Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Методическая разработка урока в 1 классе

Зима - покой природы

Попова Людмила Александровна

Цели урока: создать условия для расширения знаний о зиме, как одном из времен года; способствовать формированию навыков правильного определения времен года, различение изменений природы с приходом зимы.

Современные образовательные технологии: технология проблемно-диалогического обучения

Планируемые результаты:

Предметные:умеют объяснять мир: называть основные приметы зимы, как времени года, изменения в неживой природе, особенности поведения птиц и зверей в зимнее время года.

Личностные:умеют определять своё отношение к миру, оценивать правильность поведения человека в природе.

Метапредметные:

- регулятивные:  с помощью учителя высказывают предположение  о теме урока, осуществляют контроль правильности выполнения предложенных заданий;

- познавательные: находят ответы на вопросы используя учебник, свой собственный жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, устанавливают причинно-следственные связи, характеризуют зиму как время года;

- коммуникативные: совместно решают поставленные задачи, обмениваются мнениями, умеют выслушать ответы других, высказывают и аргументируют свою точку зрения

Тип урока: урок ОНЗ

Краткое описание:  урок разработан по программе А.А. Вахрушева (Школа 2100).

Формы работы:индивидуальная, парная, групповая.

Оборудование: презентация к уроку,  учебник, рабочая тетрадь, толковый словарь, Х.К. Андерсен «Снежная королева» (аудиозапись отрывка), В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович» (отрывок для чтения по ролям),  стихотворение  «Воробей»,  музыка вальса, для детей заготовки для снежинок, карточки для парной и групповой работы, картина из наглядного пособия к уроку: «Зима», снег для исследования.

Ход урока.

I. Организационный  момент

  Ну, ребята, чур- молчок.

  Начинается урок.

  Глаза смотрят и всё…(видят)

  Уши слушают и всё…(слышат)

  Сначала думаю, потом…(говорю)

       Помню, что в классе я не один

       Умею слушать мнения других.

Каждый урок вы получаете частичку мудрости. Как вы это понимаете?

II. Актуализация знаний. Мотивация

- Загадки подскажут вам тему урока.  Отвечайте быстро и дружно.

1.      Все его зимой боятся - 
Больно может он кусаться. 
Прячьте уши, щёки, нос, 
Ведь на улице ...        (мороз).        

2.      Он всё время занят делом,
         Он не может зря идти.
         Он идёт и красит белым
         Всё, что видит на пути.  (снег).   Сегодня я принесла его в класс

 3 .      Белой стайкой мошкара
           Вьется, кружится с утра.
           Не пищит и не кусает —
           Просто так себе летает  (снежинки)

4.        Зацепилась за карниз,

           Головой свисает вниз

     Акробатка-крохотулька,

     Зимний леденец... (сосулька)

 

5.       С каждым днем все холоднее,

     Греет солнце все слабее,

     Всюду снег, как бахрома, —

     Значит, к нам пришла... (зима)  СЛАЙД

 

- Вы догадались, о чем мы сегодня с вами поговорим на уроке? (о зиме) СЛАЙД

- Принято считать, что зима – покой природы. Как вы понимаете слово ПОКОЙ?

В словаре:покой – состояние тишины, отдыха, спокойствия.

-  Как вы думаете, когда зима отдыхает: летом, осенью, зимой или весной?

- Каков главный вопрос нашего урока? Ваши предположения? (Предположения детей)

- Итак, цель нашего урока - познакомиться с зимними явлениями, научиться отличать признаки зимы, устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений и животных.

Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «Зима» (в парах) (составление кластера)

Слайд.

III. Совместное «открытие» новых знаний.

Тройка, тройка прилетела

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица, белокоса, белолица.

Как махнула рукавом-

Всё покрыла серебром.

-Что за тройка скакунов? (зимние месяцы: декабрь,январь, февраль)  СЛАЙД

- Какой месяц год кончает, зиму начинает? (декабрь) СЛАЙД

- Этот месяц году начало, зиме середина (январь) СЛАЙД

- А этот месяц лютый: спрашивает как обутый. У него 2 друга – метель да вьюга. (Февраль) СЛАЙД

- В Р.Т. стр. 36 обведите предметы, которые встречаются чаще всего зимой синим цветом (работа в паре) СЛАЙД

- Проверим, как вы выполнили задание. Отгадайте загадки и назовите этот предмет.

