Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Обучение, построенное на усвоении конкретных фактов, изжило себя в принципе,
ибо факты быстро устаревают, а их объем стремится к бесконечности.

А. Гин

Само содержание предмета «Окружающий мир»  предоставляет большие возможности для  использования  ТРИЗ-технологии, ведь в курсе  содержатся начальные знания по биологии, географии, химии, физики, истории, обществознанию. Представленный объём информации достаточно большой и разнообразный, поэтому главным становится не заучивание отдельных  сведений, а создание у младшего школьника целостной картины мира. И в этом, несомненно, поможет ТРИЗ технология, которая учит решать проблемы, находить противоречия, а главное, мыслить. Т.е. не только  осваивать  конкретный учебный  материал, но и формировать  УУД, что в конечном счёте,   и является целью обучения.

Конечно, использовать приёмы ТРИЗ нужно достаточно часто, чтобы они давали результат. Постепенно ученики сами начинают использовать отдельные приёмы ТРИЗ при выполнении самостоятельных работ.

При работе в системе ТРИЗ  можно выделить следующие этапы работы:

Цель первого этапа - научить ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду и самому ставить вопросы.

Что общего  между кактусом и берёзой? Что общего между листом бумаги и дверью?

Цель второго этапа - учить детей изобретать и фантазировать.

Например, придумать, какими способами можно очистить воду от загрязнений.

Содержание третьего этапа - решение сказочных задач и придумывание разных сказок с помощью инструментов ТРИЗ. Например: что бы вы сделали, очутившись на месте Карика и Вали в царстве насекомых?

На четвертом этапе ребенок применяет полученные знания и, используя нестандартные, оригинальные решения проблем, учится находить выход из любой сложной ситуации.

Начинать лучше с простых заданий в  первом классе, реализуя известный дидактический принцип «от простого - к сложному». Один из приёмов, который можно довольно часто использовать на уроках - составление загадок. Ведь загадка - это указание важных свойств  предмета, его характеристика, и от того, насколько она точна, зависит, смогут ли её отгадать. При этом у детей развиваются  интеллектуальные способности – умение анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Сочинение загадки ведётся по алгоритму, предложенному А.Нестеренко.

Последовательность этапов сочинения загадки:

  1. Выбрать объект, про который будет придумываться загадка.
  2. Описать несколько характерных признаков (сравнений) данного объекта.
  3. Исключить объекты, обладающие такими же признаками.
  4. Отредактировать полученную загадку

При изучении темы « Города России» (2 класс) было предложено придумать загадки о  памятниках и достопримечательностях  Санкт - Петербурга. Используя  данный алгоритм, получились такие загадки:

Там жил великий человек, но не Екатерина Вторая,

Он в футляре, но не очки,

Из брёвен, но не изба.

(домик Петра Первого)

 

Находится в сквере, но не фонтан,

Он медный, но не монета,

На коне, но никуда не едет.

(Медный всадник)

 

Весь разноцветный, а не павлин,

С золотыми куполами, а не Петропавловская крепость,

На канале  Грибоедова, а не Казанский собор.

(Спас на Крови)

В 1-м классе при знакомстве с твердыми, жидкими и газообразными телами природы  интересно использовать «метод маленьких человечков». Внутреннее строение тел и их свойства объясняется через сравнение мельчайших частиц - молекул с маленькими человечками. Они постоянно движутся. В твердых  телах  человечков очень много, они держатся за руки и стоят близко друг к другу, в жидкостях человечки стоят свободнее и между ними могут «пройти» другие человечки, а в газах расстояние между человечками самое большое. Свойства твердых тел, жидкостей и газов моделировали сами дети. Благодаря такой наглядной модели,  учащиеся самостоятельно нашли ответы на вопросы: «Почему сквозь твердое тело нельзя провести руку, а сквозь жидкое можно? Почему запах от цветов сирени  распространяется по комнате? Почему вода (жидкость) принимает форму вазы?»

