Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Способ обучения в малых группах, основанный на межличностном общении учащихся, появился в начале 70-х годов ХХ века. 

Изучением данной формы работы занимались многие учёные.  Щедровицкий Г. П. дал следующее определение групповой работе – это, прежде всего игра, игра в организацию, игра в обучение [9].

Андреева Г.М. определяет малую группу как немногочисленную по составу группу, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов [1].

Специалист по групповой работе Марвин Шоу утверждает, что у всех групп есть один общий признак: их члены взаимодействуют. Поэтому он определил группу как «сообщество, состоящее из двух и более взаимодействующих друг с другом индивидов» [6; с.140].

Говоря о групповой работе необходимо обратить внимание на размеры малой группы.

Принято говорить о верхнем и нижнем количественных составах группы. Согласно мнению большинства ученых (Кричевский Р.Л.) малая группа «начинается» с диады, но диада не может претендовать на роль универсальной модели малой группы, представляя собой лишь одну из разновидностей последней [7]. Что же касается количественного предела малой группы, т.е. максимально возможного ее предела, то мнения специалистов на этот счет расходятся, на наш взгляд абсолютно правы исследователи, делающие акцент на функциональной целесообразности величины малой группы в разных сферах социальной практики. Андреева Г.М. обращает внимание на соответствие объема группы требованиям реализации ее основной общественной функции, справедливо полагая, что «если группа задана в системе общественных отношений в каком-то конкретном размере и если он достаточен для выполнения конкретной деятельности, то именно этот предел и можно принять в исследовании как «верхний»» [1,с.194]. Исследования показали, что оптимальной является группа численностью 2 – 6 человек, поскольку в более многочисленных группах невозможно обеспечить высокую активную работу всех её членов [3].

Почему необходимо использовать групповую работу? Работа в группах позволяет избежать монотонности урока, сделать его более интересным и содержательным. По мнению Вахрушева А.А., одной из сильнейших сторон групповой работы является мотивация. Однако есть и другие преимущества. Например, воспитание коммуникативных навыков (навыков общения), умения строить взаимоотношения между людьми. Социализация детей возможна только в том случае, когда они сидят лицом друг к другу, а не смотрят друг другу в затылок [2]. Групповое обучение представляется достаточно интересным и как общедидактический инновационно-концептуальный подход [4]. При этом учтём тот факт, что его применение вполне органично вписывается в классно-урочную систему, не затрагивая содержания обучения и позволяя наиболее эффективно достигать прогнозируемых результатов обучения и раскрывать потенциальные возможности каждого ученика [6].

При работе в группе используется такая форма общения, как диалог. О преимуществах диалогической формы общения говорится достаточно много. Эта форма коммуникации побуждает учащихся отстаивать свою точку зрения по проблеме, приучает их к уважительному, терпимому отношению к позиции других участников диалога.  

По мнению Козиной Е. Ф., эту формы работы можно успешно применять и на уроках «Окружающего мира». При соблюдении определённых педагогических условий, применение групповой формы работы будет способствовать формированию и развитию коммуникативных умений (КУ) у младших школьников [5].

В своём исследовании мы предположили, что развитие КУ будет происходить более эффективно, если при использовании групповой формы работы учитывать тип личности ребёнка.

Достаточно актуальными, на наш взгляд, являются публикации О.Н. Мостовой и И.Н. Агафоновой. Результаты их исследований показали, что по стилю общения младшие школьники делятся на три типа:

 - эгоцентрический тип;

- дружелюбный типа;

- неуверенный тип [8].

Исследование мы проводили на базе МАОУ Тоболовская СОШ в 4 классе. С помощью различных методик и наблюдения мы выявили учеников с низким уровнем развития КУ и определить тип личности учащихся.

Мы выяснили, что 9% учащихся 4 класса имеют низкий уровень развития КУ, а именно умения вступать в диалог, составлять связанный рассказ и т.д.

Для повышения уровня развития КУ у младших школьников нами была разработана система фрагментов уроков с использованием групповой формы работы на уроках окружающего мира. Занятия проводились в МАОУ Тоболовская СОШ  в 4 классе 2 раза в неделю в течение месяца. Целью этих уроков является развитие младших школьников умения общаться, умения учитывать позицию собеседника, умения слушать, вступать в диалог, составлять связанный рассказ, участвовать в коллективном обсуждении.

На каждом уроке учащимся предлагалось поделиться на группы и решать предложенные учителем задания. Задание может быть как одинаковым для всех групп, так и индивидуальным для каждой группы. В ходе выполнения задания учащимся необходимо взаимодействовать, определять роль каждого члена группы в выполнении задания.

При составлении содержания заданий нами учитывались: возрастные возможности младших школьников, типологические особенности личности, умение работать в группе. Согласно этому распределялись роли среди учащихся, так для:

- эгоцентрического типа отводились роли: «внимательный слушатель», «помощник в паре», «дружелюбный лидер микрогруппы», «организатор общего дела».

