Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 3 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Вода и её роль в природе. Свойства и превращения воды

 

Сургутская Наталья Николаевна,
учитель начальных классов, ГБОУ средняя школа №16
Санкт-Петербург

 

Образовательная система «Школа 2100», А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов и др.

Окружающий мир «Человек и природа», 4 класс

Цель урока: Формировать представления о свойствах и состояниях воды, о процессах испарения, конденсации, замерзания и таяния воды в природе. Учить работать с гипотезой (предположение через деятельный метод и практический подход).

Задачи урока:

– расширение представления об окружающем мире через сопоставление и сравнение;

– создание условий для постижения школьниками новых естественнонаучных понятий и практическое освоение умения доказывать предоставленную гипотезу (с использованием имеющегося опыта и доказательств путём опытов);

– развитие разнообразных устных и письменных речевых умений;

– развитие самоконтроля учащихся;

– воспитание чувства товарищества и взаимопомощи.

Тип урока: комбинированный

 

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

I.Организационный

(мотивация к учебной деятельности

 

За день до урока дети делятся на группы по 5 человек (по своему желанию), придумывают и изготавливают эмблему (должна быть связана с темой: Вода).

Перед началом урока дети строятся по командам, заходят в кабинет под музыку и рассаживаются за столы в соответствии со своими эмблемами. 1, 2, 4

 

 

II. Актуализация знаний

 

 

Слайд 1.

Учитель: Посмотрите на экран. Что случилось с цветком? Почему это произошло? Без какого вещества ничто живое на земле не может существовать?

Дети: Без воды.

Учитель: Действительно, совсем без воды на Земле не может существовать ни одно живое существо. Известный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери так говорил о воде: «Ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами, с тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. Ты самое большое богатство на свете».
А теперь послушайте стихотворение «Волшебная вода».


Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает.
Ледником в горах зовётся,
Лентой серебристой вьётся.
Средь высоких стройных елей,
Рушится потоком селей.
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Мы её не замечаем,
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
Вы её в пруду найдёте
И в сыром лесном болоте.
Путешествует всегда наша спутница – вода.

Учитель: Что интересного вы узнали о воде из этого стихотворения?

Ответы детей.

 

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста;

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5)формируем умение устанавливать аналогии;

6) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4)формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.

 

 

 

Регулятивные УУД:

1) формируем умение учиться определять цель деятельности на уроке;

2) формируем умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем;

3) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

 

Личностные УУД:

1) формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.

 

 

 

 

 

 

Духовно-нравственное развитие и воспитание:

1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

2) гражданско-патриотическое воспитание;

3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;

4) воспитание здорового образа жизни;

5) экологическое воспитание;

6) эстетическое воспитание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТООУ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТООУ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТООУ

ΙΙ. Постановка учебной проблемы. Совместное открытие знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ΙΙΙ. Применение нового знания

 

1. – Как вы думаете, какая у нас будет тема урока? Слайд 2. 1

– Что мы узнаем на уроке?

Дети высказывают свои предположения, учитель повторяет наиболее правильную и общую формулировку.

– На какие вопросы вам хотелось бы получить ответ?

Учитель фиксирует вопросы, которые, по сути, становятся планом урока.

– Что мы сейчас сделали? (Составили план урока.)

– Давайте его выполнять.

Возможно, последовательность не будет совпадать с детским планом. По ходу урока учитель фиксирует внимание, на какие вопросы уже получен ответ.

Итак, сегодня на уроке нам необходимо подтвердить гипотезу о существовании на земле воды в разных состояниях, её свойствах и существования круговорота воды в природе.

 

2. Работа со слайдами. 4 3

 

Слайд 3

Учитель: Когда люди полетели в космос, то наблюдая из космических кораблей за нашей планетой, они увидели, что она голубая. Почему?

 

Различные предположения детей.

 

Учитель: Вы правы,  большая часть земной поверхности покрыта водой. А если бы на Земле вдруг пропала  вся вода?!  Как бы она выглядела?

 

Дети высказывают свои предположения.

 

Учитель: Давайте посмотрим на следующий слайд.

Слайд 4.

Учитель: Что изменилось?

Дети: Изменился цвет, нет голубого и зелёного.

Учитель: Да, зелёный цвет тоже пропал. Почему это произошло?

Дети: Ничто на свете не может жить без воды!

Учитель: Давайте вернём воду на Землю и подумаем, где содержится вода на земле?

Ответы детей.

Учитель: Верно, в океанах, морях, озёрах, реках, ручьях. Слайд 5.