Следующий приём - игра «Да-нет», который тоже лучше проводить с первого класса. Сначала хорошо создать ситуацию, когда дети поймут, какие  вопросы нужно задавать, чтобы получить нужный ответ. Правила игры: загадывается объект, дети задают вопросы об этом объекте. На вопросы можно отвечать только "да" или "нет". Сначала вопросы будут самые разные, потом дети поймут, что сначала надо сузить круг поиска - т.е. живая или неживая природа, если живая, то растение это  или животное  и т.д. По мере проведения игры вопросы ставятся по существенным признакам. Эту игру хорошо проводить при изучении ряда объектов, относящихся к  какому-то понятию, например темы «Полезные ископаемые».

- Это твёрдое вещество? (да)

-  Горючее или нет? (нет)

- Рудное или нет? (нет)

- Встречается в нашем регионе? (да)

- Оно используется в строительстве? (да)

- Гранит.

- Верно.

Порядок вопросов может быть любой, важно, что в игре дети усваивают учебный материал, активность в классе при этом намного выше, чем, если бы мы просто попросили детей перечислить полезные ископаемые и характеристики.

При изучении  экологического материала курса  хорошо  проводить игры под общим названием сказочные задачи. При этом моделируется проблемная ситуация, используя сюжет сказки. Например, при изучении темы «Охрана водоёмов» можно взять за основу «Сказку о рыбаке и рыбке». Дед приходит на берег рыбачить, а берег и сам водоём загрязнён. Что нужно сделать, чтобы очистить море от загрязнений? Составляется экологическая цепочка взаимосвязей, дети придумывают, как решить проблему. Тут возможны самые разные приёмы - и коллаж из сказок, придумывание своей сказки, разрешение сказочной проблемной ситуации.

Один из приёмов ТРИЗ «Хорошо - плохо»  как нельзя лучше готовит ребёнка к решению  жизненных проблем, учит видеть в любой ситуации и плюсы и минусы. Можно проводить по командам, разделив класс на две части, в следующий раз группы меняются ролями. Темы, связанные с ОБЖ, очень хорошо вписываются в этот приём. Тема «Огонь, вода, газ».

Класс делится на 2 группы. Одна доказывает, что огонь - друг, другая - утверждает обратное. Каждая группа приводит аргументы. Эта игра помогает развивать не только умение думать, рассуждать, доказывать, но и развивает фантазию, речь ребёнка, умение принимать позицию другого человека, уважать мнение другого. Противоречий вокруг нас великое множество, возникают противоречия везде и повсюду. Постепенно ребёнок усваивает, что всё может быть и хорошим и плохим, что важно не только для развития, но и для психического здоровья человека в наше сложное время.

Следующий ТРИЗ инструмент “Создай паспорт” используется для систематизации, обобщения полученных знаний; выделения существенных и несущественных признаков изучаемого или  создания краткой характеристики изучаемого понятия и сравнения его с другими сходными понятиями.

Изучая Солнечную Систему, можно предложить создать паспорт планет по плану, созданному совместно с детьми. При этом работают и сильные учащиеся  (создавая паспорт) и более слабые (заполняют его).

Совместно решаем, что самое главное (существенное)  для характеристики планет.

Получился такой паспорт планеты:

1.Название планеты

2.На каком месте от Солнца

3.Размер по сравнению с другими планетами

4.Особенности (строение, температура)

5. Интересные сведения (почему так названа, есть ли  кольца, спутники итд)

Несомненно, что одной из  важнейших задач обучения в начальной школе, является научить давать правильные, достаточно аргументированные ответы на вопросы. Часто бывает так, что по «устным предметам» ученик старается запомнить учебник «слово в слово» и если это не получается,  им теряется сама суть ответа.

В решении этой задачи помогает  универсальный план устного ответа, который произошёл от приёма системный лифт.

При этом важно, чтобы учащиеся сами подошли к идее создать план ответа. Было предложено объяснить, что такое стул. Сначала ответы были неточны и отрывочны.

- У него 4 ножки.

- Но и у стола тоже четыре ножки, а бывают стулья на 3 ножках. Разве от этого они перестают быть стульями?

- Стул из дерева.

- Но бывают стулья из пластмассы или металла.

Тут уже все включились в игру. Одни искали признаки, другие - опровергали идеи.

