Проектная деятельность в начальной школе
Бараусова Светлана Олеговна,
учитель-логопед ГБОУ школа № 609
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
В статье рассматривается применение эффективной педагогической технологии – проектной деятельности в начальной школе. Данная технология особенно актуальна для учащихся с задержкой психического развития.учитель-логопед ГБОУ школа № 609
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Проектная деятельность уже зарекомендовала себя в школе в качестве эффективной педагогической технологии. Применение этой технологии обеспечивает формирование в процессе, в действии различных умений: видеть проблему, наблюдать, анализировать, сравнивать, устанавливать причинно - следственные связи, обсуждать, доказывать, формулировать выводы. Такого рода деятельность способствует психических процессов — восприятия, внимания, мышления, воображения, что особенно актуально для детей с задержкой психического развития.
Под учебным проектом, по определению С.Г. Воровщикова, подразумевается «...специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс учебно - познавательных действий по решению социально актуальной и личностно значимой для учащегося проблемы, завершающийся созданием полезного продукта» [1].
В проектной деятельности младших школьников выделяются следующие этапы: мотивационный (учитель способствует созданию положительного мотивационного настроя; ученики обсуждают, предлагают собственные идеи); планирующий — подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий); информационно операционный (ученики собирают матери ал, работают с источниками информации, непосредственно выполняют проект; учитель наблюдает, координирует, поддерживает); рефлексивно - оценочный (ученики представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и оценке результатов работы, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности) [2].
Анализ сложившейся сегодня практики выполнения проектов в начальной школе показывает, что востребованные в младших классах темы межпредметных проектов находятся в общем поле взаимодействия классически сочетающихся пар учебных предметов: математика и информатика, русский язык и литературное чтение, окружающий мир и физическая культура, изобразительное искусство и музыка, технология и изобразительное искусство. Большинство этих межпредметных проектов рождается как поиск ответов на проблемные вопросы разных учебных предметов, поставленные на уроках с открытым финалом. Тематика проектов может определяться в рамках утвержденных предметных программ или самостоятельно выдвигаться учителем с учетом его профессиональных интересов и учебной ситуации по предмету; также может предлагаться и самими учащимися, которые ориентируются на собственные интересы, не только познавательные, но и творческие, прикладные. В связи с этим чаще всего встречаются темы проектов, относящиеся к конкретному вопросу, актуальному для практической жизни и вместе с тем требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету. Так достигается вполне естественная интеграция знаний. Результаты выполнения интегрированных проектов должны быть вполне реальными продуктами, готовыми к использованию на уроке, в школе, во внеклассной работе или дома. Главное, чтобы эти результаты можно было увидеть, осмыслить и применить в практической деятельности. Например, такими востребованными результатами межпредметных проектов в начальной школе могут быть атлас, газета, журнал, карта, плакат, книга, справочник, словарь; коллекция, гербарий, костюм, ма кет, модель, наглядное пособие, панно, серия иллюстраций; экскурсия, путешествие, реклама, выставка, сценарий праздника, сам праздник, представление, инсценировка, спектакль, соревнование, викторина, ролевая, деловая, спортивная, интеллектуально - творческая игра. Предполагая такие комплексные результаты межпредметных проектов в начальной школе, учителю необходимо планировать и использовать коллегиальное участие родителей в организации, ведении и представлении детских проектов. Роль родителей обусловлена не только потребностью детей в позитивном сотрудничестве со стороны взрослых, включающем совместные обсуждения и выбор темы, задач, средств, но и предметно - овеществленным выражением результата. Под комплексным обеспечением проекта родителями подразумевается следующее: выбор качественных художественно - оформительских и других необходимых материалов для выполнения и представления проекта, создание для ребенка удобного рабочего места и комфортных условий работы, места для хранения создаваемой коллекции, карты, макета, наглядного пособия и т.п. Необходимо, чтобы ребенок ощущал неподдельную заинтересованность родителей в его работе над проектом, положительную поддержку и позитивный настрой на успешный результат, полезный и необходимый всем участникам проекта [4].
Проектная деятельность младших школьников способствует формированию познавательных мотивов учения и развитию личности. Готовясь к защите проекта, школьники должны построить свое выступление так, чтобы оно было максимально аргументированным, четким и логичным. Так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности, у них появляется желание учиться и совершенствовать знания, умения и личностные качества [3].
Список используемых источников:
1. Воровщиков С. Г. Внутришкольное управление развитием учебно – познавательной компетентности старшеклассников: Автореф. дис. докт. пед. наук. М., 2007.
2. Гаврилова Т. В. Метод проектов как средство коммуникативного развития // Начальная школа – 2015 - №8.
3.Тихоненко Л. В. Проектная деятельность как способ взаимодействия семьи и школы // Начальная школа – 2015 - №9.
4. Хаймович Л. В., Потапов И. В., Ходоренко Е. Д. Сотрудничество учеников, учителей и родителей в проектно – исследовательской деятельности младших школьников // Начальная школа – 2015 - №11.