Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 53
Конспект урока по окружающему миру
в 4 классе
«Дом, в котором мы живем»
подготовила учитель начальных классов
Сахатова Галина Геннадьевна
г Санкт – Петербург
2013 г.
Тема: Дом, в котором мы живём.
Цель: повторить изученный материал по основным разделам учебника А.А.
Плешакова «Окружающий мир» 4 класса.
Оборудование: сигнальные линейки, схемы, карточки с заданиями, рисунки детей, картинки с изображением растений и животных, наборы «Полезные ископаемые»
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Вводная часть.
- Сегодня у нас не совсем обычный урок природоведения. Это будет урок-игра, но в то же самое время урок повторения изученного материала и проверки ваших знаний, того багажа, который вы сумели накопить за этот год обучения в школе и который дальше вам, несомненно, пригодится.
Был, говорят, где-то случай такой.
Ехали люди с работы домой.
Только доехали, вдруг — чудеса:
Все позабыли свои адреса.
Ищут, волнуются, смотрят кругом,
Где эта улица? Где этот дом?
Ищут водители: «Где наш гараж?»
Мечутся жители: «Где наш этаж?»
Все перепуталось, все заблудилось!
К счастью, такое лишь в сказке случилось.
Я рассказала про это нарочно,
Чтобы проверить, знаешь ли точно,
Где ты живешь?
Где построен твой дом?
И хорошо ли ты с домом знаком?
- А вы, ребята, знаете свой адрес?
- В каком городе, стране, материке, планете, системе?
- А теперь назовите полный адрес. (г. Санкт-Петербург, , страна Россия, материк Евразия, планета Земля, Солнечная система)
1 тур нашей игры будет называться«Солнечная система».
- За каждый правильный ответ вы будете получать по 1 жетону. За каждый дополнительный ответ - дополнительный жетон. В конце игры мы подведём итоги и определим победителя.
Итак, вооружитесь сигнальной линейкой и прослушайте первый вопрос.
1.Что такое Солнце?
Дано 3 варианта ответа:
1. звезда,
2. планета,
3. комета.
Что вы знаете об этой звезде? (ответы детей)
- Слушаем второй вопрос.
2.Сколько планет образуют Солнечную систему?
- Назовите их, расположите на схеме в порядке удаления от Солнца.
Планеты у Солнца танцуют как дети:
Меркурий заводит их хоровод.
Чуть дальше Венера в пространстве плывёт.
Встречаем мы Землю рядом с Луною.
И огненный Марс, что кружит за Землёю.
За ними - Юпитер, из всех великан.
И дальше Сатурн с кольцами видится нам.
Последних три едва различимы.
Мрачны и холодны, но их отличим мы.
Уран и Нептун, и кроха Плутон.
- А теперь снова вооружитесь сигнальными карточками.
3.Какая планета самая маленькая в Солнечной системе?
Расскажите, что вы о ней знаете.
4. Какая планета самая тяжёлая?
5. Какая планета из 9 планет Солнечной системы самая яркая?
6. Какая из планет внешне больше всего похожа на Землю?
7. «Окольцованная» планета.
8. Планета, носящая имя римского бога морей.
9. Планета, вращающаяся быстрее всех других планет.
10. Какая планета содержит в атмосфере газ метан?
11. На какой из этих 9 планет существует жизнь?
Есть только одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных.
Лишь на ней одной увидишь-
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В реку смотрят удивлённо.
Береги свою планету.
Ведь другой на свете нету!
- Следующий тур называется«Планета Земля»
1. Какую форму имеет планета Земля?
1. шар
2. круг
3. овал.
2. Какой предмет передаёт форму Земли?
1. карта
2. глобус
3. фото
Чем отличается глобус от карты и фото?
Если мы посмотрим на карту полушарий и глобус, то увидим, что большая часть покрыта водой – 2/3 планеты.
3. Как называются эти огромные пространства?
1. озёра
2. моря
3. океаны
4. На сколько океанов поделён весь Мировой океан?
Назовите их. Покажите на карте полушарий.
5. Какой океан занимает первое место по площади?
