Сохранение эмоционального здоровья младших школьников
Мищенко Ольга Анатольевна
Одной из главных задач современной школы является создание благоприятной среды для формирования здоровой личности ученика. Школьный возраст — это тот период жизни, который определяет эмоциональный мир человека на долгие годы. Вчерашний школьник, состоявшийся человек будет открыт всему новому и позитивно относиться к жизни или, напротив, малейшие трудности будут способствовать формированию уязвимой, беспомощной личности.Современные исследования с тревогой отмечают факт ухудшения эмоционального состояния и самочувствия учеников. Все больше и больше детей находятся в состоянии эмоциональной напряженности. Такие дети беззащитны, особенно чувствительны к предполагаемой обиде и остро реагируют на отношение к ним окружающих.
Неспособность учащихся справляться со школьной программой, которая может быть вызвана высоким уровнем сложности, недостаточным уровнем развития высших психических функций ребенка, недостаточной профессиональной компетентностью учителя, способствует формированию и закреплению школьной тревожности. Неадекватные ожидания со стороны родителей также играют значительную роль в закреплении тревожности.
Тревожность ребенка, поступающего в школу, обусловлена новой социальной ситуацией и периодом адаптации и, как следствие, усилением психического напряжения. На состояние школьной тревожности учащихся на начальном этапе обучения могут повлиять различные факторы: учебная перегрузка; неспособность ученика справиться со школьной учебной программой; неадекватные ожидания со стороны родителей; неблагоприятные отношения с учителями; оценочные ситуации в школе.
Регулярно повторяющиеся оценочные ситуации в школе оказывают сильное влияние на эмоциональное состояние школьников, поскольку проверка интеллектуальных способностей обычно является наиболее психологически неудобной ситуацией. У младших школьников преобладает стремление к уважению и авторитету в глазах одноклассников, родителей, учителей, стремление получить хорошую оценку «своих усилий, а не качество проделанной работы». Система обучения ребенка в коллективе сверстников включает такие факторы, которые могут оказать негативное влияние на эмоциональное здоровье ученика и привести к возникновению школьных страхов. Внешняя обстановка, окружающая среда во многом определяют эмоциональное благополучие ребенка. Этот факт отмечает выдающийся ученый В.М. Бехтерев, указывая на необходимость учитывать исключительную впечатлительность и эмоциональную чувствительность ребенка, «особенно в таких вопросах, как охрана психического здоровья».
Первостепенной задачей учителя начальных классов и является создать такие условия обучения ребёнка в школе, которые позволят раскрыться его личности и вместе с тем снизить риск появления школьных страхов. И здесь ответственный момент наступает с самого первого дня пребывания первоклассников в учебном заведении. Ведь в период адаптации бывший дошколёнок не только привыкает к своему новому статусу, но и к окружению. Очень важно, чтобы на первых порах ребенку помогли сориентироваться в пространстве школы. В процессе адаптации к школе одни страхи сменяются другими: страхами отношений (учитель будет ругать) и страхами не успеть, не понять объяснений. Некоторых детей начинают беспокоить отношения в классе, которые так же связаны с учебным процессом. Например, дети боятся, что одноклассники отвлекут их от урока.
Грамотно организованная адаптация первоклассника к школе может позволить избежать возникновения целого ряда школьных страхов.
В период второго-третьего года обучения на первое место выходят «индивидуализированные» страхи, то есть школьные страхи, обусловленные индивидуальной траекторией развития ребенка. В четвертом классе появляются страхи «не поступить в гимназию», «плохо окончить начальную школу».
Создание ситуации успеха у школьников, благоприятного психологического климата в классе, атмосферы доверия и сотрудничества также является неотъемлемой частью работы по сохранению психологического здоровья школьников.
