Методические рекомендации к уроку окружающего мира в 1 классе
Пришла весна
(1 урок)
Штепенко Александра Борисовна,
ГОУ СОШ №18 с углубленным изучением математики
Василеостровского района Санкт-петербурга
УМК:«Перспективная начальная школа»
Цель урока: создать условия для формирования у детей представления о весне, как о новом времени года.
Задачи урока:
-обобщить жизненные наблюдения детей за изменениями в природе с приходом весны;
-формировать умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы;
-способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления;
-изучить правила безопасного поведения весной на улице и вблизи водоемов;
-продолжить формирование навыка чтения.
Используемые технологии:здоровьесберегающие, работа в группах, ИКТ.
Методы и приемы:объяснительно-иллюстративный, системно-деятельностный, самооценивание.
Формы организации работы:фронтальная, групповая.
Оборудование урока:учебник, рабочая тетрадь, мультимедийное оборудование, презентация, карточки.
Структура урока:
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
3. Сообщение темы, целей и задач урока.
4. Изучение нового материала.
5. Итог урока.
6. Рефлексия.
1.Организационный момент
(На этом этапе учитель создает условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Дети проверяют готовность к уроку, настраиваются
на работу.)
2. Актуализация знаний
(Учитель организует повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания; выявляет затруднения в индивидуальной деятельности каждого учащегося. Ученики повторяют пройденный ранее материал, обмениваются знаниями.)
- Человек и природа неразделимы.
Скучной была бы жизнь человека без пения птиц, без шелеста листьев, без журчания ручьёв, без животных.
- Но природа не всегда одинакова. Она изменяется по временам года.
- Какие времена года вы знаете? (Зима, весна, лето, осень.)
- А о каком времени года мы будем говорить сегодня, вы отгадаете сами:
Правда ведь, никто не слышал,
Как листок из почки вышел?
И услышать не могли вы,
Как зеленые травинки,
Сняв зеленые ботинки,
Тихо вышли из земли?
И подснежник тихо вышел,
И повсюду тишина –
Это значит, это значит:
Тише всех пришла… (весна.)
3.Сообщение темы, целей и задач урока
(Учитель помогает сформулировать и удерживать учебную задачу, спланировать и спрогнозировать результаты урока.)
- Итак, откройте учебник по закладке…
- Какая тема нашего урока? («Пришла весна».)
Слайд 1.
- Где найти тему урока? (Наверху страницы
или на странице «Содержание».)
- Откройте страницу «Содержание», найдите номер страницы с нашей темой… Кто готов помочь? (Тема «Пришла весна» на с.46.)
- Как вы думаете, какой же будет цель нашего урока? (Наша цель – узнать, какие изменения произошли с приходом весны в неживой природе и как они повлияли на живую
природу.)
- Давайте обсудим план изучения темы…
Слайд 2.
- С любого ли пункта можно начать? (Наверное, да.)
- Но мы с вами живем в городе. Какие изменения в природе для нас более очевидны
– в живой или неживой? (Изменения в
неживой природе в городе заметнее.)
- Какие изменения в неживой природе вы можете назвать?.. (Ответы детей.)
- Значит, наш урок мы начнем с этих изменений. Итак, первый пункт нашего плана… (Изменения в неживой природе.)
- О чем пойдет разговор дальше? (Изменения
внеживой природе вызывают изменения в жизни растений и животных.)
- Согласны ли вы с этим мнением? Кто попробует доказать это? (Становится
теплее, прилетают птицы, появляются первые растения…)
- Кто может продолжить, подсказать?...
- Какой же пункт будет вторым? (Взаимосвязь между неживой природой и живой.)
- И завершит наш разговор третий пункт… (Изменения в живой природе.)
Слайд 3.
- Кто хочет возразить и предложить другой порядок работы над темой?..
4. Изучение нового учебного материала
(Учитель ведет поочередную работу с учебником и хрестоматией.По ходу ответа на слайде появляются опорные слова. Учитель определяет порядок изучения изменений в природе, дети распределяют в заранее заготовленную таблицу (слайд 5)«Изменения в неживой и живой природе»: птицы, звери, деревья, водоёмы, снег, сосульки, солнце, воздух, небо. Обучающиеся работают с учебником и хрестоматией, отвечают на
вопросы, используя иллюстрации и
кадры презентации.)
