Контрольно-оценочные действия на уроках в рамках реализации ФГОС
Копытова Евгения Викторовна
учитель начальных классов,
г. Санкт- Петербург
Введение федерального государственного образовательного стандарта требует переосмысления педагогической деятельности вообще и оценочной практики в частности. Система оценивания занимает особое место в ФГОС . Оценивание рассматривается как одна из важных целей обучения, предусматривается, что учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку. учитель начальных классов,
г. Санкт- Петербург
Самым сложным компонентом является комплексный подход, так как традиционно предметом проверки были только предметные результаты, поэтому сейчас важнее всего определить критерии, процедуры и формы представления по метапредметным результатом. При этом важно органично вписать систему оценки метапредметных результатов в существующую систему оценки предметных результатов, модернизируя прежние подходы.
При построении системы оценки важно видеть единую логику планируемый результат – типовая задача (способ достижения результата) – оценка.
Таблица 1
Метапредметные планируемые результаты
Вид УУД / составляющие | Планируемые результаты | |
Уровень описания «Выпускник научится» | Уровень описания «Выпускник получит возможность научиться» | |
Регулятивные: | ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Коммуникативные: | ||
|
|
|
|
|
|
ФГОС НОО
1) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
2) излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
3) определение общей цели и путей ее достижения;
4) умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
5) осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное, поведение и поведение окружающих;
6) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
Планируемые результаты начального общего образования
1) ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
2) учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
3) договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
4) строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
5) задавать вопросы;
6) использовать речь для регуляции своего действия;
7) адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Данная структура метапредметных результатов позволяет в этой же логике выстроить систему типовых задач в программе формирования универсальных учебных действий.
Особенности типовых задач в зависимости от типа урока
Вид УУД / составляющие | Типовые задачи | Тип урока | Связь с учебными предметами | |
Регулятивные: | ||||
|
Постановка учебной задачи (выход учащихся в коллективно-распределенной деятельности на новый способ действия через «интеллектуальный конфликт»). Индивидуальное целеполагание на этапе контроля и работы над причинами ошибок. |
Урок постановки учебной задачи Урок контроля и оценки |
Русский язык Литературное чтение Иностранный язык Математика Окружающий мир Музыка Изобразительное искусство Технология Физическая культура |
|
|
Решение учебной задачи (составление совместно с учителем алгоритма или плана действий). Работа с алгоритмами, памятками и технологическими картами. Планирование развернутого речевого высказывания. |
Урок решения учебной задачи Урок решения частных задач с применением открытого общего способа действий |
Русский язык Литературное чтение Иностранный язык Математика Окружающий мир Музыка Изобразительное искусство Технология Физическая культура |
|
|
Приём «Прогностическая самооценка» | Урок решения частных задач с применением открытого общего способа действий Урок контроля и оценки |
Русский язык Литературное чтение Иностранный язык Математика Окружающий мир Музыка Изобразительное искусство Технология Физическая культура |
|
|
Создание условий, позволяющих интериоризировать новое действие (мотивационная основа действия – схема ориентировочной основы действия – формирование действия в материальной (материализированной) форме – действие во внешней речи, действие во внешней речи «про себя» – скрытая речь). | Урок постановки учебной задачи Урок решения учебной задачи Урок решения частных задач с применением открытого способа |
Русский язык Литературное чтение Иностранный язык Математика Окружающий мир Музыка Изобразительное искусство Технология Физическая культура |
|
|
Включение младшего школьника в контрольно-оценочную деятельность (технология безотметочного оценивания). | Урок постановки учебной задачи Урок решения частных задач с применением открытого способа Урок контроля и оценки |
