениях и пробелах учащегося.
 Принципы формативного оценивания
 
Только при условии следования единым принципам при проведении оценивания, можно добиться лучшего результата.
Выделяют такие принципы формативного оценивания:
  1. Значимость: сосредоточение на оценивании наиболее значимых результатов обучения и деятельности учащихся
  2. Адекватность: отслеживание соответствия оценки ЗУН, ценностей, компетентностей целям и результатам обучения
  3. Объективность и справедливость: разработка критериев оценки совместно с учащимися
  4. Интегрированность: оценивание как запланированный процесс в уроке
  5. Открытость: ученику заранее доступны методы и критерии оценки
  6. Доступность: простота форм, методов и самого процесса оценивания
  7. Систематичность: оценивание осуществляется на каждом уроке
  8. Доброжелательность: создание условий для благоприятных отношений между учителем и учениками
Техники формативного оценивания
 
Вместе с формативным оцениванием появились формы его реализации. Они направлены на снижение тревожности ребёнка, развитие внутреннего рефлексивного контроля, активизацию учебной деятельности, а также веру ребёнка в свои силы.
Особенности техник формативного оценивания заключаются в использовании аналитических инструментов и приёмов для измерения уровня усвоения, прогресса обучающихся в процессе познания. Они делятся на 3 условные группы:
  1. Техники, используемые в процессе объяснения новой темы
  • Сигналы рукой: учитель просит учащихся показывать сигналы, обозначающие понимание или непонимание материала, предварительно договариваясь об их значении. Посмотрев на сигналы, учитель опрашивает учащихся каждой группы. По итогам полученных ответов учитель принимает решение о повторном изучении, закреплении темы или продолжения изучения материала по программе
  • Речевые образцы: учитель периодически даёт учащимся речевые образцы (выражения, подсказки), помогающие строить ответ. Например: Это ______________, потому что ___________________.
  • Упражнения на проверку нового материала: учитель создаёт таблицу из четырёх квадратов с надписями «Предсказать», «Объяснить», «Обобщить», «Оценить». После объяснения нового материала он просит учащихся выбрать определённый квадрат. При этом учитель поясняет, что таким образом каждый учащийся выбирает себе тип задания, который ему нужно будет выполнить.
  • Светофор: каждый ученик поднимает карточку-сигнал (зелёный, жёлтый или красный), обозначающий их понимание или непонимание материала. Затем учитель задаёт вопросы: «Что вы поняли?» (тем, кто поднял зелёную карточку) и «Что вам не понятно?» (тем, кто поднял жёлтую или красную карточку)
  • Обобщение в одном предложении: учитель просит учащихся обобщить изученную тему в одном предложении
  • Обобщение в одном слове: учитель даёт задание «Подберите слово, которое наиболее точно обобщает тему»
  1. Техники, связанные с задаванием уточняющих вопросов
  • Изменение температуры: метод проверяет, правильно ли ученики выполняют задание. Для этого деятельность учащихся останавливается и учитель задаёт вопрос «Что мы делаем?». Таким образом учащиеся предоставляют ему информацию об уровне понимания сути задания.
  • Формативный опрос: данная форма проверки проводится сразу после презентации материала или за каким-либо видом деятельности. Учитель задаёт дополнительные вопросы «Почему? Каким образом? Как?»
  1. Техники, связанные с проведением небольших проверочных работ
  • Одноминутное эссе: данная техника служит для обратной связи. Для написания эссе учитель может задать вопросы «Что самое главное ты узнал сегодня?» и «Какие вопросы остались для тебя непонятными?»
  • Мини-тест: целью техники является оценка фактических знаний, умений и навыков, т.е. знания определённой информации, определённого материала
  • Элективный (выборочный) тест: учитель выдаёт карточки с буквам «А, Б, В, Г» и просит учеников поднять карточку с правильным ответом. Обязательно даётся 20 секунд подумать. Учитель просит объяснить свой выбор.
Учитель должен использовать разнообразные методы и средства для оценивания того, как учащиеся понимают, анализируют информацию, и на основе полученных результатов оценивания корректировать своё преподавание.