Так мы подошли к тому, что сначала нужно сказать, к какой группе относится это понятие (т.е. частью какой системы является), потом рассказать что общего с остальными  предметами или явлениями, входящими в эту группу, потом  указать на признаки, отличающие этот объект от других в данной группе

Зачем это нужно? Т.е. функция и назначение.

Из чего состоит? Подсистемы - и для каждой функцию и свойства (терминология по А.Нестеренко).

По этому алгоритму можно строить свой ответ по любому предмету, так можно дать характеристику и природной зоны, и частей организма человека, и полезного ископаемого. Отвечая по алгоритму, ученик не боится забыть, пропустить что-то важное, он «ум в порядок приводит» и снимает страх, который существует  у многих перед устными ответами.

По мнению А.Нестеренко, «системное  изучение в начальной школе окружающего мира — отдельная проблема. Младшие школьники очень любознательны. Они вычитывают, высматривают, выспрашивают массу фактов о растениях, животных, космических телах. В результате такой бурной активности дети порой знают очень много, а понимают очень мало. Они могут легко оперировать названиями планет, перечислять виды вымерших динозавров и названия сложных веществ, но при этом не способны ответить на элементарные вопросы об устройстве мира. Объясняется это просто: у ребенка нет еще в голове матрицы (когнитивной схемы), в которую можно уложить новую информацию. И если поразившие ребенка факты не находят в его голове «своей полочки», изучения окружающего мира по сути не происходит».

ТРИЗ - инструменты помогают  строить системную (научную) картину мира.

Важно отметить, что для успешного развития каждого необходимо создать благоприятную психологическую обстановку.

– нужно выслушивать мнение  каждого

– не давать отрицательных оценок, критических высказываний в адрес детей;
– говорить не “правильно”, а “интересно”, “замечательно”, “необычно”, “любопытно”, “здорово”, “отлично”, “удивительно”   и т.п.;

- помощь  взрослого должна оказываться лишь тогда, когда ребёнку  без неё не обойтись, т.е. быть уместной и своевременной

- обучение  должно вестись на таком уровне, чтобы каждый добирался до «потолка» своих возможностей.

– учить детей возражать не только друг другу, но и  взрослому, доказывая и аргументируя

– использовать ошибки, как возможности нового, неожиданного взгляда на что-то привычное;
– сопровождать процесс общения только положительными эмоциями: радостью открытия, творчества, уверенностью в себе;

Безусловно, и сам учитель должен  быть в достаточной степени творческим, чтобы постоянно искать новые пути решения главной задачи  обучения - научить учиться.  Инструменты ТРИЗ достаточно разнообразны, здесь описаны лишь некоторые. Но в заключении хочется  сказать, главное  то, что они работают. Можно ли обучить творчеству? Наверное нет, но можно развивать те творческие способности, которые есть в каждом ребёнке.

 

Библиографический список:

  1. Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С. Ю. Детство творческой личности. — СПб.: издательство Буковского, 1994. 60стр.
  2. Веракса Н. Е. Диалектическое мышление и творчество. — Вопросы психологии. — 1990 № 4. стр. 5–9.
  3. Выготский Л. Н. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1991.
  4. Гин С. И. Мир фантазии. — М.: Вита-Пресс, 2001. 3–113 стр.
  5. Годфруа Ж. Психология, изд. в 2 т., том 1. — М.Мир, 1992. стр. 435–442.
  6. Дьяченко О.М., Веракса Н. Е. Чего на свете не бывает. — М.: Знание, 1994. 157стр.
  7. Ефремов В. И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ. — Пенза: Уникон-ТРИЗ.
  8. Мурашковская И. Н. Когда я стану волшебником. — Рига: Эксперимент, 1994. 62 стр.
  9. Нестеренко А.А. Несколько мыслей о ТРИЗ-педагогике. - журнал "Технологии творчества", № 3, 1999 г.

10.  НестеренкоА.А. «Мастерская знаний: Проблемно-ориентированное обучение на базе ОТСМ-ТРИЗ. Учебно-методическое пособие для педагогов» электронная книга, 2013 http://marketlicey.ru/

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»