Как его называют по-другому?
1. Северный Ледовитый
2. Тихий
3. Атлантический
4. Индийский
6. Какой океан самый маленький?
7. Какой океан омывает нашу страну с севера?
Вы сказали, что наша страна находится на материке Евразия.
8. Что такое материк?
1. низменность
2. возвышенность
3. суша, окружённая водой
9. Сколько всего материков?
Назовите и покажите каждый из них.
1. Евразия
2. Африка
3. Северная Америка
4. Южная Америка
5. Австралия
6. Антарктида
10. Самый маленький по площади материк.
11. Самый большой материк.
12. На каком материке нет постоянных жителей?
- Наша страна занимает большую часть Евразии. Она простирается на тысячи километров с севера на юг, с запада на восток. А коль такая огромная территория, то и природа в разных её частях различна. В направлении с севера на юг её сменяет несколько природных зон.
Наш следующий тур«Природные зоны»
1. Сколько природных зон находится на территории нашей страны?
Назовите их.
(По мере называния зон на доску прикрепляются рисунки.)
2. Определите по описанию природную зону.
1.Поверхность этой территории покрыта песчаными барханами. Здесь редко бывают дожди. Лето продолжительное, сухое. Зима короткая, но холодная. Что это?
2. Это безлесая заболоченная равнина на севере страны. Природа здесь суровая. Зима ветреная, холодная с морозами ниже -50о, длится 8-9 месяцев. Снега немного. Земля промерзает на большую глубину.
3. Эта зона занимает большую часть территории России. Здесь хорошо выражено четыре времени года. Продолжительность дня уменьшается от лета к зиме. Осадков выпадает достаточное количество в виде дождя и снега. Много водоёмов. Почвы подзолистые, в заболоченных местах торфяные.
4.Солнце здесь никогда не поднимается высоко над горизонтом. Его лучи скользят по поверхности Земли, давая очень мало тепла. Несколько месяцев подряд длится ночь, а несколько месяцев – день. Здесь дуют сильные ветры, бушует пурга, температура понижается до -60о. Тем не менее в этой природной зоне есть живые существа.
5.В этой зоне обширные безлесые пространства, на которых растут травянистые растения. Погода летом сухая, солнечная. Дожди имеют ливневый характер. Часто дуют иссушающие ветры. Зима короткая, на достаточно холодная. Снежный покров невелик.
3. Назовите изображённые на рисунках растения и животные и расположите их по природным зонам.
(тюльпан, дудник, полярный мак, солянка, ягель, саксаул, карликовая берёза, сосна, верблюжья колючка, ковыль, брусника, полынь, морж, суслик, ушастый ёж, соболь, сайгак, северный олень, тюлень, джейран, серая куропатка, волк, песец, белый медведь, беркут, саджа, серый журавль, дрофа, благородный олень)
4. А теперь несколько вопросов на эрудицию.
Если вы согласны с утверждением, то поднимаете зелёный кружок, если нет, то – красный.
1. Верно ли, что у верблюда длинные густые ресницы?
2. У карликовой берёзы корни длиннее, чем у верблюжьей колючки.
3. Розовая чайка и белый журавль живут в тундре.
4. дрофа самая большая летающая птица.
5. Сайгак держится в сотенных и даже тысячных стадах и кормится на ходу.
6. Лемминг впадает в спячку.
7. Грибы могут быть ростом с дерево.
5. А сейчас ваша задача очень внимательно прослушать рассказ охотника и найти в нём ошибки.
Это было в тайге. Охотники 5 дней гонялись за сайгаком, изнемогая от 50о жары и зноя. Поддерживая друг друга, обжигая ноги о раскалённый песок и камни, они едва добрели до большой реки бросились в воду. Долго плавали, а потом укрылись под пальмами. Они решили построить плот из стволов саксаула и благополучно добрались до ближайшего селения.
6.В какой зоне находится тайга?
7.А в какой зоне мы с вами живём?
Верно, в зоне лесов находится наш с вами дом. Но не только у людей есть свой дом. Дом есть и у растений, и у животных. И называется он природное сообщество.
