Урок окружающего мира (4 доп.) класс
Почва. Образование почвы из горной породы.
Состав почвы
Агамерзаева Людмила Петровна,
учитель ГБС(К)ОУ для обучающихся,
воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
С(К)ОШ №34 Невского района Санкт-Петербурга
Практическая работа.
Цель:
- обучение элементам исследовательской деятельности для формирования навыков учебно-познавательной активности.
Задачи.
1. Образовательные:
- познакомить с понятием «почва»;
- познакомить с процессом образования почвы из горной породы;
- формировать навыки практической деятельности на примере исследования состава почвы.
1. Коррекционно-развивающие:
-развивать познавательную активность;
-развивать мыслительные процессы (классификация, обобщение, причинно-следственные связи);
-развивать эмоционально-волевую сферу (целенаправленную деятельность, самоконтроль);
-развивать умение ориентироваться в заданиях различных форм и содержания;
-развивать речевые умения.
1. Коррекционно-воспитательные:
-воспитывать доброжелательность;
-формировать умение сотрудничать при работе в малой группе.
Оборудование:
почва, сосуды с водой, мерные ложки, салфетки, индивидуальные карточки задания.
Ход урока.
Орг. момент.
-Прозвенел звонок. Начинаем мы опять
-Думать , рассуждать, смекать!
-О чем мы будем сегодня рассуждать вы догадаетесь , если ответите на мой вопрос. -----Посмотрите на экран. Где удобнее жить человеку? Почему?
-Там есть земля, а точнее верхний слой земли ,который называется –почва.
(на экране ) Почва - верхний слой земли.
Тема урока: (на экране тема урока) Сегодня мы поговорим о почве. Как она образуется. Из чего состоит.
Основная часть
Проверка домашнего задания.
-Сеня П. приготовил загадку. Он прочитает отрывок из рассказа М. Ильина и Е. Сегала «Чудесная кладовая»
-У вас есть такие чудесные кладовые? Что там растет?(Ответы: Алиса Ш.,Сережа Ж.,Настя К.)
-Что дает человеку почва? (на экране)
-Кто скажет, где удобнее жить человеку? Почему?
Вывод: человеку удобнее жить там , где есть почва, потому что почва дает человеку пищу, строительные материалы..
Основная часть.
- Как образовалась почва?
-Послушайте сказку. (Музыка, на экране картинки)
Давным-давно, когда на земле еще не было людей жила-была гора. Когда светило солнышко горе было жарко, она разогревалась и расширялась; когда шел дождь ,было холодно гора ежилась и сжималась. Так повторялось много – много лет из года в год. Это не прошло для горы даром: гора трескалась. Ветер приносил семена растений. Они прорастали в трещинах горы, засыхали ,перегнивали, а потом вырастали новые.
Гора постепенно рассыпалась. На ее месте образовалась почва. Вскоре на земле выросли молодые деревца.
Ф.М. «Гора».
Задание 1
-Восстановите последовательность сказки по картинкам. Впишите цифры , что было сначала, что потом.(взаимопроверка.)
-Что вы узнали из сказки?
-Из чего состоит почва? Проведем исследование. Значит кто мы вами будем? (исследователи).
-Исследовать мы будем состав почвы.(на доске : состав почвы.)
-Работаем в парах, аккуратно и внимательно.
-(на экране)
-У вас на партах коробочка с почвой.
-Рассмотрите ,какая почва по цвету? (темная)
-Возьмите мерную ложку, порыхлите почву .Как про нее еще можно сказать? Какая она? (мягкая, рыхлая, влажная)
-Если влажная значит , что есть? (вода). Как доказать ,что есть вода? (салфеткой)Опыт1: ---Возьмите салфетку. Прижмите к почве. Стряхните аккуратно почву. Какая стала салфетка?
Вывод: почва содержит воду. (на доске карточка)
Опыт2.Положите ложкой почву в стакан с водой. Размешайте. Наблюдайте.
-Что видите на дне стакана? (песок)
-Вывод: в почве есть песок. (карточка)
-Какая стала вода? (мутная)
-Вывод: в почве есть глина. (карточка)
-Что на поверхности? (палочки, веточки, листики)
-Вывод: в почве есть перегной. (карточка)
-На поверхности есть пузырьки.
-Вывод: в почве есть воздух. (карточка)
Закрепление.
Самостоятельная работа
Наши рассуждения и выводы мы внесем в лист наблюдений.
Задание 1.
Закон
По цвету почва (какая?)……….
Задание2
Вычеркни лишнее слово.
Почва мягкая, рыхлая, пухлая.
Задание3
Обведи правильный ответ.
Состав почвы:
1 молоко вода
2 песок бумага
3 воздух мыло
4 гвозди глина
5 перегной
Проверка: игра «хлопки» (на экране)
6.Итог.
-Что мы сегодня исследовали?
-Что вам понравилось в вашей работе?
(на экране: « Что такое почва?)
-Скажите, может человек, животные, растения жить без почвы?
-Чем является почва для крота?
-За домом надо ухаживать? На следующем уроке мы поговорим о том, как ухаживать за почвой, чтобы сохранить ее пригодной для жизни человека, животных и растений.
Домашнее задание. (на экране)
К следующему уроку подготовить коллаж или рисунок «Для кого почва дом ?»