Проект урока по окружающему миру в 4 классе
М.В.Ломоносов
Браницкая Татьяна Михайловна,
учитель начальных классов ГБОУ лицей № 384
Кировского района Санкт-Петербурга
Методический паспорт проекта
Статус учебного проекта
Название проекта: «М.В.Ломоносов».
Автор-разработчик: Браницкая Татьяна Михайловна
Название образовательного учреждения: ГБОУ лицей №384
Год разработки данного проекта: 2011-2012 учебный год
Опыт использования: проводится один раз в одном классе
Проблемная ситуация: найти доказательства тому, что М.В.Ломоносов является великим русским ученым, просветителем и гражданином.
Адресация
Тема научно-методического плана по предмету «Окружающий мир»: «М.В.Ломоносов».
Цель:формирование умения находить, анализировать, отбирать и обобщать нужную информацию в соответствии с поставленной задачей; и представлять итог своей работы в виде (устного или письменного) сообщения.
Задачи:
- развивать умение планировать работу над проектом
- развивать умение работать с текстом (поисковое, просмотровое)
- развивать умение выделять основные факты и делать краткие записи
- развивать коммуникативные навыки, сотрудничая в группах (3-5 чел.)
- активизировать и актуализировать ранее полученные знания
- развивать монологическую речь учащихся на основе кратких записей
- развивать критическое мышление и творческие способности учащихся
Возраст учащихся:10 – 11 лет (4 класс)
Время работы над проектом:краткосрочный (1-2 урока)
Форма организации детей: индивидуальная, парная и групповая.
Ведущая деятельность: исследовательская, поисковая, конструирующая, творческая.
Режим работы: урочная и внеурочная деятельность.
Обеспечение
Материально-техническое обеспечение :мультимедиа проектор, экран, компьютер, карты России, мира и Ленинградской области, фотографии памятных мест.
Учебно-методическое обеспечение: тексты с биографией М.В.Ломоносова
Мотивация к работе: сформулировать проблему и самостоятельно её решить.
Предполагаемые приращения
1. Дополнительная информация по теме «М.В.Ломоносов» (энциклопедия, справочники, интернет-ресурсы)
2. Развитие навыков самостоятельной работы с различными источниками информации.
3. Формирование коммуникативности в ролевом взаимодействии и при информационном обмене.
4. Развитие способностей к анализу, синтезу и обобщению…
Сфера применения: историческая, географическаяи культурологическая.
Используемые технологии:проектная деятельность, технология сотрудничества, ИКТ, развитие КМ и игровые технологии.
Описание проекта
Ход урока
№ |
Этапы урока |
Ход урока |
Деятельность учащихся |
Примечания |
1 |
Организационый момент |
Проверьте готовность к уроку: авторучки, карандаши, маркеры. Определение состава группы – случайным образом по цвету фишек.
|
Проверяют готовность к уроку |
|
2 |
Подготовительный этап |
- Назовите фамилии людей,которых можно по праву называть великими? Почему? (5-10 фамилий и область деятельности) - Предлагаю вам блицтурнир. Вы смотрите на слайд 5секунд и записываете на листке имя этого человека, чем знаменит или в какой области (3очка), не называете – получаете вторую подсказку (2 очка). Итог. |
Делятся на 5 групп по цвету фишек
Смотрят на слайд, обсуждают в группах и дают ответы. |
Презентация 1
|
3 |
Основной этап
|
- Сегодня на уроке мы превратимся в редакцию новостей планеты и подготовим репортаж «Коротко о главном», посвящённый жизни М.В. Ломоносова. ПОЧЕМУ? (Возможные ответы: он - великий ученый, физик, химик, поэт, художник.) И нам необходимы факты этого. Получите конверт №1. У вас будет 3 минуты, чтобы выделить самое главное из источника и доложить на летучке, которая состоится в нашей редакции. Летучка. (представители групп докладывают о результатах)
|
Работают в группах с информацией, анализируют и выступают, представители групп. |
|
3.1 |
Выработка плана действий и распределение заданий.
|
- Как вы считаете, в чём секрет этой многогранной личности? КТО? ГДЕ? КАК? КОГДА? научил его всему этому, что он смог достичь таких высот? Возможные ответы: üРодители üУчителя üСамовоспитание и самообразование üДрузья и коллеги üКниги ü - Отлично, мы наметили план своей работы на ближайшие 5 – 7 мин., в течение которых вашим командам предстоит найти факты, подтверждающие наши гипотезы. Конверт №2 содержит более подробную информацию о разных периодах жизни М.В.Ломоносова. Сейчас вы получите задание ( в шкатулке карточки с заданием: учёба, детство, научные открытия, имя Ломоносова на карте города, учёба в Германии).
|
Выдвигают гипотезы
Представитель каждой из команд достаёт из шкатулки карточку с заданием и получают конверт с информацией.
|
|
3.2 |
Исследовательская работа |
|
Работают с информацией ( см. Приложение), анализируют её , заполняют карточку- помощник и готовятся к выступлению, |
|
3.3 |
Выступление |
А теперь мы готовы прослушать репортаж из рубрики «Коротко о главном» о жизни М.В. Ломоносова. 1 группа – Детство М.В. Ломоносова 2 группа – Годы учёбы 3 группа – Учёба в Германии 4 группа – Научные открытия 5 группа – Имя М.В. Ломоносова на карте города
|
Выступление групп.
На карту города наносят значки. |
Выступление учащихся сопровождается показом Презентации2
|
4. |
Рефлексия |
Смогли ли вы доказать выдвинутую вами гипотезу? |
|
|
5. |
Домашнее задание |
Прочтите дома статью в учебнике и выполните задание в рабочей тетради №.1-3. |
|
|
6. |
Организованный конец урока |
Урок закончен. |
|
|