Особое место в формативном оценивании играют самооценивание и взаимооценивание. Когда учащиеся владеют этими приёмами, то оценка будет надёжной и адекватной.
Необходимо приучать учащихся к тому, что оценивание должно происходить на основе критериев, по которым ученики будут оценивать свою деятельность, а не на эмоциях. Эффективно разработанные критерии оценки и их градация служат учащимся хорошим руководством в процессе выполнения работы.
Самооценка ученика должна предшествовать оценке учителя. Самооцениванию, как правило, принадлежат работы учащихся, активность на уроке, работа в группе над проектом, работа в паре и др.
Основной смысл критериального самооценивания заключается в том, что в процессе познавательной деятельности учащихся оно позволяет оценивать не только результат этой деятельности, но и процесс работы, приводящей к этому результату. Оно позволяет ученику проследить все этапы своей работы и понять, над чем ещё нужно поработать и выбрать пути совершенствования.
Оценивание может использоваться для оценки действия не только со стороны учителя или самого ученика, но и со стороны его одноклассников. При взаимооценивании могут оцениваться как индивидуальные, так и групповые работы. 
Преимущество взаимооценивания состоит в том, что учащиеся учатся отличать сильные и слабые стороны других работ и, таким образом, анализируют собственный прогресс. В этом поможет техника «Две звезды и желание». Её суть в том, что, когда ученики оценивают работы друг друга, они не оценивают работы, а определяют два положительных момента – две звезды – и один момент, заслуживающий доработки – желание.
Взаимооценивание имеет огромный потенциал на внутриклассную коммуникацию и на эмоциональную атмосферу в классе, это способ оказывать поддержку и помощь друг другу и получать друг от друга нужную и объективную информацию о своих достижениях и проблемах. Но часто использовать взаимооценивание не рекомендуется.
Также важным инструментом в оценке результатов обучения, в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования, является портфель достижений - портфолио.
В современной системе образования портфолио понимают как:
  1. Сборник материалов, самостоятельно отобранных ребёнком для демонстрации своих достижений, прогресса в учёбе и увлечениях, индивидуальности, преимуществ перед одноклассниками, который является основой для дополнительной системы оценивания достигнутых результатов
  2. Процесс и мероприятия, построенные вокруг сбора работ и формирования самого сборника, которые обычно называют портфолио-работой
Портфолио применяется в системе итоговой оценки достижений обучающихся за курс начальной школы при переходе на следующую ступень образования. При использовании портфолио предметом оценки и последующего совершенствования становятся академические достижения обучающегося, личностные и метапредметные результаты. 
В начале работы с портфолио необходимо чётко понять и сформулировать, для чего и с какой целью будем формировать портфолио. Целью работы над портфолио может быть:
  • Формирование умения отбирать, систематизировать результаты своего труда
  • Освоение работы, связанной с анализом собственной деятельности
  • Освоение приёмам лаконичного представления материалов
Процесс работы над портфолио можно разделить на несколько направлений:
  1. Систематическая работа с портфолио, его анализ и обсуждение позволяют формировать у детей ту группу метапредметных результатов, которые относят к разделам регулятивных и коммуникативных навыков и связаны с самооценкой, самоконтролем и планированием.
  2. Когда ребёнок обсуждает, проектирует и понимает структуру своего портфолио,  он лучше понимает мотивы своего обучения, то есть у него повышается осознанность действий.
  3. Формирование внутреннего учебного плана ребёнка и прямая работа на индивидуализацию образовательного процесса. Регулярная саморефлексия ребёнком своей деятельности даёт ему обратную связь, которая позволяет вносить изменения во внутренний план.
  4. Создание для обучающихся возможности самостоятельно соотнести свои успехи с успехами своих сверстников и требованиями образовательных стандартов.
Н.В. Максименко считает, что портфолио  учащегося позволяет осуществить оценку динамики индивидуальных образовательных достижений ученика, а также предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность, а формирование навыков рефлексии, самоанализа, самоконтроля, само- и взаимооценки дают возможность учащимся не только освоить эффективные средства управления своей учебной деятельностью, но и способствуют развитию самосознания, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, быть готовым к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»