Меня не растили,

Из снега слепили,

Вместо носа ловко

Вставили морковку.

Глаза – угольки, губки – сучки.

Холодный, большой,

Кто я такой?                                       (снеговик)

Вниз вершиной растет, вверх корнем растет  (сосулька) СЛАЙД

- Рассмотрите картинку -  наглядное пособие

- Какое время года изображено на картинке? По каким признакам вы догадались, что это зима?

- Назовите признаки зимней погоды: (признаки вывешиваются на доску)

Становится холоднее

Водоемы покрываются льдом

Выпадает снег

- Что можно сказать о продолжительности дня зимой? Как вы думаете это признак зимы?

Дни короче, а ночи длиннее

Солнце светит, но греет

- Почему зимой выпадают осадки в виде снега? (становится холодно)

Работа в группах. Собери рассыпавшуюся картинку (получили :снегурочку, снегоход, снеговика, санки,снежинку)

Чем похожи эти слова?(связаны с зимой)

-Какое слово лишнее?(санки, так как все другие однокоренные) Какой у них корень?

- А что такое снег? (замершая вода)

- Как образуются снежинки?

Получить ответ на этот вопрос поможет отрывок из сказки Х.К. Андерсена «Снежная королева» (прослушивание отрывка)

- Поднимите руку, кто знаком с этой сказкой.

“Снежная Королева подхватила Кая, и они оказались в заоблачных высотах. Кай узнал там тайну рождения снежинок. С севера подул студёный ветер, и с неба посыпались снежинки. Кружатся в воздухе и падают на землю – одна красивее другой! Вот цветок с шестью лепестками; вот звёздочка с шестью лучами; вот тончайшая пластинка с шестью гранями!

Когда воздух вместе с водяным паром поднимается высоко в небо, водяной пар превращается в воду, она на морозе замерзает, превращаясь в кристаллики льда. Попав в тучу, они становятся всё больше и принимают форму снежинок, которые слепляются вместе и образуют густые пушистые хлопья. Упав на землю, они образуют сугробы”.

- Как же образуются снежинки?

- Снежинки правильной формы имеют шесть лучей, граней. (Слайды )

Задание. Найти снежинки правильной формы. (Работа в парах)

– А сейчас произойдёт волшебство. Вы превратитесь в снежинки. Покажите, как снежинки плавно, красиво летят в тихую погоду, когда совсем нет ветра.

Физминутка под музыку вальса.

Мы снежинки, мы пушинки,

Покружиться мы не прочь.

Мы снежинки – балеринки,

Мы танцуем день и ночь.

Мы деревья побелили,

Крыши снегом замели,

Землю бархатом укрыли

И от стужи сберегли.

- В мире нет одинаковых снежинок. Давайте посмотрим, получатся ли у вас одинаковые снежинки. Нарисуйте свою снежинку.

- Видите, у вас получились разные снежинки. Положите их на край стола, они нам еще пригодятся.

А кто из вас знает, почему хрустит снег под ногами?

(Он хрустит оттого, что под тяжестью вашего тела ломаются звездочки и лучи)

- А для чего нужен снег растениям?

- Давайте вспомним еще одну сказку «Мороз Иванович»

- Какая беда случилась с Рукодельницей?

 - Куда она попала?

 - Послушаем отрывок из сказки и ответим на вопрос:

- Для чего нужен снег растениям?

 Заранее подготовленный ученик читает отрывок из сказки (чтение по ролям)

 - Почему Мороз Иванович не выпускал травку?

– Какие изменения происходят с деревьями зимой?

Рассматривание картины зимнего леса Слайд

Беседа о зимнем лесе. 

- Большинство деревьев стоит с обнаженными от листьев голыми ветвями, кажется, что деревья спят глубоким сном, но это не совсем верно. Деревья почти спят, вернее, они дремлют, так как хорошо подготовились к холодам: под корой у них плотный пробковый слой, защищающий от холодов, почки покрыты чешуйками, за лето деревья накопили запасы.

Ещё один признак зимы – деревья и кусты стоят голые.

 Повесить этот признак на доску.

 - Все ли деревья сбрасывают листья? Как называют такие деревья? (хвойные)

 - Хвойные деревья не сбрасывают свои иголочки, потому что они покрыты восковым налётом и поэтому им не страшен мороз.

