К первоцветам в гости
Паутова Галина Константиновна
учитель начальных классов
ГБОУ школа №502 Кировского района г. Санкт-Петербурга
Цель занятия: 1. Дать детям представление о первоцветах.
2.Научить определять некоторые из них по внешнему виду.
3. Находить их.
Задачи занятия:
1. Образовательные: формировать представление детей о времени года – весна, закреплять умение узнавать и правильно называть предметы, учить практической деятельности составлять картинку.
2. Коррекционные: коррекция речи, активизация словарного запаса, развитие мелкой моторики.
3. Воспитательные: воспитывать умение работать в коллективе, принимать помощь, воспитывать усидчивость.
Материал и оборудование: Цветная бумага для оригами, лист ватмана с изображением поезда, иллюстрации цветов: первоцветов, ландышей, мать-и-мачехи, незабудки. Грамзапись Чайковского «Вальс цветов».
Ход занятия.
1. На ватманском листе нарисовать железную дорогу, вдаль которой расположить остановки, по этой дороге «вести» поезд, который вставляется на остановках в прорези. Заготовить цветную бумагу для аппликации (оригами), грамзапись.
2. Загадки о весне:
Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи.
В дом свой - улей - пчела
Первый мед принесла.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает (весной).
3. Беседа с детьми:
Какие изменения происходят весной? Почему?
Как одним словом назвать травянистые растения, цветущие весной? (Первоцветы)
4. Путешествие по железной дороге.
Педагог открывает первую закрытую картинку вдоль нарисованной железной дороги на ватмане. Это первая остановка «Сказочная».
Педагог читает сказку «Как появились цветы на земле».
«Возвращался Иван-царевич от Бабы-Яги, доехал до большой, широкой реки, а моста нет. Махнул три раза платком в правую сторону – повисла над рекой дивная радуга, он и переехал по ней на другой берег. Махнул два раза в левую сторону – радуга стала маленьким-маленьким мостиком. Бросилась Баба-Яга за Иваном-царевичем вдогонку по этому мостику, добралась до середины, а он возьми и обломись. Рассыпалась радуга по обе стороны на мелкие осколки цветочками. Одни цветы были добрые – от следов Ивана-царевича, а другие – ядовитые – там, где Баба-Яга ступала».
Вторая остановка– «Первоцветная».
Педагог рассказывает о последовательности развития растений: семья – росток – цветок, выкладывает соответствующие карточки.
Первоцветы – это многолетние растения, т. е. такие, которые помногу лет растут и цветут. Они сохраняются под снегом зимой, а с наступлением тепла пробуждаются, и из их корня растут стебель, листья.
Третья остановка – «Мать-и-мачеха».
Педагог дает описание мать-и-мачехи, не упоминая название растения, потом открывает картинку на третьей остановке, продолжая рассказ.
«Растет мать - и – мачеха на открытых местах, это первое растение, которое накормит пчел, шмелей своим нектаром (сладким соком). У этого растения сначала появляются цветы, а после их отцветания – листья. Одна сторона листа – мягкая, теплая, опущенная, ласковая, как мать, другая – гладкая, холодная, как мачеха, отсюда и название цветка».
Четвертая остановка– «Ландышевая».
Педагог предлагает детям отгадать загадку: «Белые горошки на зеленой ножке».
Описание ландыша учителем: «Его мелкие белые цветы похожи на душистые колокольчики, два крупных листа обхватывают стебли. После отцветания образуются оранжево-красные ягоды. Они – ядовиты.
Почему рядом с изображением ландыша нарисован красный кружок?» (Охраняемое, лекарственное растение, ядовитое).
Пятая остановка– «Музыкальная».
Дети слушают «Вальс цветов» Чайковского, танцуют под музыку.
Шестая остановка– «Незабудка».
Педагог открывает изображение незабудки на ватмане и рассказывает о ней:
«Растет незабудка на лесных лугах, у лесных болот, очень красиво цветет маленькими голубыми цветками, листья и стебель шершавые, это сохраняет растение от весенних заморозков. Весь луг кажется голубым, когда цветет незабудка.
Седьмая остановка, вновь с красным кружком, - «вороний глаз».
Очень зло глядит на вас
Из травы «вороний глаз».
Посмотрите, даже вид
Этих ягод ядовит.
Педагог открывает иллюстрацию и рассказывает про растение: «Растет в лесах на стебле – один цветок, после его отцветания образуется черная ягода – плод, напоминающий вороний глаз. За сходство с ним растение и получило свое название. Все растение и особенно плод – ядовито».
Восьмая остановка– «Бабочки».
Загадка:
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел,
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел. (Бабочка)
Почему на цветах мы встречаем бабочек?
Девятая остановка– «Береги цветы».
У платформы знак: изображение букета цветов, перечеркнутое красной линией.
Почему букет перечеркнут красной линией? Педагог читает стихотворение:
Если ты сорвешь цветок
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвем цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и цветы
И не будет красоты.
Десятая остановка– «Игровая».
Педагог предлагает детям разделиться на две команды: цветов и отгадчиков. «Цветы» придумывают себе название и сообщают их педагогу, а отгадчики разгадывают их, потом происходит смена команд. Игра начинается с приветствия: «Здравствуйте, цветы!» - «Здравствуйте, дети! – отвечают им «цветы». – Отгадайте наши имена».
Дети перечисляют название цветов. Названные цветы убегают в сторону.
Одиннадцатая остановка– «Цветочная поляна».
Коллективное оригами: складывание из бумаги цветов и бабочек и наклеивание их на заранее приготовленный фон.
Итог занятия:
О каком времени года мы с вами говорили?
На чем мы с вами путешествовали?
Мы сегодня с вами очень много узнали о весенних цветах – первоцветах. Дружно и весело путешествовали на поезде. Все вы были дружными и вежливыми. Молодцы!