Вода и её роль в природе. Свойства и превращения воды
Сургутская Наталья Николаевна,
учитель начальных классов, ГБОУ средняя школа №16
Санкт-Петербург
Образовательная система «Школа 2100», А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов и др.
Окружающий мир «Человек и природа», 4 класс
Цель урока: Формировать представления о свойствах и состояниях воды, о процессах испарения, конденсации, замерзания и таяния воды в природе. Учить работать с гипотезой (предположение через деятельный метод и практический подход).
Задачи урока:
– расширение представления об окружающем мире через сопоставление и сравнение;
– создание условий для постижения школьниками новых естественнонаучных понятий и практическое освоение умения доказывать предоставленную гипотезу (с использованием имеющегося опыта и доказательств путём опытов);
– развитие разнообразных устных и письменных речевых умений;
– развитие самоконтроля учащихся;
– воспитание чувства товарищества и взаимопомощи.
Тип урока: комбинированный
Этапы урока |
Ход урока |
Формирование УУД |
I.Организационный (мотивация к учебной деятельности
|
За день до урока дети делятся на группы по 5 человек (по своему желанию), придумывают и изготавливают эмблему (должна быть связана с темой: Вода). Перед началом урока дети строятся по командам, заходят в кабинет под музыку и рассаживаются за столы в соответствии со своими эмблемами. 1, 2, 4
|
|
II. Актуализация знаний
|
Слайд 1. Учитель: Посмотрите на экран. Что случилось с цветком? Почему это произошло? Без какого вещества ничто живое на земле не может существовать? Дети: Без воды.
Учитель: Действительно, совсем без воды на Земле не может существовать ни одно живое существо. Известный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери так говорил о воде: «Ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами, с тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. Ты самое большое богатство на свете».
Учитель: Что интересного вы узнали о воде из этого стихотворения? Ответы детей.
|
Познавательные УУД: 1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста; 2) формируем умение представлять информацию в виде схемы; 3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; 4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; 5)формируем умение устанавливать аналогии; 6) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.
Коммуникативные УУД: 1) формируем умение слушать и понимать других; 2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; 4)формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.
Регулятивные УУД: 1) формируем умение учиться определять цель деятельности на уроке; 2) формируем умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем; 3) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Личностные УУД: 1) формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.
Духовно-нравственное развитие и воспитание: 1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые; 2) гражданско-патриотическое воспитание; 3) воспитание трудолюбия, способности к познанию; 4) воспитание здорового образа жизни; 5) экологическое воспитание; 6) эстетическое воспитание.
ТООУ
ТООУ
ТООУ |
ΙΙ. Постановка учебной проблемы. Совместное открытие знаний
ΙΙΙ. Применение нового знания
|
1. – Как вы думаете, какая у нас будет тема урока? Слайд 2. 1 – Что мы узнаем на уроке? Дети высказывают свои предположения, учитель повторяет наиболее правильную и общую формулировку. – На какие вопросы вам хотелось бы получить ответ? Учитель фиксирует вопросы, которые, по сути, становятся планом урока. – Что мы сейчас сделали? (Составили план урока.) – Давайте его выполнять. Возможно, последовательность не будет совпадать с детским планом. По ходу урока учитель фиксирует внимание, на какие вопросы уже получен ответ. Итак, сегодня на уроке нам необходимо подтвердить гипотезу о существовании на земле воды в разных состояниях, её свойствах и существования круговорота воды в природе.
2. Работа со слайдами. 4 3
Слайд 3 Учитель: Когда люди полетели в космос, то наблюдая из космических кораблей за нашей планетой, они увидели, что она голубая. Почему?
Различные предположения детей.
Учитель: Вы правы, большая часть земной поверхности покрыта водой. А если бы на Земле вдруг пропала вся вода?! Как бы она выглядела?
Дети высказывают свои предположения.
