Методическая разработка урока для 4 класса с использованием приёма ТРКМ «Зигзаг 1»
Подземные богатства нашего края
Коцура Ольга Владимировна
Цель Знакомство с полезными ископаемыми Ленинградской областиЗадачи формирования универсальных учебных действий
Личностные
- проявлять интерес к природе родного края
- оценивать собственную учебную деятельность с точки зрения самостоятельности.
– применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные
точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.
Регулятивные
- определять цель выполнения задания
- корректировать деятельность: вносить изменения в работу с учетом возникших трудностей и ошибок
Познавательные
- работать с различными источниками информации
- отделять значимую информацию от второстепенной
- применять географические карты для получения необходимой информации
- презентовать полученную информацию в устной и наглядной формах
Коммуникативные
- воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи,
- находить в тексте информацию, необходимую для ее решения;
– характеризовать качества, признаки , свойства полезных ископаемых
Оборудование
- карточки «верю – не верю» (по количеству учащихся в классе)
- таблица для заполнения (по количеству учащихся в классе)
- тексты для выполнения задания (по количеству учащихся в группе 5 человек)
- листы презентаций для работы в экспертной группе
- фломастеры, маркеры, цветные карандаши для оформления презентации
- карта «Полезные ископаемые Ленинградской области»
- учебник Окружающий мир (ч.1) Плешаков А.А.,М. «Просвещение»2010
- образцы полезных ископаемых
Форма работы
- индивидуально – групповая
Примечание. Продолжительность урока с применением стратегии «Зигзаг 1» может доходить до 60 минут, т. к. во время урока учащимся приходится неоднократно перемещаться по классу, организовывать рабочие места.
Этапы урока с описанием вида деятельности учителя и учащихся
Содержание учебного материала, деятельность учителя | Содержание учебного материала, деятельность учащихся |
Организация класса Учащиеся рассаживаются по группам, каждый выбирает себе конверт с номером задания |
|
Вводная беседа | |
- Прочитайте тему урока -Что такое подземные богатства? - О каком крае пойдёт речь на уроке? - Как иначе можно сформулировать тему урока? |
-Подземные богатства нашего края - Полезные ископаемые - Санкт–Петербург и Ленинградская область - Полезные ископаемые Ленинградской области. |
Стадия вызова | |
Приём «верю – не верю» - Перед вами листки с утверждениями. Если вы согласны с утверждением, то вписываете в поле «начало урока» ответ «ДА», если не согласны, то вписываете в поле ответ «НЕТ» -Какие вопросы возникли при выполнении данной работы? - К этим утверждениям вернёмся в конце урока и попытаемся ответить на возникшие вопросы. |
Учащиеся выполняют работу ИНДИВИДУАЛЬНО. Время работы 5 минут Высказывания |
Стадия осмысления Работа в рабочих группах |
|
- Достаньте из выбранного вами конверта листок с заданием ( у некоторых учащихся на листке напечатан готовый текст о том полезном ископаемом, о котором не говорится в учебнике. Это те виды, которые встречаются в ЛО: боксит, горючий сланец, виды песка, у других учащихся на листке указан номер страницы учебника, где содержится рассказ о тех полезных ископаемых, которые встречаются повсеместно: торф с.162-163, известняк с. 160 – 161) - Найдите среди предложенных образцов тот, с которым вам придётся работать. (образцы подписаны) - Поработайте индивидуально со статьёй и попытайтесь самостоятельно заполнить ту строку таблицы, где идёт речь о полезном ископаемом, с которым вы работаете. |
На данном этапе учащиеся работают индивидуально. Статья для работы не должна превышать половины страницы печатного текста. При возникновении вопросов, ученик поднимает руку и молча ждёт помощи от учителя. Время работы 10 минут |
Стадия осмысления Работа в группе экспертов |
|
- Распределитесь по номерам вопросов и создайте новые группы. - Обсудите получившиеся работы и создайте общую презентацию. - Подумайте, кто в конце урока будет публично представлять вашу совместную работу. |
Учащиеся переходят из рабочих групп в экспертные. На данном этапе каждый участник группы проговаривает то, что у него получилось. Выбирают наиболее важное, вносят поправки в свои работы, готовят графическое изображение вопроса в любой форме (кластер, рисунок, схема и т.д.) Получившиеся работы вывешиваются на доску. Время работы 10 минут |
Рефлексия Работа в рабочих группах |
|
- Возвращайтесь в свою рабочую группу. - Познакомьте всех членов группы со своей работой. |
Учащиеся по очереди озвучивают свои работы. Остальные заполняют таблицу. Время работы 10 минут |
Презентация экспертов | |
- Сейчас у вас будет возможность ещё раз прослушать все сообщения и внести, если потребуется, в свои работы коррективы, | Слушание эксперта от каждой группы. Время работы 5 минут |
Приём «верю – не верю» | |
- Положите перед собой листки, с которыми работали в начале урока и давайте обсудим те вопросы, которые возникли при выполнении задания. - Кто сам сумел ответить на возникшие вопросы? - Что помогло ответить на вопросы самостоятельно? - Кому необходима помощь? |
- Если возникнут вопросы по содержанию урока, то дать возможность ответить тем, кто хорошо уяснил тему. Время работы 5 минут. |
Домашнее задание | |
- Все ли строки таблицы заполнили? - Какие полезные ископаемые не рассмотрели? - Дома закончить заполнение таблицы. -Где будете брать информацию? -Желаю успехов. |
- Нет. - Фосфорит и гранит. - Если есть в учебнике, то оттуда, если в учебнике нет, то из дополнительных источников. |