Русский язык Литературное чтение Иностранный язык Математика Окружающий мир Музыка Изобразительное искусство Технология Физическая культура |
|
|
Включение младшего школьника в контрольно-оценочную деятельность (технология безотметочного оценивания). | Урок решения частных задач с применением открытого способа Урок контроля и оценки |
Русский язык Литературное чтение Иностранный язык Математика Окружающий мир Музыка Изобразительное искусство Технология Физическая культура |
|
|
Включение младшего школьника в контрольно-оценочную деятельность (технология безотметочного оценивания). | Урок постановки учебной задачи Урок решения частных задач с применением открытого способа Урок контроля и оценки |
Русский язык Литературное чтение Иностранный язык Математика Окружающий мир Музыка Изобразительное искусство Технология Физическая культура |
|
|
Система правил поведения. Игровые технологии (игра «Школьник-дошкольник» и т.п.) |
Все типы учебных занятий | Русский язык Литературное чтение Иностранный язык Математика Окружающий мир Музыка Изобразительное искусство Технология Физическая культура |
|
Коммуникативные: | ||||
|
Русский язык Литературное чтение Иностранный язык Математика Окружающий мир Музыка Изобразительное искусство Технология Физическая культура |
|||
|
Русский язык Литературное чтение Иностранный язык Математика Окружающий мир Музыка Изобразительное искусство Технология Физическая культура |
|||
Типовые задачи
1) Задания-«ловушки»:
1.1) задания, различающие ориентацию ребенка на задачу и ориентацию на действия учителя
1.2) задания, различающие понятийную и житейскую (или формальную) логику;
1.3) задачи, не имеющие решения;
1.4) задачи с недостающими данными;
1.5) ситуации открытого незнания.
2) Совместная выработка правил, инсценировки, позволяющие обыграть выбор ребенка (действовать по правилу или нарушать его).
3) Игровые ситуации (например, «Дошкольник – школьник»).
4) Внешние опоры – средства соблюдения правил.
5) Задания, требующие определение общей цели и способов ее достижения, распределения функций (ролей), планирования.
6) Взаимоконтроль.
Данная таблица поможет учителю в проектировании урока.
Во-первых необходимо модернизировать существующую систему оценки с учетом комплексного подхода, например, описать процедуры, обеспечивающие комплексный подход к оценке предметных и метапредметных результатов, видоизменяя традиционные формы контроля:
Процедуры оценивания планируемых результатов
(метапредметных и предметных по русскому языку)
- Диктант и организация индивидуальной работы над причинами ошибок.
- Словарный диктант с самоконтролем, самооценкой.
- Тестовые задания (типы заданий: выбор ответа, краткий ответ, развёрнутый ответ) – все задания позволяют проверить предметные и метапредметные результаты.
- Списывание с использованием алгоритма и т.п.
Карта освоения регулятивных УУД
Вид УУД / составляющие |
Уровень (Н/Б, Б, П) |
Методы диагностики |
|
Н/Б | Наблюдение (уроки постановки учебной задачи) |
|
Б | Результаты выполнения заданий комплексного характера (разрабатываются по аналогии с заданиями по итоговой оценке) |
|
Н/Б | Наблюдение (уроки решения частных задач с применением открытого общего способа действий, уроки и контроля и оценки) |
|
Б | Наблюдение |
|
П | Результаты выполнения заданий, требующих осуществления самоконтроля (взаимоконтроля) (разрабатываются по аналогии с заданиями по итоговой оценке) |
|
Б | Результаты выполнения заданий, направленных на работу над причинами ошибок (разрабатываются по аналогии с заданиями по итоговой оценке) |
|
П | Результаты выполнения заданий, требующих осуществления самооценки (взаимооценки) (разрабатываются по аналогии с заданиями по итоговой оценке) |
|
Б | Наблюдение |
Общая оценка | Б |
Методика разработки заданий для итоговой (текущей) оценки
Оценка метапредметных результатов (регулятивных УУД)
ОЦЕНКА УЧЕБНОГО ЗАДАНИЯ: планирование, контроль, оценка.
Общее описание «хорошего» задания: задание наделяет учащихся функциями организации выполнения задания: планирования этапов выполнения работы, отслеживания продвижения в выполнении задания, соблюдения графика подготовки и предоставления материалов, поиска необходимых ресурсов, распределения обязанностей и контроля качества выполнения работы.