- Следующий тур нашей игры так и называется«Природные сообщества»
А какие природные сообщества вы знаете?
(По мере называния зон на доску прикрепляются таблицы «Лес», «Луг», «Водоём».)
- Я буду показывать вам картинки с изображением растений и животных, а вы должны их правильно назвать и «поселить» в то или иное сообщество.
- Каких ещё жителей этих сообществ вы знаете?
(ответы детей)
- А теперь посмотрите на таблички и скажите, какой объект природы «лишний» в каждой группе? Докажите правильность своего суждения.
1. цапля 1. нивяник 1. сон-трава
2. рак 2. бабочка 2. копытень
3. тростник 3. шмель 3. ландыш
4. кубышка 4.рогоз 4.берёза
5. бобр 5. тимофеевка 5. белый гриб
6. лягушка 6. пчела 6. белка летяга
7. щука 7. мятлик 7. глухарь
8. мышиный горошек 8. кузнечик 8. медведь
9. стрекоза 9. трясогузка 9. клевер
- - Скажите, почему лес, луг и водоём называют природными сообществами?
Может ли в одном из них нарушиться равновесие?
Приведите примеры.
( выловили раков – появились больные рыбы, выловили двустворчатых моллюсков –вода стала мутной, исчезли божьи коровки – появилась тля,
вырубили кустарники – исчезли птицы – погиб лес)
Чтоб не умер Арал,
Был бы чистым Байкал
И зелёным остался бы лес,
Берегите природу!
И подарит она
Вам огромное поле чудес!
- Но не только наш дом, наша страна богата большим разнообразием животных и растений. В её недрах скрыты огромные запасы полезных ископаемых.
Следующий тур«Полезные ископаемые».
Вашему вниманию я предлагаю загадки. Вам нужно их разгадать и найти эти
отгадки у себя на лотках.
1. Он очень прочен и упруг,
Строителям — надежный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны. (гранит)
2. Этот мастер белый-белый
В школе не лежит без дела:
Пробегает по доске,
Оставляет белый след.(известняк)
3. Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже. (песок)
4. Без нее не побежит
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это? (нефть)
5. Росли на болоте растения,
Стали топливом и удобрением. (торф)
6. Он черный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
Он несет в дома тепло,
От него кругом светло,
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали. (каменный уголь)
7. Она варилась долго
В доменной печи,
На славу получились
Ножницы, ключи. (железняк)
8. Накухне у мамы помощник отличный.
Онсиним цветком расцветает от спички. (природный газ)
- Почему люди назвали эти ископаемые полезными?
Где их используют?
Какие полезные ископаемые вы ещё знаете?(ответы детей)
- Все эти полезные ископаемые люди широко используют в народном хозяйстве. Поэтому их постоянно ищут, добывают и перерабатывают. Но запасы полезных ископаемых хоть и огромны, но не безграничны. Поэтому их нужно беречь и экономно использовать.
Итог урока.
На этом наш урок подходит к концу. Пока жюри подводит итоги, я хочу прочесть вам стихотворение, которое является нам с вами заветом.
Любите родную природу —
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живем мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей!
Использованная литература:
Е.М.Елизарова «Клуб почемучек».- В: «Учитель», 2001
Учебник А.А. Плешаков «Окружающий мир. 4 класс»- М: «Просвещение», 2008г
А.А. Плешаков «Зелёные страницы»- М: «Просвещение», 2008
А.А. Плешаков, А.А. Румянцев «Великан на поляне, или первые уроки
экологической этики»- М: «Просвещение», 2000
Г. Н. Решетникова «Занимательный материал к урокам».-В: «Учитель», 2000
Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 53
Конспект урока по окружающему миру
в 4 классе
«Дом, в котором мы живем»
подготовила учитель начальных классов
Сахатова Галина Геннадьевна
г Санкт – Петербург
2013 г.
Тема: Дом, в котором мы живём.
Цель: повторить изученный материал по основным разделам учебника А.А.
Плешакова «Окружающий мир» 4 класса.
