Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 3 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Цель: сформировать у учащихся представление о семье; подвести к выводу, что семья – это группа родственников, живущих вместе.

Задачи:

  1. Образовательные:

-  познакомить детей с понятиями «семья», «поколение», «домочадцы»;

-  формировать представления о семье, как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге;

                                                                                

2. Развивающие:

  -развивать семейное творчество и сотрудничество семьи и школы;

   -развивать речь учащихся;

       - развивать познавательную активность;

       -развивать умение следовать заданным вербальным инструкциям        учителям;

    -развивать психические процессы: память, мышление, воображение, внимание; эмоции;

         - развивать навык самооценивания.

       3. Воспитательные:

        - воспитывать у учащихся чувство любви и уважения к родителям,

        - воспитывать у учащихся культуру общения, чувство коллективизма;

         -воспитывать усидчивости, прилежания в процессе учения;

         -воспитывать чувство гордости за свою семью.

         -воспитывать уважение к товарищам.

 

      4. Коррекционные:

          -корректировать устную речь учащихся.

Оборудование: раздаточный  материал (карточки); пособия: дом, ребус, кроссворд; словарь Ожегова; музыкальное сопровождение.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

Формы:фронтальная, индивидуальная,  работа в парах.

Методы и приемы:объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, словесный (беседа, рассказ), практические (упр.)

Технологии: здоровьсберегающие,  объяснительно-иллюстративный проблемного и игрового обучения.

Тип урока:изучение нового материала.

 

 

 

ХОД УРОКА

I. Организационный момент. Рефлексия

Звучит песня в исполнении Ю.Антонова “Под крышей дома твоего”.

– Подарите улыбку друг другу. Прислонитесь друг к другу ладошками.

-  Что вы почувствовали, приветствуя друг друга?

2. Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи. Формулировка целей

– Ребята, сегодня на уроке мы поговорим о чем-то приятном и согревающем душу каждого человека. Как вы понимаете пословицу  И стены в доме помогают.
Родной дом – это исток, начало начал. У каждого он свой. Родной дом– это и детство в нем, и сказки, и домовой, что незримо охраняет очаг.
Когда строят дом?
Давайте вместе подумаем, как ёще можно дом.
– А изначально дом – жилище, изба. В древне – русском языке слово «истба» означало «баня – теплое помещение». Сравните слово истопить, топить, тепло. (На крыше нарисованного дома – «тепло»)
Чтобы всем в доме было тепло, давайте соберем то, что нам для этого необходимо. Мне нужно, чтобы в моём доме была доброта. А вам?

(Во время проговаривания учениками учитель на доске в бревнах записывает слова. В результате выстроен дом. На крыше записано слово «ТЕПЛО».)

Вот мы построили дом, в котором тепло. У вас на столе лежат сердца выберите слово, которое вам понравилось на домике и запишите на сердце. Кто будет жить в нем, вы узнаете, отгадав ребус.

На доске появляется

– Кто догадался? Мы начинаем изучать раздел «Кто живет рядом с тобой» и поговорим сегодня о семье. Итак, тема урока «Семья».

О чем бы вы хотели узнать сегодня на уроке?

3. Работа по теме урока

– Сегодня на уроке мы должны будем выяснить: Что такое семья? Что объединяет членов семьи? Чем семья отличается от другой группы людей? Как называют членов семьи? Как называют людей одного возраста?
– Давайте обратимся к словарю. Прочитайте значение слова «семья» в словаре.

Словарь Ожегова С.И.:

1. Это группа живущих вместе близких родственников;
2. Объединение людей, сплочённых общими интересами.

Ушаков Д.Н.:

Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.

– А как же появилось слово семья? Об этом нам расскажет стихотворение.

Когда появилось слово семья?
Когда-то о нём не слыхала Земля –
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
– Сейчас я тебе семь вопросов задам:
– Кто деток родит мне, богиня моя?
Ева тихонько ответила: «Я»
– Кто их воспитает, царица моя?
Ева покорно ответила: «Я»
– Кто есть приготовит, о радость моя?
Ева всё также ответила: «Я»
– Кто платье сошьёт, постирает бельё,
Меня приласкает, украсит жильё?
«Я, я», – тихо молвила Ева: «я, я»,
Сказала она знаменитых семь «Я»
Вот так на Земле появилась семья.

