Урок по окружающему миру в 1 классе
Тема: «Кто такие птицы?»
Нагманова Юлия Владимировна
учитель начальных классов
ГБОУ ОСОШ № 10 г. Санкт – Петербурга
Задачи:
- создать условия для изучения существенных признаков птиц;
- создать условия для изучения строения пера;
- создать условия для ознакомления с разными птицами;
- организовать работу по формированию умений находить ответ на
поставленный вопрос из рассказа;
- создать условия для формирования навыка работы с текстом;
- организовать оценку детьми своих достижений.
Планируемые результаты.
Предметные:
- знать пройденный материал по теме « Кто такие рыбы?»;
- называть признаки птиц, выделять главный из них;
- знать строение пера,для чего они нужны;
-учиться слушать и находить ответы в рассказе;
- учиться работать с информацией, выводить умозаключения из полученной информации,преобразовывать одну информацию в другую;
- учиться сравнивать, находить общее и различное.
УУД.
Личностные:
- развитие навыка сотрудничества с учителем и сверстниками;
- учиться вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.
Коммуникативные:
-уметь озвучивать правила и следовать и;
- уметь представлять конкретное содержание и сообщать его в устной речи;
- учиться оформлять свои мысли в устной форме;
- учиться использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своих ответов.
Познавательные:
- уметь ориентироваться в своей системе знаний;
- умение давать определение понятиям;
- учиться анализировать и сравнивать;
- учиться выделять необходимый материал из текста, устного рассказа;
- учиться делать выводы и умозаключения, преобразовывать одну информацию в другую.
Регулятивные:
- уметь определять и формулировать с помощью учителя цель урока;
- уметь планировать в соответствии с поставленной задачей.
Ход урока.
1.Мотивация к учебной деятельности.
Проверяют готовность к уроку, повторяют правила поведения на уроке.
2. Проверка материала предыдущего урока.
- Какую тему изучали на прошлом уроке?
- Кто такие рыбы?
- Какие бывают рыбы по месту обитания?
Пишут тест № 9, с.15 КИМ.
3. Формулирование темы урока, постановка цели.
-Послушайте стихи и подумайте, что их все объединяет, о ком они?
Воробьи – воробушки,
Серенькие пёрышки!
Клюйте, клюйте крошки
У меня с ладошки!
Спозаранок скачут птицы
По заснеженным ветвям-
Желтогрудые синицы
Прилетают в гости к нам.
Пригревает жарко солнце,
На дворе журчат ручьи,
А у нашего оконца
Стайка ласточек кричит.
- О ком говорится во всех стихах?
- Предположите, о чём сегодня будем говорить на уроке?
- Кто такие птицы по вашему мнению?
- Чем они отличаются от других?
Дети высказывают свои предположения, а учитель вывешивает на доску опознавательные признаки птиц, по мере из называния детьми (аналогичную работу дети проводят на партах).
- Давайте послушаем песенку птички «Надо в дорогу мне торопиться», а потом ответите, какие признаки птиц вы услышали.
Проверяют по опознавательным рисункам на доске и на партах: гнездо - птицы те, которые вьют гнёзда, яйца- птицы те, которые откладывают яйца, птица в полёте- птицы те, которые летают, поющая птица - птицы те, которые поют.( Возможно скажут, что тело покрыто перьями, а возможно и нет).
Проблемная ситуация:
На экране – крокодилы и черепахи, вылупляющиеся из яиц их детёныши.
- Крокодилы и черепахи откладывают яйца- они птицы?
На слайде- летучие мыши, бабочки, пчёлы.
-Они летают, значит, они птицы?
Просмотр фрагмента мультфильма «Барон Мюнхгаузен» со слов «Спой, птичка, не стыдись».
- Все птицы красиво поют?
- Так кто такие птицы? Чем же они отличаются от других.
4. Изучение нового материала.
Заранее подготовленные дети выступают по следующим вопросам с показом слайдов:
- Какие птицы не летают?
- Какие птицы не вьют гнёзда?
- Звуки каких птиц нельзя назвать пением?
После каждого выступления учитель обращает внимание детей на условные знаки и убирают с доски и с парт те, которые не являются главным признаком птиц.
Работа с учебником с. 36.
- Рассмотрите и назовите друг другу части тела птиц (один из умеющих читать детей вслух читает названия частей тела).
- Какие части тела птиц запомнили?
- А у птиц, которые не вьют гнёзд такие же части тела? А у тех, которые не летают? А у тех, которые не поют? (Вопросы сопровождаются показом презентации) Какой вывод можем сделать?
- Кроме частей тела, что ещё общего у всех птиц? (Если не догадаются, то вопрос: «Чем покрыто тело всех птиц?»)
Практическая работа.
Рассматривают в парах перья, разные по форме, размеру, цвету.
- Чем различаются перья?
- Чем они похожи? (У каждого есть стержень.)
Рассматривают перо , разрезанное вдоль про стержню.
- Почему перо полое (пустое) внутри? Для чего это нужно? (для полёта)
Обмакивают перья в воду.
- Что заметили? (Вода скатилась) Какой вывод можем сделать?
- Для чего нужны большие перья? (Для полёта.)
- А маленькие? (Для тепла.)
Рассказ учителя с показом слайда о том, как раньше писали перьями.
- Попробуйте и вы написать пером. Чем удобнее писать перьями или ручками? Почему?
Работа с рабочей тетрадью.
Задание №1 с.25, №2 с.25-26.
5. Закрепление нового материала.
- Выложите на парте условные обозначения признаков птиц, назовите их. Какой главный из них? Для чего перья пустые внутри? Перья не намокают, чему это служит?
6. Рефлексия учебной деятельности.
- Я буду читать утверждения. Если то, что я прочту – верно, поднимете карточку со словом «да», если неверно, карточку со словом «нет». ( Можно вместо слов использовать цветные карточки.)
- Все птицы летают?
- Все птицы откладывают яйца?
- Все птицы вьют гнёзда?
- У всех птиц есть голова, туловище, крылья, ноги?
- Все, кто летают - птицы?
- Только птицы откладывают яйца?
- У птиц все перья одинакового размера?
Проверка и оценивание работ смайликами. На этом уроке вместо смайликов, можно использовать птиц тех же цветов, что и смайлики.