Оборудование: сигнальные линейки, схемы, карточки с заданиями, рисунки детей, картинки с изображением растений и животных, наборы «Полезные ископаемые»
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Вводная часть.
- Сегодня у нас не совсем обычный урок природоведения. Это будет урок-игра, но в то же самое время урок повторения изученного материала и проверки ваших знаний, того багажа, который вы сумели накопить за этот год обучения в школе и который дальше вам, несомненно, пригодится.
Был, говорят, где-то случай такой.
Ехали люди с работы домой.
Только доехали, вдруг — чудеса:
Все позабыли свои адреса.
Ищут, волнуются, смотрят кругом,
Где эта улица? Где этот дом?
Ищут водители: «Где наш гараж?»
Мечутся жители: «Где наш этаж?»
Все перепуталось, все заблудилось!
К счастью, такое лишь в сказке случилось.
Я рассказала про это нарочно,
Чтобы проверить, знаешь ли точно,
Где ты живешь?
Где построен твой дом?
И хорошо ли ты с домом знаком?
- А вы, ребята, знаете свой адрес?
- В каком городе, стране, материке, планете, системе?
- А теперь назовите полный адрес. (г. Санкт-Петербург, , страна Россия, материк Евразия, планета Земля, Солнечная система)
1 тур нашей игры будет называться«Солнечная система».
- За каждый правильный ответ вы будете получать по 1 жетону. За каждый дополнительный ответ - дополнительный жетон. В конце игры мы подведём итоги и определим победителя.
Итак, вооружитесь сигнальной линейкой и прослушайте первый вопрос.
1.Что такое Солнце?
Дано 3 варианта ответа:
1. звезда,
2. планета,
3. комета.
Что вы знаете об этой звезде? (ответы детей)
- Слушаем второй вопрос.
2.Сколько планет образуют Солнечную систему?
- Назовите их, расположите на схеме в порядке удаления от Солнца.
Планеты у Солнца танцуют как дети:
Меркурий заводит их хоровод.
Чуть дальше Венера в пространстве плывёт.
Встречаем мы Землю рядом с Луною.
И огненный Марс, что кружит за Землёю.
За ними - Юпитер, из всех великан.
И дальше Сатурн с кольцами видится нам.
Последних три едва различимы.
Мрачны и холодны, но их отличим мы.
Уран и Нептун, и кроха Плутон.
- А теперь снова вооружитесь сигнальными карточками.
3.Какая планета самая маленькая в Солнечной системе?
Расскажите, что вы о ней знаете.
4. Какая планета самая тяжёлая?
5. Какая планета из 9 планет Солнечной системы самая яркая?
6. Какая из планет внешне больше всего похожа на Землю?
7. «Окольцованная» планета.
8. Планета, носящая имя римского бога морей.
9. Планета, вращающаяся быстрее всех других планет.
10. Какая планета содержит в атмосфере газ метан?
11. На какой из этих 9 планет существует жизнь?
Есть только одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных.
Лишь на ней одной увидишь-
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В реку смотрят удивлённо.
Береги свою планету.
Ведь другой на свете нету!
- Следующий тур называется«Планета Земля»
1. Какую форму имеет планета Земля?
1. шар
2. круг
3. овал.
2. Какой предмет передаёт форму Земли?
1. карта
2. глобус
3. фото
Чем отличается глобус от карты и фото?
Если мы посмотрим на карту полушарий и глобус, то увидим, что большая часть покрыта водой – 2/3 планеты.
3. Как называются эти огромные пространства?
1. озёра
2. моря
3. океаны
4. На сколько океанов поделён весь Мировой океан?
Назовите их. Покажите на карте полушарий.
5. Какой океан занимает первое место по площади?
Как его называют по-другому?
1. Северный Ледовитый
2. Тихий
3. Атлантический
4. Индийский
6. Какой океан самый маленький?
7. Какой океан омывает нашу страну с севера?
Вы сказали, что наша страна находится на материке Евразия.
8. Что такое материк?
1. низменность
2. возвышенность
3. суша, окружённая водой
9. Сколько всего материков?
Назовите и покажите каждый из них.
