Государственное бюджетное
общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 390
Красносельского района Санкт-Петербурга
«Рассмотрено» на заседании методического объединения учителей _________________________ Протокол № ______________ от «_______» июня 2013 года Председатель методического объединения:_____________ |
«Утверждаю» приказом от «______ « _________ 2013 № _______________________________ Директор ГБОУ СОШ № 390 Санкт-Петербурга _____________________ Л.В. Иванова |
Рабочая программа
по окружающему миру
для 4 класса (классов)
Автор-составитель:
Учителя ___Степанова В.Е_
Капралова М.В__
Учебный год ____2013-2014_______
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса
(68 часов)
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса составлено на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 года и на основе Концепции программы для начальных классов «Школа России».
Цели обучения
Изучение окружающего мира в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
• развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
• освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и в обществе;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
В процессе освоения содержания Окружающего мира учащиеся приобретают общие учебные умения, навыки, осваивают способы деятельности, предусмотренные стандартом начального общего образования. К числу важнейших относятся наблюдение объектов окружающего мира, их устное описание, соотнесение полученных результатов с целью наблюдения (опыта); выявление с помощью сравнения отдельных признаков объектов; проведение простейших измерений разными способами с использованием соответствующих приборов и инструментов; работа с простейшими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов; работа с учебными и научно-популярными текстами и др.
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу и содержат три компонента
знать/понимать — перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний;
уметь — владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОКАНЧИВАЮЩИХ НАЧАЛЬНУЮ ШКОЛУ
В результате изучения окружающего мира ученик должен
знать/понимать
• название нашей планеты, родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села);
• государственную символику России;
• государственные праздники;
• основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;
• общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
• правила сохранения и укрепления здоровья;
• основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе);
уметь
• определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);
• различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы;
• различать части растения, отображать их на рисунке (схеме);
• приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2—3 представителя из изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;
• показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы; равнины, моря, реки (без указания названий); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1—2 города);
• описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;
• ориентирования на местности с помощью компаса;
• определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;
• установления связи между сезонными изменениями в неживой иживой природе;
• ухода за растениями (животными);
• выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровьяи безопасного поведения;
• оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;
• удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей
Содержание рабочей программы, учебно-тематический план
№ |
Раздел |
Кол-во часов |
Основное содержание |
Вид и формы контроля |
Требования к уровню подготовки обучающихся |
1 |
Земля и человечество |
10 |
Мир глазами астронома. Земля-планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Элементарные приемы чтения плана, карты (без масштаба). Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте.Условия жизни на Земле: свет, тепло.Способы познания окружающего мира. История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена |
Текущий. Фронтальный опрос. Тест Самостоятельная работа Практическая работа.1 |
Знать название нашей планеты, планет Солнечной системы; тепловые пояса Земли. Знать правила поведения человека, памятники истории и культуры. Понимать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательного интереса о нашей планете;работать с готовыми моделями (глобусом и картой), создавать несложные модели;показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря. |
2 |
Природа России |
11 |
Россия на карте. Неживая и живая природа. Формы земной поверхности. Моделирование форм поверхности из песка, глины или пластилина.Водоемы, их разнообразие, использование человеком.Растения и животные, их разнообразие. Понимание связи неживой и живой природы. Условия, необходимые для жизни.Растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу зоны, охрана природы. |
Фронтальный опрос. Текущий.
Проверочная работа. Тематический тест Практическая работа 7 |
Знать понятия «равнины», «горы»,; виды водоемов, общие условия необходимые для жизни живых организмов. Уметь показывать на карте, глобусе материки, горы, океаны, равнины, моря и реки; приводить примеры представителей разных групп растений и животных; раскрывать особенности из внешнего вида и жизни. Пониматьосновные правила поведения в окружающей среде. |
3 |
Родной край - часть большой страны |
12 |
Наблюдение в природе, сравнение свойств наблюдаемых объектов. Родной город. особенности поверхности, формы поверхности. Водоемы родного края. Почва, ее состав. Растения и животные, их разнообразие.Условия, необходимые для жизни. Правила поведения в окружающей среде. |
Графический диктант. Текущий опрос. Фронтальный опрос. Работа с Красной книгой. Практическая работа 3 |
Знать название родного города; понятие «почва», состав воды и почв. Знать основные правила поведения в окружающей среде. Уметь показывать на карте родной город, водоемы, равнины, реки, выполнять основные правила поведения в окружающей среде; различать объекты природы и изделия; объекты живой и неживой природы. Уметь использоватьполученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о подземных богатствах. |
4 |
Страницы всемирной истории |
6 |
История древнего Египта, Греции, Рима, Средневековья. Новейшее время. Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной всемирной истории, картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории и культуры. |
Текущий опрос. Фронтальный опрос. Самостоятельная работа |
Звать историю Древней Египта, Греции, Рима, Средневековья; выдающихся людей, патриотов того времени; их изобретения, географические открытия. Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Нового времени; ииспользовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о подземных богатствах. |
5 |
Страницы истории Отечества |
20 |
История Отечества. Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Москва - столица России. Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории и культуры. Россия на карте.
|
Фронтальный опрос. Текущий опрос. Тематический. Тест Тест
|
Звать название нашей родной страны и еестолицы, историю Древней Руси; музеи России; выдающихся людей, патриотов. Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России, описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества;использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о подземных богатствах. |
6 |
Современная Россия |
9 |
Человек - член общества. Россия - наша Родина. Государственныепраздники. Президент России – глава государства. Федеральное собрание.Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России, правила поведения при прослушивании гимна. |
Текущий опрос. Фронтальный опрос. Тест Тематический. Графический диктант. Тест
Итого: 11 практических работ
|
Знать государственные праздники, Основной закон России, права человека, название нашей страны и ее столицы, государственную символику. Уметь использоватьполученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о подземных богатствах. Уметь описывать традиции, обычаи, народов, населяющих Россию. Уметь описывать историю создания гимна, герба и флага России. Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России (родной город, столицу, 1-2 города), использовать знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране |