Дубровина Роза Филипповна,
учитель школы № 5 г. Тамбова
Учителю начальных классов приходится работать над тем, чтобы приучить детей думать, проникать в суть явлений, повысить их внимание к слову и действиям учителя, сделать их активными участниками учебно-воспитательного процесса. От того, насколько сознательно, творчески, с желанием будут учиться дети в начальной школе, зависит в дальнейшем самостоятельность их мышления, умение связывать теоретический материал с практической деятельностью. Активизация познавательной деятельности - одна из основных задач учителя начальных классов. Активизировать учебную деятельность – значить решить одну из важнейших задач школы - учить учиться. Видные педагоги указывают, что умение учиться предполагает прежде всего понимание смысла учебного задания: умение отбирать последовательные действия самоконтроля и самооценки по отношению к выполнению учебных заданий.
Среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в процессе учения. Он не только активизирует умственную деятельность в данный момент, но и направляет ее к последующему решению различных задач.
Спросите любого первоклассника, собирающегося в школу, хочет ли он учиться? И как он будет учиться? В ответ вы услышите, что получать каждый из них намерен только “5”. Мамы, бабушки, родственники, отправляя ребенка в школу, тоже желают ему хорошей учебы и отличных оценок.
Первое время сама позиция ученика, желание занять новое положение в обществе – важный мотив, который определяет готовность, желание учиться. Но такой мотив недолго сохраняет свою силу. К сожалению, приходиться наблюдать, что уже к середине учебного года у первоклассников гаснет радостное ожидание учебного дня, проходит первоначальная тяга к учению. Если мы не хотим, чтобы с первых лет обучения ребенок стал тяготиться школой, мы должны позаботиться о пробуждении таких мотивов учения, которые лежали бы не вне, а в самом процессе обучения. Иначе говоря, цель в том, чтобы ребенок учился именно потому, что ему хочется учиться, чтобы он испытывал удовольствие от самого учения. Необходимо, чтобы ребенок почувствовал, что учение – это радость, а не только долг, ученьем можно заниматься с увлечением, а не по обязанности. Суть не в том, чтобы вносить в “учение” внешнюю занимательность, хотя она и нужна. Надо искать мотив радости в самом процессе обучения. Но в чем именно: ребенок рисует, продуктом его труда является рисунок – домик, лошадка; лепит, результат действия – грибок, зайчик. Совсем иное дело – учебная деятельность. В ней ребенок под руководством учителя оперирует научными понятиями, усваивает их. Однако при этом никаких изменений в саму систему научных понятий он не вносит.
Результат учебной деятельности – это изменение самого ученика, его развитие. Благодатный детский возраст открыт и восприимчив к чудесам познания, к умению удивляться богатству и красоте окружающего мира. Для осуществления развивающих целей обучения необходимо активизировать познавательную деятельность, создать ситуацию заинтересованности, а так как жизненный опыт детей чрезвычайно мал, а микросреда ограничена и сделать вывод можно только опираясь на широчайший круг жизненных явлений, то, если этого не учитывать, можно получить стойкое недоверие детей к открытиям, потому что они не видят вокруг себя подтверждение утверждаемого. Поэтому педагог должен постоянно обращаться к опыту детей, их отношениям, их поведению, наблюдениям, воспоминаниям, а это лучше сделать в игре. Она многофункциональна и держит реализацию всех педагогических задач. В игре дети максимально свободны, каждый проявляет свое “я”.
В ходе игры свершается индивидуальный выбор, а значит идет интенсивное осознание своего “я” и права другого “я” на вариант выбора. Игра – это иллюстрация, игра – это упражнение, она – диагностика, она – творчество. Вот почему игра так важна в воспитании и обучении младшего школьника
Более 40 лет я учу и воспитываю детей. Большой опыт, поиск новых средств и путей позволили мне найти свою ниточку, свои приемы в общении детей начальных классов. Используя классические методы, приемы обучения, накопленные лучшими учителями, я пришла к выводу, что в начальной школе без игры невозможно ни организовать урок, ни увлечь детей в мир знаний, ни сделать самих их активными участниками и творцами урока. Для моих учащихся каждый урок – это открытие, интересное и увлекательное путешествие, наблюдение, неиссякаемая радость познания. Игра-средство адаптации вчерашних дошкольников в новой для них обстановке, средство активизации мыслительной деятельности учащихся. Чтобы активизировать их на протяжении всего урока, мне приходится применять разнообразные виды работ, вводить элементы новизны, но новый вид работы всегда вытекает из предыдущего, являясь его продолжением, поднятием на следующую ступеньку знаний.
Игра, элементы занимательности и неожиданности в сочетании с другими приемами помогают формировать прочные знания и умения, которые направлены на развитие орфографической зоркости и отработку вычислительных навыков, снимают усталость и напряжение, делают уроки интересными и эмоциональными.
Готовясь к уроку, продумывая каждый игровой момент, стараясь определить цели данной игры, чтобы в результате получить определенные сведения по изучаемой теме, намечаю время включения игры в урок. Загадочная интонация, объявление названия игры, понижение и усиление голоса создают у детей игровое настроение.
Игровая деятельность влияет на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, всех познавательных процессов. В первые недели и месяцы включаю с помощью многочисленных приемов и методов в игру и ввожу в учебную деятельность игровой сюжет, потому что в игре легче происходит вхождение в учебную деятельность. Дети, играя, учатся.
В.А. Сухомлинский ратовал за то, чтобы чудесный мир природы, игры, музыки, сказки, который окружал ребенка до школы, не закрыли перед ним двери класса. Ребенок только тогда искренне полюбит школу, класс, когда учитель сохранит для него те радости, которые он имел раньше. Таким образом, занимательный материал не перестает влиять на развитие ребенка и в учебном процессе в школе.
Литература
1.Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1999.
2. Газман О.С. В школу – с игрой. – М., 1991.
3. Степанова О.А. Дидактические игры на уроках в начальной школе. – М., 2005.