Урок по окружающему миру
Организм человека
Бородина Светлана Анатольевна,
учитель начальных классов ГБОУ СОШ №121
Калининского района Санкт-Петербурга
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Цели урока:
1. Систематизировать и обобщать представления учащихся об организме человека.
2. Развивать познавательную активность детей, умение рассуждать, делать выводы.
3. Развивать умение работать в группе, укреплять чувство ответственности за результат своей работы и за работу групп, умение считаться с мнением товарищей.
4. Воспитывать интерес к здоровью и жизни человека.
5. Развивать психические процессы: мышление, память, внимание, устную речь, воображение, логическое мышление.
6. Формировать потребность в здоровом образе жизни.
Оборудование:
• два листа ватмана (экран соревнований и кроссворд);
• листы формата А4 (по количеству команд);
• распечатки заданий командам;
• бумажные части скелета человека (комплекты по количеству команд);
• бинты, пластырь, красный маркер, йод;
• клей – карандаш у каждого участника команды;
• памятные листы и призы.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Проверка организации рабочих мест команд.
2. Актуализация опорных знаний. Сообщение темы урока.
- Мы с вами закончили изучать большой раздел учебника. Как он называется?
- Что такое организм?
(Система органов, взаимосвязанных между собой и образующих единое целое.)
• Одного мудреца спросили: «Что является для человека наиболее ценным и важным в жизни: богатство или слава?» Подумав, мудрец ответил: «Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля».
- Подумайте и объясните, почему так ответил мудрец.
- Что же является главным в жизни каждого человека?
- Что значит, по-вашему, быть здоровым?
Вывод: Быть здоровым очень важно. Только здоровый человек по-настоящему может познать радость жизни. Ему легко и учиться, и работать. Здоровье нельзя купить. О здоровье нужно постоянно заботиться. Нужно знать свой организм.
- Сегодня на уроке мы проверим знания, которые вы получили во время изучения раздела «Как работает организм человека». Но проверка эта будет не совсем обычной. Свои знания и умения вы покажите во время ролевой игры, выполняя обязанности врачей. Куда обращается человек, если ему нужна срочная медицинская помощь?
(Звонит в «Скорую помощь»)
- Как вызвать «Скорую помощь»?
(Позвонить по телефону 03 и назвать свой адрес)
• Вот и вы сегодня представляете бригады врачей «Скорой помощи» и будете помогать людям сохранять своё здоровье.
• Работай каждой бригады руководит главный врач, он же распределяет задания между членами бригады. Сейчас я назову главных врачей бригад. (Называются имена)
3. Работа в бригадах.
- Перед тем, как доверить врачам жизни людей, нужно быть уверенным, что они имеют хорошие знания. Поэтому проверим вашу теоретическую подготовку.
1 задание. Разминка. «Узнать по описанию, какая это система органов» (1балл)
• Переваривают пищу и снабжают организм человека материалом для роста и энергией для жизни. (Органы пищеварения)
• Обеспечивают организм кислородом и выводят углекислый газ. (Органы дыхания)
• Выводят из организма избытки воды и вредные вещества. (Органы выделения)
•Создаёт опору телу, и позволяет человеку двигаться. (Опорно-двигательная система)
• Переносят одни вещества к клеткам тела, другие – из клеток. (Органы кровообращения)
Дополнительно:
• Помогают человеку ощущать окружающий мир. (Органы чувств)
• Управляет всеми действиями человеческого организма. (Нервная система)
2 задание «Какой орган лишний?» (4 балла)
- Подчеркните лишнее, объясните свой выбор.
Бригада №1
• ухо, нос, сердце;
• лёгкие, желудок, гортань;
• пищевод, кровь, желудок;
• почки, череп, позвоночник.
Бригада №2
• глаза, артерия, сердце;
• бронхи, почки, носовая полость;
• эритроциты, кровь, желудок;
• почки, череп, рёбра.
Бригада №3
• нос, ухо, головной мозг;
• печень, трахея, лёгкие;
• каппиляры, прямая кишка, сердце;
• грудная клетка, бедро, мочевой пузырь.
Бригада №4
• ухо, головной мозг, нервы;
• кожа, сердце, вена;
• прямая кишка, пищевод, артерии;
• мочевой пузырь, череп, почки.