- Рассмотрите внимательно левую и правую часть рисунка…
Слайд 4.
- Кого или что мы можем увидеть? (Зайца, белку, птиц, деревья, озеро…)
- Сравните иллюстрации… Это одна и та же местность или разные? Как вы это
определили? (Местность одна, но разные времена года – весна и зима.)
- Как изменилась природа с приходом весны? С чем для вас в первую очередь связана
весна?.. (Ответы детей…)
- Первое, что заслуживает нашего сегодняшнего внимания, это – снег. Он относится к живой или неживой природе? В какую часть таблицы мы запишем это слово?
(Изменения в неживой природе.)
- Посмотрите на ветки деревьев. Зимой
снег был везде, а много ли его весной?
Почему? (Под теплыми лучами солнца снег начинает таять.)
- Кто из вас пробовал сравнить снег зимой и весной? Что с ним происходит? Чем вы
можете это объяснить? (Зимой снег белый, пушистый, а весной на его поверхности
образуется корка, он быстро тает…)
- Каким снег становится весной? (Снег весной оседает, становится грязным, тяжелым.)
- А как вы думаете, почему? (Всю
зиму на его поверхность падают обломки веток, маленькие кусочки коры, мелкий
мусор.)
- Да, зимой часто выпадает новый снег. Он прикрывает мусор, и все
снова становится белоснежным. А весной
начинаются оттепели, снег тает, вода от его таяния просачивается вниз, а весь мусор поднимается наверх.
- Обратите внимание на одну
особенность тающего снега: в снегу вокруг деревьев хорошо видны воронки, некоторые даже протаяли до земли. Почему это происходит? (Это потому, что в марте солнечные лучи уже неплохо
пригревают землю.)
- А что происходит с корой деревьев?
(Солнце нагревает кору сильнее, чем
снег, она темнее. Снег начинает подтаивать около теплого ствола, образуя воронки.)
- В какую часть таблицы мы поместим слово «растения»? (Изменения в живой природе.)
- Сделайте вывод: с какими изменениями связаны изменения в жизни растений весной?
(С изменениями в неживой природе.)
- Посмотрите на солнце: одинаково ли оно расположено на иллюстрациях? (Нет: справа солнце намного выше.)
- Вы правы, солнце весной поднимается
выше, светит ярче, появляются первые проталины, а за ними начинается бурное снеготаяние. Это одна из примет весны, ее хорошо видно на рисунке. А что происходит
с сугробами?
(На их боках образуются тонкие хрупкие ледяные узоры.)
- И все это работа… (Это работа
солнца.)
- Как вы думаете, а о чем нам может
рассказать сугроб? (Ответы детей.)
- Ученые считают, что снежный сугроб – это настоящая записная книжка природы.
Давайте прочитаем об этом
в Хрестоматии, рассказ называется «О чем
может рассказать снежный сугроб» (с.44)
- Давайте посмотрим на небо на рисунках… Какое оно слева? Справа? (Небо ярко-голубое, почти синее, видны плотные белые облака; пасмурных дней мало, сами дни стали заметно длиннее.)
- А воздух – какой он весной? (Воздух прозрачный, чистый, чуть-чуть морозный.)
5. Физминутка
(необходима на этом этапе, возможно дважды – по состоянию детей)
- Бывают ли еще заморозки?
- На рисунке хорошо виден пруд
или озеро – водоем. Как изменилась его
жизнь с приходом весны? Чем отличается лед на реке зимой и весной? (Водоем вскрылся, лед намокает, темнеет, раскалывается, начинается ледоход; реки выходят из берегов, затапливают близлежащую почву – начинается половодье.)
- Почему же весенний лед особенно опасен? Почему играть на льду весной категорически запрещается? (Можно провалиться под лед, так как весной он очень тонкий.)
- Что еще изображено на иллюстрации слева
на с.46 и справа на с.47? (Это сосульки.)