Какая вода в морях и океанах?

Дети:  Она солёная.

Учитель: А человеку какая нужна вода?

Дети: Пресная.

Учитель: К сожалению, чистой, пресной воды остаётся всё меньше. В чём причина?

Дети: Люди загрязняют реки и озёра, не стараются  экономить воду.

Учитель: Сейчас немного о нашей местной реке Смоленке расскажет нам …

Ученик рассказывает об истории реки и её экологическом состоянии.

Вопросы к ученику, озвучившему рассказ (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты выполнил правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с помощью кого либо?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

– Молодец! Спасибо!

Учитель: Ребята, а ведь может случиться так, что нам нечего будет пить. А человеку для жизни вода просто необходима, потому что мы на 70% состоим из воды, запасы которой нужно постоянно пополнять. Слайд 6.
Без воды человек может прожить только 3 дня. Конечно, человек не бутылка, наполненная водой. Давайте подумаем, где в организме человека содержится вода?

Ответы детей.

Учитель: В каждой клеточке нашего организма, в каждом сосуде содержится жидкость. Откуда наш организм может получить необходимую жидкость?

Ответы детей.

Слайд 7.

Слайд 8.

Учитель: А теперь … прочитай загадку: что умеет застывать, летать и бегать?

Дети высказывают свои предположения.

Учитель: Правильно. В этой загадке отражены три состояния воды. Найдите слова, которые отражают эти состояния. Объясните.

Ответы детей.

Учитель: Давайте проверим ваши предположения. Слайд 9.

Учитель: Эти процессы превращения воды из твёрдого состояния в жидкое, из жидкого – в газообразное, из газообразного – в жидкое называют процессами таяния и замерзания, испарения и конденсации. Как вы думаете, почему это происходит?

Дети: Превращения воды происходят при изменении температуры.

Учитель:  Как называется процесс изменения состояния воды? Расскажите о нём. Вам поможет следующий слайд. Слайд 10.

Ответы детей.

Учитель: Молодцы, вы очень хорошо работаете. Прежде, чем приступить к выполнению следующего задания, давайте отдохнём.


Физминутка для глаз и эмоционального настроя. Слайд 11

Учитель: Давайте посмотрим, а какими же свойствами обладает вода? Слайд 12.

3. Работа в группах. 4 3 4 5

Представитель каждой группы подходит к учителю и вытягивает карточку с названием свойства воды, которое дети в ходе совместной работы должны доказать. Затем каждая группа получает инструкцию с указанием необходимого оборудования для проведения опыта или эксперимента. Дети выбирают предметы, необходимые для выполнения задания. Далее дети должны обсудить в группе как при помощи данного набора предметов доказать определённое свойство воды. Этапы проведения опыта и вывод записываются в тетрадь. Если учащиеся испытывают затруднения, то по сигналу красной сигнальной карточки учитель дополнительно выдаёт описание этапов проведения опыта.

Задания:

I группе –доказать, что вода не имеет запаха. Группа получает на стол пузырёк с настойкой валерианы, шампунь, сок, стаканчик с чистой водой.

II группе – доказать, что вода бесцветная и прозрачная. На столе находится прозрачная ёмкость с водой, керамические игрушки.

III группе – доказать, что вода может растворять некоторые вещества. Группа получает на стол три стаканчика с водой, палочки для размешивания, краски, порошок, речной песок.

IV группе – доказать, что вода не имеет вкуса. На столе находится три стаканчика с водой, соль, сахар, ложечки.

V группе – провести эксперимент и посмотреть как ведут себя в воде предметы из разных материалов. Группа получает на стол: ёмкость с водой, шуруп, деревянную щепку, резиновый мячик, резиновую полую игрушку, шарик для пинг-понга.

 

4. Анализ работы в группах 4

Представители  каждой группы озвучивают результаты своего опыта, делают выводы. Краткий вывод по каждому опыту все дети записывают в тетрадь.

 

5.Тест «Проверь себя».

Взаимопроверка в паре. Учитель озвучивает правильный ответ.

– В конце страницы слева нарисуйте кружок и обозначьте цветом, как, на ваш взгляд, вы справились с заданием.

VΙ. Итог урока

– Чему мы сегодня учились? 2

– Для чего это нужно знать?

– Какие виды заданий мы выполняли?

– Как человек может использовать знания о воде?

– Что у вас получилось лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Как бы оценили своё настроение после урока?

– Отметим в дневнике ваше настроение после сегодняшнего урока.

 

 

 

 

ТООУ

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»