Урок и презентация по окружающему миру
Учебник Д. Д. Данилова «Человек и человечество», 4 класс
Образовательная программа «Школа 2100»
Мировое сообщество государств
Иванова Ирина Семеновна,
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ № 145Санкт-Петербурга
Цели и задачи урока:
- Овладение картиной мира: научить объяснять, как международные организации объединяют людей на Земле в одно человечество.
- Чувственно-эмоциональное отношение к миру: научить замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат правам человека.
- Познакомить учеников с понятием «мировое сообщество», представленное Организацией Объединённых Наций (история и функционирование ООН, её структура и задачи).
Слайд 1. Человек и человечество
- Постановка проблемы.
Учитель:
- Что такое конфликт? Из-за чего они возникают?
( Конфликт – это столкновение интересов людей, из-за которого возникает серьёзный спор, соперничество.)
Учитель:
- Из-за чего может возникнуть конфликт между государствами?
( Могут не поделить территорию вдоль границ, одна страна захочет отобрать у другой залежи полезных ископаемых и т. д.)
Учитель:
-Могут быть у государств разные интересы?
( Да. )
На доске появляется запись: «У каждого государства свои интересы».
Учитель:
- На прошлом уроке мы упоминали гуманитарную помощь. Что это такое?
( Это когда одно государство помогает другому, попавшему в беду.)
На доске появляется запись: «Государства оказывают друг другу гуманитарную помощь».
Учитель:
- Посмотрите на доску. Какой вам хочется задать вопрос?
Ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос (проблему) урока:
«Почему разные государства (или страны, как скажут дети) помогают друг другу?»
Проблема урока записывается на доске. К ней необходимо постоянно обращаться по ходу занятия, особенно на последнем этапе урока.
- Версии детей, актуализация знаний.
Учитель:
- Что объединяет людей в общества?
(Общие интересы.)
- Какое самое большое общество на Земле?
( Человечество.)
- Какие общие интересы могут быть у разных государств, составляющих единое человечество?
(Многие страны заинтересованы в сохранении мира на планете, готовы оказать помощь тем, кто попал в беду.)
Учитель:
- Представьте, что все страны, готовые оказать помощь, привезут только медикаменты или только еду. Сможет ли пострадавшее государство справиться со своими трудностями?
(Нет, может быть, нужно и то и другое, или что-то ещё.)
Учитель:
- Как помощникам договориться о том, кто и чем будет помогать?
(Нужно создать какую-то организацию, которая будет решать чем помочь, распределять задания между всеми государствами-помощниками.)
Почему разные государства помогают друг другу?
↓ ↓
общие интересы всемирная организация
+ +
- Поиск решения проблемы (открытие нового знания).
1.Организация Объединенных Наций.
Учитель:
- Какую всемирную организацию вы уже знаете? Когда и почему она была создана?
(После Второй мировой войны большинство государств планеты объединились в Организацию Объединённых наций (ООН).
Учитель:
- Рассмотрите символы ООН.
Слайд 2. Символы ООН
- Как вы думаете, что они обозначают?
(Работа по командам. Первая команда рассматривает пистолет с «завязанным дулом» перед здание Генеральной Ассамблеи символизирует запрет войн, т. е. одной из задач ООН является предотвращение войн. Вторая команда рассматривает изображение флага ООН. Изображены все материки планеты на фоне голубого чистого неба. Это значит, что человечество должно бороться за мир во всём мире, т. е. ещё одна задача ООН – объединение разных стран в одно сообщество. Третья команда видит круглый стол в зале Совета Безопасности. Это означает, что за круглым столом все участники заседания могут видеть друг друга и находятся в равном положении относительно остальных, т. е. ещё одна задача ООН – установить равноправие между государствами и всеми людьми на планете.)
Учитель:
- Как вы думаете, может ли ООН выполнять роль того самого организатора, который помогает государствам оказывать друг другу помощь?
( Да, может.)
Под словами «Всемирная организация» ставится « +».
2. Всеобщая декларация прав человека.
Учитель:
- Вы вспомнили о том, что самое большое общество на Земле – человечество, вы называли интересы, общие для всех людей. В каком документе они записаны?
(Если ученики затрудняются ответить на этот вопрос, то можно обратиться к тексту учебника с. 78 нижний абзац. Устав ООН)
Слайд 3. Устав ООН
- В Уставе ООН говорится о правах человека. Какие из них вы уже знаете?
(Право на жизнь, право на свободу, право на защиту чести и достоинства и др., право на участие в управлении своим государством, право на свободу слова, равноправие вне зависимости от национальности и расовой принадлежности, свобода совести, право на собственность.)
Слайд 4. Права человека.
- Знаете ли вы, в каком документе записаны права человека? Найдите его название в тексте фрагмента «Все люди рождаются свободными и равными!» (учебник с. 104)
(Всеобщая декларация прав человека)
Слайд 5. Всеобщая декларация прав человека.
Под словами «Общие интересы» ставится знак «+».
3.Миротворческая деятельность ООН.
Учитель:
- Что происходит, если во время игры кто-то из детей нарушает правила?
(Ему объясняют правила ещё раз, а если он всё равно играет не по правилам, его могут в игру больше не брать и т. п.)
Учитель:
- Что происходит, если гражданин страны нарушает правила, принятые в обществе?
(Он подвергается осуждению, государство может его наказать и т. п.)
Учитель:
- Как вы думаете, что может произойти, если какая-то страна нарушает правила, принятые мировым сообществом государств?
(Ответы детей).
- Давайте проверим наши предположения по тексту учебника с. 104-105
Слайд 6. Миротворцы
- Давайте решим задачу.
(Ответы детей)
- Выражение решения проблемы.
1.Применение нового знания
Учитель:
- Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить?
(Почему разные страны помогают друг другу?)
- Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос?
(Ответы даются по группам. Вывод: многие люди на планете, многие государства ощущают себя единым человечеством – у всех нас есть общие интересы, важнейшие права, многие готовы оказать помощь попавшим в беду. Направлять усилия разных стран, сохранять мир на планете помогают всемирные организации, одна из которых ООН).
Работа с тетрадью. С. 70 № 1, № 2
2.Итог урока
Учитель:
- Оцените свою работу. Кому что показалось трудным на уроке, непонятным. Что было самым интересным?
V. Домашнее задание.
Обязательное для всех: в тетради доделать задания к уроку 19, прочитать текст к уроку.
Творческое задание:
1. Придумать и нарисовать схему так, чтобы было понятно: все страны связаны между собой деятельностью всемирных организаций.
2. На с. 106 подготовить ответы на вопросы (под красными точками) по новой теме.