- А что представляют собой сосульки? (Ответы детей.)
- Про то, что нельзя облизывать сосульки и
есть снег, мы с вами уже говорили:
прочитаем еще раз рамочку внизу страницы…
- А знаете ли вы, что у сосулек есть тайна –
они умеют расти? Об этом сообщение* подготовил ___ …
- Зачем же сбивать с крыш сосульки?
(Сосульки опасны: упав на человека, они
могут нанести тяжелые травмы; поэтому
не ходите весной близко вдоль домов, чаще посматривайте вверх.)
-Давайте подведем итог этой части урока.
Как же изменилась неживая природа с приходом весны? (Ученики по таблице рассказывают об основных изменениях в неживой природе.)
- Найдите в учебнике еще предметы неживой природы, с которыми произошли весенние изменения. (Дети обнаружат птиц, белку, зайца…)
- Пригрело солнышко, белка выглянула из своего дупла, увидела внизу зайца, но не узнала его. Давайте вместе подумаем, почему? Какой между ними мог бы состояться разговор?
Слайд 6.
- Я попрошу дежурных помочь мне: ___ будет белкой, а ___ станет зайцем. («Здравствуй,
ты кто такой?» Я – заяц. А ты
кто такая? «А я – белка. А почему ты стал другого цвета? Я тебя совсем не узнала!» Я поменял свою белую шубку снова на серую, теперь снега мало, и белая шубка мне прятаться от лисы не поможет. А ты,
белка, почему стала другого цвета? «Я
тоже к весне приготовилась: стала рыжая, чтобы меня в листве деревьев не было видно.»)
- Вы заметили на картинках птиц. Какие изменения происходят с ними? (Птицы прилетели из теплых стран, строят гнезда, начинают петь)
5. Итог урока
(Учитель помогает зафиксировать
новое знание в устной форме,
формирует умение использовать полученную информацию. Класс разбит на группы. Учащиеся выбирают правильный ответ на вопрос.)
- А сейчас поиграем в игру
“Выбери правильный ответ”. Внимание на экран!
(Слайды 7 – 11.)
1. После какого времени года наступает
весна? (Лето. Зима. Осень.)
2. Как в народе называют весну? (День года.
Утро года.Ночь года.)
А почему? (Весной просыпается все
живое.)
3. Кто «плачет» только весной? (Дети. Сосульки. Взрослые.)
4. Что происходит со льдом на реке весной?
(Ледопрыг. Ледобег. Ледоход.)
5. Какие птицы прилетают весной первыми? (Ласточки. Скворцы. Грачи.)
6.Что появляется на полях, когда
тает снег? (Проталинки. Заталинки.
Обталинки.)
- Итак, подведем итог урока (слайды 12 – 19):
Весной солнце поднимается на небосклоне
____ , чем зимой. Дни становятся ____,
а ночи ____ . Тает ____, на реках начинается
____ . Реки выходят из ____ .
- Все ли получилось на нашем уроке? Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Возникли ли затруднения в ходе выполнения заданий, почему?
- Все ли поставленные задачи мы выполнили? (Можно вернуться к слайду с планом урока.) (Мы узнали, какие изменения произошли с
приходом весны в неживой природе и как они повлияли на живую природу.)
- Что мы учились сравнивать? Какие сделали выводы?
- Как вы думаете, всё ли мы узнали
о весне? О чем будем говорить на следующем уроке? (Мы будем говорить о взаимосвязи между неживой природой и живой и об изменениях в живой природе.)
- С какими правилами поведения весной мы познакомились? (Мы познакомились с правилами безопасного поведения на улице и
вблизи водоемов.)
6. Рефлексия
(Учитель организует рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности, делает выводы о проделанной учебной работе. Ученики оценивают свои действия на уроке.)
- Оцените свою работу
в ходе урока… (На уроке я работал
активно или нет, своей работой на уроке я доволен или нет, урок для меня показался коротким или длинным, мое настроение стало лучше или хуже…)
- Вот и кончился урок,
Он пошёл, надеюсь, впрок!
Слайд 20.