1. Евразия
2. Африка
3. Северная Америка
4. Южная Америка
5. Австралия
6. Антарктида
10. Самый маленький по площади материк.
11. Самый большой материк.
12. На каком материке нет постоянных жителей?
- Наша страна занимает большую часть Евразии. Она простирается на тысячи километров с севера на юг, с запада на восток. А коль такая огромная территория, то и природа в разных её частях различна. В направлении с севера на юг её сменяет несколько природных зон.
Наш следующий тур«Природные зоны»
1. Сколько природных зон находится на территории нашей страны?
Назовите их.
(По мере называния зон на доску прикрепляются рисунки.)
2. Определите по описанию природную зону.
1.Поверхность этой территории покрыта песчаными барханами. Здесь редко бывают дожди. Лето продолжительное, сухое. Зима короткая, но холодная. Что это?
2. Это безлесая заболоченная равнина на севере страны. Природа здесь суровая. Зима ветреная, холодная с морозами ниже -50о, длится 8-9 месяцев. Снега немного. Земля промерзает на большую глубину.
3. Эта зона занимает большую часть территории России. Здесь хорошо выражено четыре времени года. Продолжительность дня уменьшается от лета к зиме. Осадков выпадает достаточное количество в виде дождя и снега. Много водоёмов. Почвы подзолистые, в заболоченных местах торфяные.
4.Солнце здесь никогда не поднимается высоко над горизонтом. Его лучи скользят по поверхности Земли, давая очень мало тепла. Несколько месяцев подряд длится ночь, а несколько месяцев – день. Здесь дуют сильные ветры, бушует пурга, температура понижается до -60о. Тем не менее в этой природной зоне есть живые существа.
5.В этой зоне обширные безлесые пространства, на которых растут травянистые растения. Погода летом сухая, солнечная. Дожди имеют ливневый характер. Часто дуют иссушающие ветры. Зима короткая, на достаточно холодная. Снежный покров невелик.
3. Назовите изображённые на рисунках растения и животные и расположите их по природным зонам.
(тюльпан, дудник, полярный мак, солянка, ягель, саксаул, карликовая берёза, сосна, верблюжья колючка, ковыль, брусника, полынь, морж, суслик, ушастый ёж, соболь, сайгак, северный олень, тюлень, джейран, серая куропатка, волк, песец, белый медведь, беркут, саджа, серый журавль, дрофа, благородный олень)
4. А теперь несколько вопросов на эрудицию.
Если вы согласны с утверждением, то поднимаете зелёный кружок, если нет, то – красный.
1. Верно ли, что у верблюда длинные густые ресницы?
2. У карликовой берёзы корни длиннее, чем у верблюжьей колючки.
3. Розовая чайка и белый журавль живут в тундре.
4. дрофа самая большая летающая птица.
5. Сайгак держится в сотенных и даже тысячных стадах и кормится на ходу.
6. Лемминг впадает в спячку.
7. Грибы могут быть ростом с дерево.
5. А сейчас ваша задача очень внимательно прослушать рассказ охотника и найти в нём ошибки.
Это было в тайге. Охотники 5 дней гонялись за сайгаком, изнемогая от 50о жары и зноя. Поддерживая друг друга, обжигая ноги о раскалённый песок и камни, они едва добрели до большой реки бросились в воду. Долго плавали, а потом укрылись под пальмами. Они решили построить плот из стволов саксаула и благополучно добрались до ближайшего селения.
6.В какой зоне находится тайга?
7.А в какой зоне мы с вами живём?
Верно, в зоне лесов находится наш с вами дом. Но не только у людей есть свой дом. Дом есть и у растений, и у животных. И называется он природное сообщество.
- Следующий тур нашей игры так и называется«Природные сообщества»
А какие природные сообщества вы знаете?
(По мере называния зон на доску прикрепляются таблицы «Лес», «Луг», «Водоём».)
- Я буду показывать вам картинки с изображением растений и животных, а вы должны их правильно назвать и «поселить» в то или иное сообщество.
- Каких ещё жителей этих сообществ вы знаете?
