1.Работа с учебником.
Учёные -историки разделили всю историю человечества на большие периоды в зависимости от открытия минералов. В каком порядке следовали века? Прочитайте.
Сегодня на уроке мы узнаем о некоторых минералах,которые встречаются в природе.
Загадка Покрывают им дороги,
Улицы в селеньях,
А ещё он есть в цементе,
Сам он удобренье. (Известняк)
Прочитайте, стр.110-111
--Из каких веществ состоит известняк? Приведите примеры использования. О каких свойствах известняка узнали?
Загадка Он очень прочен и упруг
Строителям - надёжный друг,
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны. (Гранит)
--Из каких веществ состоит гранит?(полевой шпат (цвет), кварц, слюда)
Найдите на карте залежи гранита.(Кольский п-ов, Алтай,Урал)
--Где в нашем городе используется гранит?
Загадка Одну её не едят, а без неё мало что едят. (Соль)
--Где используется каменная поваренная соль?
--Какой обычай есть на Руси,связанный с солью? Почему именно с солью? (Соль была в древности очень дорогим продуктом.Этим показывали радушие, гостеприимство)
А что общего между словами СОЛЬ и СОЛДАТ? (В древнем Риме обозы с солью сопровождала специальная охрана-СОЛДАТО, отсюда солдат.А в Крыму возчиков соли звали чумаками.
--Как образовались залежи соли?Показать на карте (Соль-Илецк, оз.Эльтон, оз.Баскунчак)
Самостоятельное чтение последнего абзаца с ответами на вопросы:
--Сколько минералов в природе?(Более 3000) Какие называются драгоценными, а какие полудрагоценными?Почему?( Одни встречаются редко, другие-часто).Назовите драгоценные камни.
Составление и запись на доске плана рассказа о минералах.
1.Название.
2.Места нахождения в природе.
3.Свойства(рыхлый или твёрдый, цвет, блеск и др.)
4.Состав.
5.Использование.
Рассказы детей по плану.
А те