– А как вы думаете, всегда ли люди жили семьями?
– До сих пор никто не знает, как и почему образовалась первая семья. Раскопки, проведенные в пещерах, где разбили свои стоянки древние люди, показали, что они жили небольшими группами. Неясно, правда, подразделялись ли уже в те времена человеческие группы на «семьи» в нынешнем понимании – отец, мать и дети. Но даже в то время, женщины заботились о своем потомстве. Дома вы нарисовали рисунок своей семьи. Мы оформили выставку вещей. Кто хочет рассказать о том, что вы отразили в своем рисунке? Как бы вы назвали нашу выставку?  Сделали презентацию о семье.  (Дети рассказывают о своих семьях)

4. Работа в парах и составление схемы

А теперь давайте подумаем, что же объединяет всех членов семьи? Для этого я вам предлагаю выполнить следующее задание: прочитайте предложения. Найдите смысловые ошибки. Подумайте, может ли то, что написано в предложении, быть признаком хорошей дружной семьи?

Члены семьи каждый день ссорятся, обижают друг друга. Для каждого члена семьи – своя отдельная квартира. У каждого свой кошелек. Каждый член семьи отдыхает отдельно. У каждого члена семьи своё хозяйство. (У каждого лежит карточка с текстом и дети по очереди читают и исправляют, а на доске появляется схема –  "Члены семьи любят и уважают друг друга; живут в одной квартире; распределяют деньги на покупки в хозяйство; вместе отдыхают и проводят свободное время; занимаются домашним хозяйством".)

Что их еще может объединять? (Ответственность друг за друга, чувство взаимопомощи, нежность, взаимопонимание)

5. Самостоятельная работа (поиск слов на страницах учебника)

Кого назовём домочадцами уч. с 64 (В старину членов семьи называли «домочадцами»). В одной семье могут быть люди разного возраста, т.е. люди разных поколений. Как вы понимаете значение слова «поколение»? уч. с. 64
Поколение – люди одного возраста, живущие в одно время. Все ученики нашего класса – это одно поколение – младшее, ваши дедушки, бабушки – это люди другого поколения, старшего поколения.
Семья бывает маленькой и большой. В семье могут жить несколько поколений.
– А у кого из вас в семье проживает несколько поколений? (Сообщения детей)

6. Пальчиковая гимнастика

Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папа,
Этот пальчик – мама,
Этот пальчик – я.
Вместе дружная семья.

– Какая семья называется многодетной? (В которой 3 и больше детей)
– Почти у каждого человека есть и другие родственники. Кто это? (Это родные дяди и тёти, двоюродные братья и сёстры).
– У каждого человека есть имя, отчество, фамилия.

Что имя? Звук, оброненный случайно,
В котором нет ни смысла, ни значенья?
Конечно, нет! И в именах есть тайна.
И таинство есть имянареченье.

– Имена детям выбирают родители. Вы должны были расспросить родителей, почему вас так назвали, и попробовать выяснить, что означает ваше имя. (Несколько ответов детей).
– Хорошо, молодцы! А сейчас для того, чтобы узнать о ваших родственниках поближе поиграем в игру “Встаньте все те, кто…”

  • У кого есть старший брат.
  • У кого есть младшая сестра.
  • У кого бабушка и дедушка.
  • У кого дальние родственники живут на “материке”.
  • У кого есть сын или дочь.

– Ну, вот я про вас немного больше узнала. А вы вспомнили своих близких и дальних родственников.

7. Формирование практических умений и навыков.

– Ребята, вы знаете, что отчество присваивается человеку по имени отца, а фамилия передаётся от родителей детям. – А может ли человек жить один и называть себя семьей?
Послушайте историю, которая произошла с одним мальчиком.

Давным-давно жил мальчик. Он жил совсем один. Его никто не воспитывал, никто не наказывал, ни с кем он не делился. И было этому мальчику очень грустно. Однажды он отправился на берег моря. И вдруг ему навстречу вышел седой старик. И был очень старый, но очень мудрый.
– Куда ты идешь? – спросил старик.
– Я иду искать место, где мне не будет так одиноко.
– Я знаю, как тебе помочь. Идем со мной, – предложил старик. Он привел мальчика в свой дом, где жили его дети, внуки, правнуки.
– Посмотри! – сказал старик. – Все мы живем в одном доме, вместе радуемся, весте грустим, вместе едим то, что дала нам природа, помогаем друг другу. Оставайся! Я буду тебе дедом, мой сын и его жена станут тебе отцом и матерью, а мои внуки будут тебе братьями и сестрами.
Мальчик остался, и через некоторое время понял, что только теперь научился радоваться и стал по-настоящему счастливым. А произошло это потому, что у него появилась – ? Мы узнаем, разгадав кроссворд.