Бригада №5
• язык, спинной мозг, нервы;
• трахея, пищевод, толстая кишка;
• бронхи, мочеточники, почки;
• сердце, слюнные железы, артерии.
(Выполнив задание, каждая бригада или главный врач (в случае споров) выбирает 1 человека, который представит работу. При проверке заданий бригада, исправившая чужую ошибку получает дополнительный балл).
• Теперь, удостоверившись в основательности ваших знаний, вы можете приступить к медицинской практике.
3 задание. ДТП – «починить скелет» (6 баллов.)
• К сожалению, в городах ежедневно происходит множество дорожно-транспортных происшествий. Сейчас вашим бригадам предстоит выполнить сложнейшую и ответственную работу: собрать, буквально «по косточкам», человека, попавшего в ДТП).
(Бригады собирают бумажный скелет человека из предложенных вырезанных деталей, наклеивая их на единый лист бумаги формата А4)
4 задание. Практическая работа «Перевязка пострадавшего» (5 баллов)
- Главных врачей прошу выделить по 1 человеку из бригады. Окажите первую медицинскую помощь людям, получившим порезы.
• Вы должны забинтовать палец. (1-2, 2-3, 3-4, 4-5, 5-1)
5 задание выполняют остальные члены бригады во главе с гл. врачом (пока выполняется 4 задание) (6 баллов)
Соедини начало фразы с её концом с помощью стрелки и получи правила разумного поведения. (См. приложение)
6 задание. Конкурс «Кроссворд» (5 баллов)
|
|
|
|
||||
|
2
|
3 |
4 |
|
7 |
||
1 |
|
|
|
6 |
|
||
О
|
Р |
Г |
А |
5 Н
|
И |
З |
8 М |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|||||
|
|
1. Парные органы выделения, вырабатывающие мочу.
2. Центральный орган кровеносной системы, сложный мышечный «насос». Сокращаясь 60 – 80 раз в минуту проталкивает через себя 3000 тонн крови.
3. Важнейшая часть органов дыхания, в которой происходит обмен газов воздуха с кровью.
4. Орган зрения. Даёт наиболее полную информацию об окружающем мире на расстоянии.
5. Орган обоняния.
6. Это мускулистая трубка длиной около 20см, продвигающая по себе измельчённую и смоченную пищу.
7. Он центр управления организмом, управляет сложными формами поведения, передающий свои сигналы по нервам.
8. Органы тела (пучки волокон), способные сокращаться и приводить наше тело в движение.
Их в организме человека около 600.
4. Подведение итогов.
• Вот и закончилась наша игра. Чему она вас научила? Какое задание вам понравилось больше всего? Какое было самым трудным?
• А теперь подведём итоги и посмотрим, кто у нас победитель.
Подсчитываются баллы. ( Максимальное кол-во 27б.) Объявляются победители. Вручаются памятные листы и призы.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Какой орган лишний?
Бригада №1
• ухо, нос, сердце;
• лёгкие, желудок, гортань;
• пищевод, кровь, желудок;
• почки, череп, позвоночник.
Бригада №2
• глаза, артерия, сердце;
• бронхи, почки, носовая полость;
• эритроциты, кровь, желудок;
• почки, череп, рёбра.
Бригада №3
• нос, ухо, головной мозг;
• печень, трахея, лёгкие;
• каппиляры, прямая кишка, сердце;
• грудная клетка, бедро, мочевой пузырь.
Бригада №4
• ухо, головной мозг, нервы;
• кожа, сердце, вена;
• прямая кишка, пищевод, артерии;
• мочевой пузырь, череп, почки.
Бригада №5
• язык, спинной мозг, нервы;
• трахея, пищевод, толстая кишка;
• бронхи, мочеточники, почки;
• сердце, слюнные железы, артерии.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Соедини начало фразы с её концом с помощью стрелки и получи правила разумного поведения.
Чтобы микробы не накапли- вались на руках, |
то надо промыть ранку, помазать вокруг неё зелёнкой и забинтовать. |
Если ты поранил кожу, |
надо чаще мыть руки. |
Если почувствовал резкую боль в ноге, |
могут устать глаза. |
Не смотри долго телевизор, |
не пытайся ходить, а срочно обратись к врачу. |
Не разговаривай, когда во рту пища,
|
срочно переоденься, чтобы не простудиться. |
Если ты промок, |
иначе можешь поперхнуться. |