Эти требования могут быть реализованы, если выполнение задания достаточно объемно: рассчитано на относительно длительный срок (не менее недели) и предусматривает ряд этапов. Формирование умения распределять между собой обязанности возможно только при выполнении коллективного задания. Формированию умения контролировать качество выполнения работы способствует заблаговременное предъявление учителем требований к качеству создаваемого продукта, например, подробных критериев оценки результатов выполнения задания.
«Хорошее» задание, как правило, – это долгосрочный проект, с заранее известными требованиями, предъявляемыми к качеству работы, или критериями ее оценки; в ходе выполнения задания контролирующие функции учителя сведены к минимуму. (Схема 1)
Технология разработки учебных заданий
План работы:
- определите, какие результаты будете проверять (комплекс – метапредметный (ые) и предметный (ые));
- сформулируйте ответ, который хотите получить от учащегося;
- сформулируйте задание;
- оцените его по заданным параметрам, если необходимо внесите коррективы.
Предметный результат: владение алгоритмом проверки парных согласных на конце слова.
Метапредметные результаты: учитывать правило в планировании и контроле способа решения; сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
Правильный ответ: алгоритм проверки парных согласных в конце слова, правильная запись слов с использованием алгоритма, самооценка (взаимооценка).
Задание
Работа в паре. Восстановите алгоритм проверки парных согласных на конце слова. Используя алгоритм, запишите под рисунками слова, если необходимо записывайте поверочные и выделяйте орфограмму. Сравните с образцом на доске, оцените свой ответ. Сравните полученный балл и максимальный балл, подумайте, при выполнении, каких заданий вам нужна помощь.
Определи, есть ли на конце слова глухой парный согласный.
Поставь ударение.
Вставь нужную букву.
Если глухой парный на конце слова, то измени слово или подбери однокоренное так, чтобы за этим звуком был гласный или звуки [н, р, л, м, й¢, в, н¢, р¢, л¢, м¢, в¢].
_______________________________________________________________________________
Образец
1. Определи, есть ли на конце слова глухой парный согласный.
2. Если глухой парный на конце слова, то измени слово или подбери однокоренное так, чтобы за этим звуком был гласный или звуки [н, р, л, м, й¢, в, н¢, р¢, л¢, м¢, в¢].
3. Вставь нужную букву.
4 балла
Грибы (грибник) – гриб Коты (котик) – кот Нет парного согласного
1 балл 1 балл 2 балл
Максимальный балл – 8
ОЦЕНКА УЧЕБНОГО ЗАДАНИЯ: планирование, контроль, оценка.
учебные задания: коммуникативные УУД
Общее описание «хорошего» задания: задание требует совместной работы учащихся хотя бы на одном из этапов и предполагает координацию усилий и разделение ответственности за конечный результат (например, модель, макет, текст, схема, продукт, идея, ответ на сложный составной вопрос и т.п.).
Учащиеся могут выполнять задание в парах и группах с распределением ролей/функций внутри группы.
«Хорошее» задание, как правило, требует (1) личного вклада от каждого ученика и (2) зависимости как результата работы (конечного продукта), так и процесса ее выполнения каждым участником группы от вклада других участников.
ОЦЕНКА УЧЕБНОГО ЗАДАНИЯ: коммуникативные УУД
Общее описание «хорошего» задания: задание требует совместной работы учащихся хотя бы на одном из этапов и предполагает координацию усилий и разделение ответственности за конечный результат (например, модель, макет, текст, схема, продукт, идея, ответ на сложный составной вопрос и т.п.).
Учащиеся могут выполнять задание в парах и группах с распределением ролей/функций внутри группы.
«Хорошее» задание, как правило, требует (1) личного вклада от каждого ученика и (2) зависимости как результата работы (конечного продукта), так и процесса ее выполнения каждым участником группы от вклада других участников.
ОЦЕНКА УЧЕБНОГО ЗАДАНИЯ: коммуникативные УУД