(ответы детей)
- А теперь посмотрите на таблички и скажите, какой объект природы «лишний» в каждой группе? Докажите правильность своего суждения.
1. цапля 1. нивяник 1. сон-трава
2. рак 2. бабочка 2. копытень
3. тростник 3. шмель 3. ландыш
4. кубышка 4.рогоз 4.берёза
5. бобр 5. тимофеевка 5. белый гриб
6. лягушка 6. пчела 6. белка летяга
7. щука 7. мятлик 7. глухарь
8. мышиный горошек 8. кузнечик 8. медведь
9. стрекоза 9. трясогузка 9. клевер
- - Скажите, почему лес, луг и водоём называют природными сообществами?
Может ли в одном из них нарушиться равновесие?
Приведите примеры.
( выловили раков – появились больные рыбы, выловили двустворчатых моллюсков –вода стала мутной, исчезли божьи коровки – появилась тля,
вырубили кустарники – исчезли птицы – погиб лес)
Чтоб не умер Арал,
Был бы чистым Байкал
И зелёным остался бы лес,
Берегите природу!
И подарит она
Вам огромное поле чудес!
- Но не только наш дом, наша страна богата большим разнообразием животных и растений. В её недрах скрыты огромные запасы полезных ископаемых.
Следующий тур«Полезные ископаемые».
Вашему вниманию я предлагаю загадки. Вам нужно их разгадать и найти эти
отгадки у себя на лотках.
1. Он очень прочен и упруг,
Строителям — надежный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны. (гранит)
2. Этот мастер белый-белый
В школе не лежит без дела:
Пробегает по доске,
Оставляет белый след.(известняк)
3. Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже. (песок)
4. Без нее не побежит
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это? (нефть)
5. Росли на болоте растения,
Стали топливом и удобрением. (торф)
6. Он черный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
Он несет в дома тепло,
От него кругом светло,
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали. (каменный уголь)
7. Она варилась долго
В доменной печи,
На славу получились
Ножницы, ключи. (железняк)
8. Накухне у мамы помощник отличный.
Онсиним цветком расцветает от спички. (природный газ)
- Почему люди назвали эти ископаемые полезными?
Где их используют?
Какие полезные ископаемые вы ещё знаете?(ответы детей)
- Все эти полезные ископаемые люди широко используют в народном хозяйстве. Поэтому их постоянно ищут, добывают и перерабатывают. Но запасы полезных ископаемых хоть и огромны, но не безграничны. Поэтому их нужно беречь и экономно использовать.
Итог урока.
На этом наш урок подходит к концу. Пока жюри подводит итоги, я хочу прочесть вам стихотворение, которое является нам с вами заветом.
Любите родную природу —
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живем мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей!
Использованная литература:
Е.М.Елизарова «Клуб почемучек».- В: «Учитель», 2001
Учебник А.А. Плешаков «Окружающий мир. 4 класс»- М: «Просвещение», 2008г
А.А. Плешаков «Зелёные страницы»- М: «Просвещение», 2008
А.А. Плешаков, А.А. Румянцев «Великан на поляне, или первые уроки
экологической этики»- М: «Просвещение», 2000
Г. Н. Решетникова «Занимательный материал к урокам».-В: «Учитель», 2000
Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 53
Конспект урока по окружающему миру
в 4 классе
«Дом, в котором мы живем»
подготовила учитель начальных классов
Сахатова Галина Геннадьевна
г Санкт – Петербург
2013 г.
Тема: Дом, в котором мы живём.
Цель: повторить изученный материал по основным разделам учебника А.А.
Плешакова «Окружающий мир» 4 класса.
Оборудование: сигнальные линейки, схемы, карточки с заданиями, рисунки детей, картинки с изображением растений и животных, наборы «Полезные ископаемые»
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Вводная часть.
- Сегодня у нас не совсем обычный урок природоведения. Это будет урок-игра, но в то же самое время урок повторения изученного материала и проверки ваших знаний, того багажа, который вы сумели накопить за этот год обучения в школе и который дальше вам, несомненно, пригодится.
Был, говорят, где-то случай такой.