- для учащихся неуверенного типа отводились роли: «доброжелательный слушатель»,  «ответственный за небольшую часть общего дела».

- для учащихся доброжелательного типа отводились роли: «показывающий пример уверенного поведения и дружелюбного отношения», «доброжелательный слушатель и успешный рассказчик».

Приведём пример одного из таких фрагментов:

Тема: «Организм человека. Нервная система».

Цели: Образовательные:        

Универсальные учебные действия: развитие коммуникативных умений: составлять связанный рассказ, слушать и слышать собеседника, вступать в дискуссию, участвовать в коллективном обсуждении вопросов.

Выполнение заданий в группах.

Задание 1. Перечислить основные органы человека.

Задание 2. Что входить в нервную систему человека?

Задание 3. Какую роль нервная система играет в организме?

При ответе на этот вопрос учащиеся должны пользоваться учебником (стр. 5 - 7) и плакатом на доске. Сначала каждый ученик самостоятельно находит информацию в учебнике, затем идёт групповое обсуждение прочитанного. Ученики должны решить, кто будет отвечать на вопрос, в какой последовательности расположить свой ответ, чтобы получился связный текст. Затем каждая группа отчитывается о проделанной работе, выступает с сообщением. После отчёта всех групп идёт подведение итогов групповой работы, учащиеся отмечают, что удалось и не удалось при выполнении задания в группе. При этом на первых уроках учителю необходимо следить за тем, чтобы дети работали сообща, советовались друг с другом при решении задания, чтобы каждый ученик был задействован в работе.

На первом проводимом уроке дети чувствовали себя неуверенно. Неохотно вступали в контакт с другими членами группы. С каждым уроком дети начинали совместно искать ответы на вопросы, решать поставленные задачи.

Кроме того, данные учащимся роли были успешно реализованы. Состав групп периодически менялся, для того чтобы не возникло привыкания к отводимой роли. В разных группах один и тот же ученик со сверстниками проявлял себя по-разному. Случалось, что учащимся с неуверенным типом личности приходилось брать на себя роль лидера группы на себя. При выступлении каждой группы нами было принято решение оценивать ответы учащихся аплодисментами. На начальном этапе аплодисменты детей были неуверенные, но было замечено,  что учащиеся сильные аплодисменты «дарят» слабым ученикам. Постепенно эти учащиеся перестали испытывать неуверенность при ответах перед классом. В целом это способствовало сближению детей, учащиеся поддерживали друг друга, каждый ученик чувствовал ответственность за порученное ему группой товарищей задание.

После проведения уроков по окружающему миру с использованием групповой формы работы, мы пришли к выводу, что уровень развития КУ у учащихся в среднем повысился на 17%!

Подводя итоги исследования, нами был сделан вывод, что составленная нами система работы на основе групповой формы взаимодействия развивает коммуникативные умения младших школьников, как: учёт позиции других людей, партнёров по общению; умение слушать; вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Хотелось бы отметить некоторую фрагментарность в проведении эксперимента, так как, на наш взгляд, невозможно за короткий промежуток времени сформировать у детей все коммуникативные умения. Развитие у детей умения эмоционально выражать свои мысли, умения доверять и поддерживать тех с кем общаешься, умения участвовать в коллективном обсуждении, составлять связанный рассказ, умения слушать, учитывать позицию других людей, вступать в дискуссию – процесс трудоёмкий, требующий последовательной и серьёзной работы.

 

                                     Использованная литература:

  1. Андреева, Г.М. Социальная психология/ Г.М. Андреева, 2000. – с. 191
  2. Вахрушев, А.А., Кузнецова, В.И. как мы предлагаем организовывать работу в малых группах/ А.А. Вахрушев, В.И. кузнецова// Начальная школа плюс до и после, 2003. - №6, с. 15 – 18
  3. Венецкая, А.Б. Возможности групповой работы при формировании культуры общения/ А.Б. Венецкая// Начальная школа плюс до и после, 2009,- №1, с. 86 – 89
  4. Жураковский, В.М., Сазонова З.С. Работа в команде как педагогический принцип/ В.М. Жураковский, З.С. Сазонова// Высшее образование в России, 2005. - №8, с. 3 – 8
  5. Козина, Е.Ф., Степанян, Е.Н. Методика преподавания естествознания: учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ Е.Ф. Козина, Е.Н. Степанян. – М.:академия, 2004. – 496 с.
  6. Конышева, А.В. Групповой метод обучения/ А.В. Конышева// Высшее образование в России, 2010. - №7, с. 139 – 146
  7. Кричевский, Р.Л., Дубовская, Е.М. Психология малой группы/ Р.Л. Кричевский, Е.М. Дубовская
  8. Набиуллина, Э.Р. Психолого – педагогические аспекты формирования и оценки коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников// Школьный психолог. – 1994. - №5, с. 16 - 20
  9. Филиппова, Ю.В. Общение. Дети 7-10 лет/ художник Янаев В.Х. – Ярославль: академия развития, 2002

 

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»