Учитель: Давайте посмотрим на следующий слайд. Слайд 4. Учитель: Что изменилось? Дети: Изменился цвет, нет голубого и зелёного. Учитель: Да, зелёный цвет тоже пропал. Почему это произошло? Дети: Ничто на свете не может жить без воды! Учитель: Давайте вернём воду на Землю и подумаем, где содержится вода на земле? Ответы детей. Учитель: Верно, в океанах, морях, озёрах, реках, ручьях. Слайд 5. Какая вода в морях и океанах? Дети: Она солёная. Учитель: А человеку какая нужна вода? Дети: Пресная. Учитель: К сожалению, чистой, пресной воды остаётся всё меньше. В чём причина? Дети: Люди загрязняют реки и озёра, не стараются экономить воду. Учитель: Сейчас немного о нашей местной реке Смоленке расскажет нам … Ученик рассказывает об истории реки и её экологическом состоянии. Вопросы к ученику, озвучившему рассказ (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты выполнил правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с помощью кого либо? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. – Молодец! Спасибо!
Учитель: Ребята, а ведь может случиться так, что нам нечего будет пить. А человеку для жизни вода просто необходима, потому что мы на 70% состоим из воды, запасы которой нужно постоянно пополнять. Слайд 6. Ответы детей. Учитель: В каждой клеточке нашего организма, в каждом сосуде содержится жидкость. Откуда наш организм может получить необходимую жидкость? Ответы детей. Слайд 7. Слайд 8. Учитель: А теперь … прочитай загадку: что умеет застывать, летать и бегать? Дети высказывают свои предположения. Учитель: Правильно. В этой загадке отражены три состояния воды. Найдите слова, которые отражают эти состояния. Объясните. Ответы детей. Учитель: Давайте проверим ваши предположения. Слайд 9. Учитель: Эти процессы превращения воды из твёрдого состояния в жидкое, из жидкого – в газообразное, из газообразного – в жидкое называют процессами таяния и замерзания, испарения и конденсации. Как вы думаете, почему это происходит? Дети: Превращения воды происходят при изменении температуры. Учитель: Как называется процесс изменения состояния воды? Расскажите о нём. Вам поможет следующий слайд. Слайд 10. Ответы детей. Учитель: Молодцы, вы очень хорошо работаете. Прежде, чем приступить к выполнению следующего задания, давайте отдохнём.
Учитель: Давайте посмотрим, а какими же свойствами обладает вода? Слайд 12. 3. Работа в группах. 4 3 4 5 Представитель каждой группы подходит к учителю и вытягивает карточку с названием свойства воды, которое дети в ходе совместной работы должны доказать. Затем каждая группа получает инструкцию с указанием необходимого оборудования для проведения опыта или эксперимента. Дети выбирают предметы, необходимые для выполнения задания. Далее дети должны обсудить в группе как при помощи данного набора предметов доказать определённое свойство воды. Этапы проведения опыта и вывод записываются в тетрадь. Если учащиеся испытывают затруднения, то по сигналу красной сигнальной карточки учитель дополнительно выдаёт описание этапов проведения опыта. Задания: I группе –доказать, что вода не имеет запаха. Группа получает на стол пузырёк с настойкой валерианы, шампунь, сок, стаканчик с чистой водой. II группе – доказать, что вода бесцветная и прозрачная. На столе находится прозрачная ёмкость с водой, керамические игрушки. III группе – доказать, что вода может растворять некоторые вещества. Группа получает на стол три стаканчика с водой, палочки для размешивания, краски, порошок, речной песок. IV группе – доказать, что вода не имеет вкуса. На столе находится три стаканчика с водой, соль, сахар, ложечки. V группе – провести эксперимент и посмотреть как ведут себя в воде предметы из разных материалов. Группа получает на стол: ёмкость с водой, шуруп, деревянную щепку, резиновый мячик, резиновую полую игрушку, шарик для пинг-понга.
4. Анализ работы в группах 4 Представители каждой группы озвучивают результаты своего опыта, делают выводы. Краткий вывод по каждому опыту все дети записывают в тетрадь.
5.Тест «Проверь себя». Взаимопроверка в паре. Учитель озвучивает правильный ответ. – В конце страницы слева нарисуйте кружок и обозначьте цветом, как, на ваш взгляд, вы справились с заданием. |
|
VΙ. Итог урока |
– Чему мы сегодня учились? 2 – Для чего это нужно знать? – Какие виды заданий мы выполняли? – Как человек может использовать знания о воде? – Что у вас получилось лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Как бы оценили своё настроение после урока? – Отметим в дневнике ваше настроение после сегодняшнего урока. |
ТООУ |