Ехали люди с работы домой.
Только доехали, вдруг — чудеса:
Все позабыли свои адреса.
Ищут, волнуются, смотрят кругом,
Где эта улица? Где этот дом?
Ищут водители: «Где наш гараж?»
Мечутся жители: «Где наш этаж?»
Все перепуталось, все заблудилось!
К счастью, такое лишь в сказке случилось.
Я рассказала про это нарочно,
Чтобы проверить, знаешь ли точно,
Где ты живешь?
Где построен твой дом?
И хорошо ли ты с домом знаком?
- А вы, ребята, знаете свой адрес?
- В каком городе, стране, материке, планете, системе?
- А теперь назовите полный адрес. (г. Санкт-Петербург, , страна Россия, материк Евразия, планета Земля, Солнечная система)
1 тур нашей игры будет называться«Солнечная система».
- За каждый правильный ответ вы будете получать по 1 жетону. За каждый дополнительный ответ - дополнительный жетон. В конце игры мы подведём итоги и определим победителя.
Итак, вооружитесь сигнальной линейкой и прослушайте первый вопрос.
1.Что такое Солнце?
Дано 3 варианта ответа:
1. звезда,
2. планета,
3. комета.
Что вы знаете об этой звезде? (ответы детей)
- Слушаем второй вопрос.
2.Сколько планет образуют Солнечную систему?
- Назовите их, расположите на схеме в порядке удаления от Солнца.
Планеты у Солнца танцуют как дети:
Меркурий заводит их хоровод.
Чуть дальше Венера в пространстве плывёт.
Встречаем мы Землю рядом с Луною.
И огненный Марс, что кружит за Землёю.
За ними - Юпитер, из всех великан.
И дальше Сатурн с кольцами видится нам.
Последних три едва различимы.
Мрачны и холодны, но их отличим мы.
Уран и Нептун, и кроха Плутон.
- А теперь снова вооружитесь сигнальными карточками.
3.Какая планета самая маленькая в Солнечной системе?
Расскажите, что вы о ней знаете.
4. Какая планета самая тяжёлая?
5. Какая планета из 9 планет Солнечной системы самая яркая?
6. Какая из планет внешне больше всего похожа на Землю?
7. «Окольцованная» планета.
8. Планета, носящая имя римского бога морей.
9. Планета, вращающаяся быстрее всех других планет.
10. Какая планета содержит в атмосфере газ метан?
11. На какой из этих 9 планет существует жизнь?
Есть только одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных.
Лишь на ней одной увидишь-
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В реку смотрят удивлённо.
Береги свою планету.
Ведь другой на свете нету!
- Следующий тур называется«Планета Земля»
1. Какую форму имеет планета Земля?
1. шар
2. круг
3. овал.
2. Какой предмет передаёт форму Земли?
1. карта
2. глобус
3. фото
Чем отличается глобус от карты и фото?
Если мы посмотрим на карту полушарий и глобус, то увидим, что большая часть покрыта водой – 2/3 планеты.
3. Как называются эти огромные пространства?
1. озёра
2. моря
3. океаны
4. На сколько океанов поделён весь Мировой океан?
Назовите их. Покажите на карте полушарий.
5. Какой океан занимает первое место по площади?
Как его называют по-другому?
1. Северный Ледовитый
2. Тихий
3. Атлантический
4. Индийский
6. Какой океан самый маленький?
7. Какой океан омывает нашу страну с севера?
Вы сказали, что наша страна находится на материке Евразия.
8. Что такое материк?
1. низменность
2. возвышенность
3. суша, окружённая водой
9. Сколько всего материков?
Назовите и покажите каждый из них.
1. Евразия
2. Африка
3. Северная Америка
4. Южная Америка
5. Австралия
6. Антарктида
10. Самый маленький по площади материк.
11. Самый большой материк.
12. На каком материке нет постоянных жителей?
- Наша страна занимает большую часть Евразии. Она простирается на тысячи километров с севера на юг, с запада на восток. А коль такая огромная территория, то и природа в разных её частях различна. В направлении с севера на юг её сменяет несколько природных зон.