- Но не только растения подготовились к зиме. О ком мы еще не поговорили? (животных)

-А лес стоит загадочный,

А лес стоит таинственный,

Безмолвна тишина…

Зверушек и пичужек –

Всех спрятала зима.

- Кто быстрее определит, кого и куда спрятала зима в лесу. Рассмотрите рисунок учебника стр. 86.

Жизнь животных зимой. Сжатие информации. Распределение рисунков животных и птиц по 4 группам: впадающие в спячку, ведущие активный образ жизни, делающие запасы и птицы. (С, А, З, П)

в). Работа с научно- познавательнойстатьёй о жизни животных зимой (по группам):

Медведьждёт зиму, чтобы уснуть под снегом. Он спит пять месяцев. Всё это время обходится без пищи. Запасает жир на всю зиму. Перед залеганием  в спячку, медведь питается с утра до вечера: ест корни растений, плоды, ягоды. Любимое лакомство – мёд. Спят медведи очень чутко.

А ёжик спитдольше всех, закрыв вход в свою норку, которую устроил под корнями деревьев, в кустах, в ямах. В сентябре он ложится в тёплое гнёздышко - норку и спит до апреля.

Белки запасают на зиму орешки, пряча их в дупла и в землю. Гнездо устраивают в дуплах в форме  шара. Белки всеядны: пищу их составляют и почки деревьев, и семена, и плоды, грибы и насекомые, небольшие птицы, и даже лягушки. В сильный мороз могут прибежать к птичьей кормушке и полакомиться тем кормом, что приготовили пернатым.

Мышиактивны круглый год,  в спячку не впадают.

Они  едят зерно, семена, плоды, корни, овощи, траву и цветы.Делают запасы кормов на зиму. Охотно поедают насекомых, мясо, молоко, масло, сыр. А что они не могут съесть, то изгрызают, как, например, бумагу или дерево.

Птицы зимой питаются ягодами, семенами деревьев и плодами. А на кормушке не откажутся от семечек подсолнечника, арбуза, дыни и тыквы. Любят хлебные крошки, но только не ржаного хлеба, а белого. А синички обожают свиное несолёное сало.

Волк – хищник,  охотится на кабанов, лосей и зайцев. Может разорить птичье гнездо, съесть и птенцов, и яйца. Бегая по зимнему лесу, и лисица может стать добычей серого разбойника.

Лиса питается мелкими животными, растениями и грызунами. Зимой она мышкует, охотится на полевых мышей. Чутко прислушивается к писку под снегом, прыжком ныряет и пытается поймать добычу. Не откажется плутовка и от плодов, фруктов, ягод, птенцов и кладкой птичьих яиц.

Зайцык зиме одеваются в белую тёплую шубку. Кормятся побегами и корой различных деревьев. Любят иву и осину. Могут раскопать из-под снега траву и ягоды, а в стогах – полакомиться сеном.

 Дети по рядам вычитывают нужную информацию по каждой  группе животных и «отправляют» их в лес - приклеивают на рисунок.  (Рисунок зимнего леса на доске) (Слайды)

- Какие трудности они испытывают зимой?

- Многие птицы улетели еще осенью в теплые края.

- Вспомните, какие из них улетели. СЛАЙД

- Почему птицы улетают?

Ответ на этот вопрос вы получите,  выполнив задание в группах.

- Выберите лишнее слово, назовите первую букву. Из лишних букв мы сложим слово и узнаем ответ на вопрос.

1гр. Шуба, галоши, варежки, шапка.

2 гр. Декабрь, январь, февраль, октябрь.

3 гр. Воробей, ласточка, синица, снегирь.

4 гр. Медведь, олень, барсук, еж.

5 гр. Сосна, дуб, кедр, ель.

Проверка работы в группах.

-Назовите лишнее слово. Докажите свой выбор.

-Что птицам страшнее: голод или холод? слайд

Птицы хорошо переносят холод, у них очень тёплая одежда – перья и пух, а кровь так горяча, что мороз птицам не страшен. А голод  - страшный враг птиц, ведь зимой исчезают большинство насекомых и птицам становится всё труднее добывать корм.

- Какие птицы улетают на юг? (ласточки, стрижи, иволги…) слайд

И всё - таки некоторые из них остаются зимовать.