Поэтому учитель должен понимать, что основными направлениями и задачами работы по сохранению эмоционального здоровья являются: снижение тревожности у детей; снижение уровня агрессивности; снижение психоэмоционального напряжения; развитие способности понимать эмоциональное состояние другого; обучение приемам релаксации; обучение детей выразительным средствам: мимика, жесты, пантомимика; развитие умения понимать и выражать свои эмоции.
Для сохранения эмоционального здоровья учащихся в младшем школьном возрасте учитель может включать в урок элементы психогимнастики - метод, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов, это этюды, в основе которых лежит использование двигательной экспрессии в качестве главного средства коммуникации. Благодаря работе мышц лица и тела обеспечивается активная разрядка эмоций, у детей при произвольном воспроизведении выразительных движений происходит оживление соответствующих эмоций.
В период адаптации первоклассников учитель в своей работе должен обратить внимание на такие ритуалы как ритуал приветствия, рефлексия, ритуал прощания. Очень важными на первых порах привыкания ребенка к школьному режиму и новому коллективу являются такие моменты, как знакомство друг с другом и с правилами поведения на занятиях, сплочение, сближение детей в группе, создание положительной атмосферы. Хороший положительный эффект для знакомства имеют такие приемы как: рисунок своего имени, рисование на тему «Мое настроение».
Для снятия психоэмоционального напряжения первоклассников, развития способности понимать свое эмоциональное состояние можно использовать прием «Передай улыбку другому», комплименты, собираем добрые слова, рисунок на тему «Моя обида».
В целях снижения тревожности у детей любого возраста, снижения уровня агрессивности необходимо оказывать помощь детям в выражении своей индивидуальности.
На уроках русского языка для создания положительного эмоционального фона для проявления индивидуальности можно запланировать составление текстов сказок с необычными героями, мини-сочинений о правилах дружбы. А такой способ, как организация работы в малой группе как раз и помогает в обучении высказыванию своих мыслей, обучении адекватным способам взаимодействия и взаимопонимания. Кроме образовательной деятельности, работу в группе необходимо организовать и во внеурочной деятельности при выполнении конкретных дел (уборка в классе, организация конкурсов, игр на перемене, поручение подготовить поздравление для одноклассника), где необходимо взаимное сотрудничество и поддержка. Здесь важно то, что учащиеся получают возможность формирования нового опыта взаимоотношений, происходит развитие произвольного контроля за своими действиями, снятие двигательной расторможенности, негативизма, воспитание новых способов общения.
На уроках литературного чтения становится возможным использовать приемы выразительного чтения, мини-постановки и даже театрализацию программных произведений, что способствует лучшему пониманию способов передачи эмоционального состояния героя; развитию способности понимать чувства другого.
В целях развития социальной активности детей, развитие умения делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками учитель может организовать краткосрочную проектную работу: на уроках окружающего мира изготовление стенгазет или мини-журналов на разную тематику, пополнение материалов для Уголка здоровья и Уголка безопасности в классе.
Такая деятельность педагога способствует решению задач, которые необходимо решать в ежедневной работе учителя по сохранению эмоционального здоровья учащихся, ведь эмоциональное здоровье — это то, без чего ребёнку трудно научиться преодолевать трудности, бороться с негативными эмоциями и сохранять стабильность своей жизни.
Список литературы
1. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании: Моногр. – СПб., 2002.
2. Безруких М.М.. Здоровьесберегающая школа. – М., 2004.
3. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения. – М.: Педагогика, 1990. – 144 с.
4. Бугаева Н.Н. Комфорт младших школьников в образовательной деятельности. – Начальная школа. – 2004. – №4.
5. Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения / Под ред. М. М. Безруких, В.Д. Сонькина. – М.: ИВФ РАО, 2002. – 181с.
6. Куликова Т.И., Декина Е.В. Психологическое обеспечение деятельности классного руководителя по развитию личности и индивидуальности учащихся. – Тула: Левша, 2008. – 88с.
7. Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3 - 9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. – М.: Генезис, 2006.