Урок окружающего мира в 3 классе. Система Л.В. Занкова
Принятие Русью христианства
Деркач Светлана Валерьевна,
ГБОУ школа 320 Санкт-Петербурга
Тип урока: изучение новых знаний.
Цели:
- дать представление о принятии христианства на Руси,
- познакомить с понятиями «религия», «христианство», «православие»,
- развивать познавательную активность учащихся, речь учащихся, умение анализировать с опорой на ранее изученный материал; выявлять причинно-следственные связи, умение доказывать, слушать; прививать интерес к истории родного государства;
- воспитывать уважение к прошлому своей страны.
Формы организации урока: фронтальная и групповая.
Применяемые технологии: технологии деятельностного подхода, личностно – ориентированного подхода, проблемного диалога, здоровье – сберегающая.
Оборудование: проектор, компьютер, презентация, фильм «крещение Руси», учебник Н. Я. Дмитриева, карточки, проверочный тест
Ход урока.
Приветствие. - Здравствуй, мой любимый класс!
- Очень рады видеть Вас!
- I. Актуализация базовых знаний, подведение к самостоятельному формулированию темы урока.
-Какие умения нам потребуются сегодня на уроке? (думать, рассуждать, доказывать, слушать, работать с картой, работать с лентой времени)
-Продолжим разговор о жизни наших предков (слайд 1)
- Я буду показывать закодированную информацию в виде значков и символов, а вы будете рассказывать о событиях жизни древних славян.
1. (картинка с изображением часов) – говорит о времени, когда расселялись древние славяне.
2. (картинка с изображением карты) – говорит о месте, где расселялись древние славяне.
3. (картинка с изображением избы - землянки) – как жили славяне?
4. (изображение рыбки, ладьи, улья, серпа) – чем занимались?
5. (изображение идолов) – во что верили?
6. (изображение шлема, щита и меча) – какие князья правили.
Учащиеся рассказывают по картинному плану всё, что они знают о жизни славян.
- II. Подведение к самостоятельному формулированию темы урока
- Из каких источников люди узнают о прошлом? (устные, письменные, вещественные)
1. Работа в группах:
(Распределить предметы раскопок, найти лишний)
Задание проверяется у доски одной из групп – «экспертам по прошлому»:
- (слайд 2) Когда делали раскопки, то обнаружили следующие предметы: (на доске картинки с изображением кувшина с зерном, шнурка с зубом зверя, консервная банка, пластиковая бутылка, кости козы, наконечник для стрелы и крест)
- Расскажите по этим предметам, что они обозначают? Какие предметы лишние?
- (слайд 3) Но ведь славяне были язычниками и поклонялись идолам. Что обозначает крест? (символ христианской веры)
- Кто догадался, о чём пойдёт разговор на уроке и сможет сформулировать тему?
Тема урока: Принятие христианства на Руси (слайд 4)
- III. Изучение нового материала.
- Что бы вы хотели узнать по этой теме?
- Где мы можем получить информацию по этой теме?
Работа с учебником: стр. 106 (слайд 5)
- В то время уже в мире были разные религии (слайд 6)
- Но, почему же князь Владимир выбрал христианство?
Фильм «Крещение Руси».
- Посмотрев отрывок из фильма, вы ответите на вопрос:
Почему Владимир выбрал христианство? Как это было?
Ответы детей учитель комментирует и показывает слайды 7, 8, 9
IV. Физминутка.
V. Первичное закрепление.
- Как вы думаете, легко ли было славянам отказаться от язычества и принять христианство?
- Чем христианство отличается от язычества?
Задание у доски выполняют два ученика: распределить таблички на 2 группы
(вера в одного бога, многобожие, Иисус Христос, жертвоприношение, иконы, идолы, крест, духи)
- С принятием христианства произошёл большой переворот в душах людей, в их нравах и поведении. Владимир отменил все войны, стал помогать нищим и больным.
- Какое же значение имело принятие христианства?
Работа с текстом учебника – стр. 107 (2 абзац, 3 абзац)
- Объединение славян единым мировоззрением.
- Авторитет среди других государств.
- Укрепление власти князя. (слайд 10)
- Живопись
- Архитектура
- Грамотность
- Повышение нравственности. (слайд 11)
Посмотрите, какой толчок в развитии Киевской Руси произошёл благодаря христианству. Люди в благодарность поставили памятник князю Владимиру и прозвали его «Красное солнышко» (слайд 12)
- VI. Закрепление.
- Пригодились ли вам те умения, которые вы называли в начале урока?
Проверочный тест
После самостоятельной работы учащиеся проверяют на экране (слайд 13, 14, 15)
Буквы ваших ответов расположите по порядку, и у вас получится слово (МОЛОДЕЦ)
1. Какой князь крестил Русь?
к) Святослав
л) Олег
м) Владимир
2. В каком году Русь приняла христианство?
о) 988 г.
п) 899 г.
р) 989 г.
3. В каком городе крестился Владимир?
к) Киев
л) Корсунь (Херсонес)
м) Константинополь
4. Кем приходился Владимир княгине Ольге?
о) внуком
п) сыном
р) братом
5. Для кого Владимир снарядил телеги с продуктами?
г) для дружины
д) для больных и нищих
ж) для византийских правителей
6. Какое значение имело Крещение Руси для славян?
е) славянский народ объединился
и) славянский народ научился креститься
7. Как прозвали в народе князя Владимира?
х) Князь – Мудрый
ц) Красное Солнышко
ч) Ясное Солнышко
|
|
|
|
|
|
|
- VII. Итог.
Каждый из вас сегодня молодец. Что вы возьмёте для себя с сегодняшнего урока? Что вам понравилось?
- VIII. Домашнее задание.
Составить кроссворд по теме «Жизнь славян»