-Назовите, какие птицы остаются зимовать? (Воробьи, сороки, вороны, клёсты, ….) слайд

- Послушайте стихотворение «Воробей».

Я- воробушек обычный,

Крусской зимушке привычный.

Хоть свирепы холода,

Мне метели не беда.

Если ты кладёшь в кормушку

Хлеба вкусного краюшку.

 Птицам крошек не жалей,

Станет другом воробей.

 

- Почему с наступлением зимы птицы переселяются ближе к жилью человека?

- В чём смысл стихотворения?

- Особенно трудно приходится зимой птицам. Какую помощь вы можете оказать им зимой?    (Покормить, построить кормушки.) слайд

IV. Работа по учебнику.

- Посмотрите на рисунок на с. 85 и скажите, почему растаяла снежная баба?

Результаты эксперимента: снег, принесенный учителем в класс в начале урока, растаял. Вывод: если на улице мороз, вода превращается в снег и лед. Если занести снег и лед в теплую комнату, то они тают.

V. Итог урока.

Итак, вернёмся к началу урока

Назовите тему урока? Зима: покой природы.

- Ребята, что нового вы открыли для себя на уроке?

- Назовите  признаки зимы? -Похолодало,  с деревьев опадают листья, деревья, растения спят, день короче, ночи длиннее.

- Что происходит в жизни растений зимой? - с деревьев опадали  листья, деревья, растения спят

-Как похолодание повлияло на жизнь животных и птиц? - животные упрятались в глубину земли, нор, щелей, дупл, спят, ожидая весны и солнца. -Птицы улетели, а те, что остались, не поют и летают зябко и неторопливо.

- Так почему же говорят, что «зима-покой природы»?

- Прочитайте вывод в красной рамке на с. 87 учебника.

Игра "Крестики-нолики". Графический диктант.

(Ученики на листочках отвечают на вопросы, ставя "+", если ответ правильный, "0", если ответ неверный)

Прячутся ли насекомые к зиме? (+)

Верно ли, что перелетные птицы не улетают в теплые края? (0)

Зимующими называются те птицы, которые остаются зимовать на родине. Так ли это? (+)

Ласточка, соловей, скворец - зимующие птицы? (0)

Верно ли, что у клестов зимой появляются птенцы? (+)

Согласны ли вы с утверждением, что зимой птицы питаются плодами, семенами, почками? (+)

Нужно ли птиц подкармливать зимой? (+)

Верно ли, что птицы зимой не погибают от холода и голода? (0)

У кого 5 «+» молодцы, погладьте себя по головке

У кого 4 «+» вы хорошо поработали, похлопайте себе в ладоши.

- Все ли секреты зимы мы сегодня открыли? Есть ли в нашем выводе то, о чем мы сегодня не говорили? ( мы не говорили о животных)

- А вы бы хотели еще узнать о жизни животных в зимний период?

Об этом мы поговорим на следующем уроке.

VI. Рефлексия.

- интересно ли вам было на уроке?

- что особенно запомнилось?

- с каким настроением вы заканчиваете урок? Нарисуйте на своей снежинке улыбку или грусть.

Ни одно время года так не волшебно. Летом ли, весной, земля бодра, шумит жизнью листва деревьев, река катит свои неспокойные воды, луга кричат пестротой цветов, стрекотаньем и писком насекомых, птиц - все движется, все оживленно и тянется к солнечному теплу.

Зимой иначе. Все живое упряталось в глубину земли, нор, щелей, дупл и спит, ожидая весны и солнца. Деревья обнажились, птицы улетели, а те, что остались, - не поют и летают зябко и неторопливо. И чародейка-зима дарит всей этой мертвой пустыне новую жизнь, "неподвижную, немую, чудную жизнь". Это жизнь сна, время необычно белой и тихой природы.

 

VII. Домашнее задание.

- Я предлагаю вам дома творческое задание на внимание.

Мороз постарался нарисовать на окнах такие замысловатые рисунки,что не только книжной мартышке непросто найти своих друзей, но и нам. Но все же человек - разумное существо, он превзошел по интеллекту обезьян, поэтому у вас получится отыскать мартышкиных друзей в зимних оконных узорах. А чтобы они получились выразительными,  разукрасьте их. (с.51)

А кто хочет выполнить задание  труднее,  вы можете найти пословицы о зиме.

 

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»