По горизонтали:

1. В семье две девочки. Кто они по отношению друг к другу? (Сестры)
2. Отец папы (Дедушка).
3. Мама – жена, а папа – (муж)
4. В семье два мальчика. Кто они по отношению друг к другу? (Братья)
5. Брат папы (Дядя)

– Посмотрите, какое слово получилось по вертикали? (Семья)

– А как одним словом назовём всех членов семьи? (Родственники) СЕМЬЯ.

В семье каждый из нас имеет множество воплощений. Я – жена, мать, сестра, дочь, тетя, племянница… А теперь мы посмотрим, знаете ли вы своих родственников, и кто кому кем приходится.

Игра « Кто кому кто?»

– Даша, ты кто для мамы? (Дочь)
– Женя, кто называет тебя сыном? (Папа)
– Кирилл, ты кто для бабушки? (Внук)
– Настя, у папы есть мама. Кто она тебе? (Бабушка)
– Серёжа, у мамы есть сестра. Кто она тебе? (Тетя)
– Ангелина, у маминой сестры есть дети: сын и дочь. Кто они тебе? (Двоюродные братья и сестры)

Работа в парах. Игра «Найди пару»

 

БАБУШКА

ВНУЧКА

ОТЕЦ

ДОЧЬ

БРАТ

СЕСТРА

ТЕТЯ

ПЛЕМЯННИЦА

Работа в группах.
В старину на Руси жили большими семьями, все друг другу помогали, малыши старость уважали, а старики малых жалели. Вместе ели и пили,  только не тужили.

Заполни пропуски.

Хранительница семейного очага – ...
Наследник рода – ...
Дитя родителей, но не сын – ...
Сын брата – ...
Мама папы – ...
Тетя – это сестра мамы или …

Мама, сын, племянник, свекровь, дочь, папы. 

– Теперь послушайте одну легенду.

В давние времена жила одна семья, и в ней царили мир, любовь и согласие. Молва долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?». Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился: на листе было написано сто раз одно и то же слово.
– Какое слово написал старец? Обоснуйте свой ответ.  

 (На листе было написано слово «понимание»)

Вывод.Умение ладить с собой и с людьми – это самое ценное качество в человеке. Семья – наш общий дом. Когда дом наполнен улыбками, взаимопониманием, в нём тепло и уютно всем. Все чувствуют себя хорошо и комфортно.

– А теперь заглянем в будущее. Представьте себя в роли папы (мамы), бабушки (дедушки). Какими вы себя видите? Как бы вы хотели, чтобы к вам относились ваши близкие? О семье составлено много пословиц и поговорок. Давайте вспомним их. Сейчас вам надо закончить пословицу.

  • Семья крепка (ладом).
  • В родной семье и каша (гуще).
  • Вся семья вместе, так и душа на (месте).
  • Дитятко, что тесто: как замесил, так и (выросло).
  • Зачем клад, коли в семье (лад).
  • Русский человек без родни не (живет).

Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слезы и смех,
Взлет и падение, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.

«Школьная семья»

Видите как здорово, когда есть семья. А можно наш класс назвать семьей?
У нас с вами тоже школьная семья. И впереди год совместной учебы, жизни. И как в любой семье нам тоже нужны: тепло, уважение, уют… Мы тоже будем заботиться друг о друге и помогать друг другу. А значит у каждого из нас, будут свои обязанности.
 – Каковы ваши обязанности в семье?
 – Точно так же у нас в классе – никто за нас не придет и не наведет порядок, никто не может учиться за нас, заботиться друг о друге. Каждый из нас может внести свой вклад, чтобы в нашей школьной семье было тепло, уютно. А для этого давайте прочитаем правила, которые лежат у вас на партах и будем по ним жить.
Мы будем

  • Называть друг друга по именам.
  • Защищать наших друзей, если их обижают.
  • Помогать им в беде.
  • Помогать им в учебе.

Мы не будем

  • Грубить друг другу.
  • Пускать в ход кулаки.
  • Говорить друзьям обидные слова.

8. Итог урока. Рефлексия

Учитель:За что вы можете сегодня похвалить себя? В чем вы были успешны? Что получилось? Что не получилось? Чем интересен был урок?
– Что же такое семья? (Близкие родственники, живущие вместе)
– Чем для вас является семья? (Самое дорогое, что у нас есть)
– Хорошо, когда в семье все быстро и дружно справляются с домашними делами и остается свободное время для любимого занятия. А во многих семьях принято свободное время проводить вместе: обмениваться новостями, обсуждать события, слушать музыку, смотреть любимую телепередачу, играть, шутить, вместе гулять. Я желаю, чтобы в ваших семьях всегда был мир и понимание. Берегите своих близких, любите свои семьи.

Звучит песня в исполнении Л.Лещенко “Родительский дом”.

 

 

 

  

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»