Наш следующий тур«Природные зоны»
1. Сколько природных зон находится на территории нашей страны?
Назовите их.
(По мере называния зон на доску прикрепляются рисунки.)
2. Определите по описанию природную зону.
1.Поверхность этой территории покрыта песчаными барханами. Здесь редко бывают дожди. Лето продолжительное, сухое. Зима короткая, но холодная. Что это?
2. Это безлесая заболоченная равнина на севере страны. Природа здесь суровая. Зима ветреная, холодная с морозами ниже -50о, длится 8-9 месяцев. Снега немного. Земля промерзает на большую глубину.
3. Эта зона занимает большую часть территории России. Здесь хорошо выражено четыре времени года. Продолжительность дня уменьшается от лета к зиме. Осадков выпадает достаточное количество в виде дождя и снега. Много водоёмов. Почвы подзолистые, в заболоченных местах торфяные.
4.Солнце здесь никогда не поднимается высоко над горизонтом. Его лучи скользят по поверхности Земли, давая очень мало тепла. Несколько месяцев подряд длится ночь, а несколько месяцев – день. Здесь дуют сильные ветры, бушует пурга, температура понижается до -60о. Тем не менее в этой природной зоне есть живые существа.
5.В этой зоне обширные безлесые пространства, на которых растут травянистые растения. Погода летом сухая, солнечная. Дожди имеют ливневый характер. Часто дуют иссушающие ветры. Зима короткая, на достаточно холодная. Снежный покров невелик.
3. Назовите изображённые на рисунках растения и животные и расположите их по природным зонам.
(тюльпан, дудник, полярный мак, солянка, ягель, саксаул, карликовая берёза, сосна, верблюжья колючка, ковыль, брусника, полынь, морж, суслик, ушастый ёж, соболь, сайгак, северный олень, тюлень, джейран, серая куропатка, волк, песец, белый медведь, беркут, саджа, серый журавль, дрофа, благородный олень)
4. А теперь несколько вопросов на эрудицию.
Если вы согласны с утверждением, то поднимаете зелёный кружок, если нет, то – красный.
1. Верно ли, что у верблюда длинные густые ресницы?
2. У карликовой берёзы корни длиннее, чем у верблюжьей колючки.
3. Розовая чайка и белый журавль живут в тундре.
4. дрофа самая большая летающая птица.
5. Сайгак держится в сотенных и даже тысячных стадах и кормится на ходу.
6. Лемминг впадает в спячку.
7. Грибы могут быть ростом с дерево.
5. А сейчас ваша задача очень внимательно прослушать рассказ охотника и найти в нём ошибки.
Это было в тайге. Охотники 5 дней гонялись за сайгаком, изнемогая от 50о жары и зноя. Поддерживая друг друга, обжигая ноги о раскалённый песок и камни, они едва добрели до большой реки бросились в воду. Долго плавали, а потом укрылись под пальмами. Они решили построить плот из стволов саксаула и благополучно добрались до ближайшего селения.
6.В какой зоне находится тайга?
7.А в какой зоне мы с вами живём?
Верно, в зоне лесов находится наш с вами дом. Но не только у людей есть свой дом. Дом есть и у растений, и у животных. И называется он природное сообщество.
- Следующий тур нашей игры так и называется«Природные сообщества»
А какие природные сообщества вы знаете?
(По мере называния зон на доску прикрепляются таблицы «Лес», «Луг», «Водоём».)
- Я буду показывать вам картинки с изображением растений и животных, а вы должны их правильно назвать и «поселить» в то или иное сообщество.
- Каких ещё жителей этих сообществ вы знаете?
(ответы детей)
- А теперь посмотрите на таблички и скажите, какой объект природы «лишний» в каждой группе? Докажите правильность своего суждения.
1. цапля 1. нивяник 1. сон-трава
2. рак 2. бабочка 2. копытень
3. тростник 3. шмель 3. ландыш
4. кубышка 4.рогоз 4.берёза
5. бобр 5. тимофеевка 5. белый гриб
6. лягушка 6. пчела 6. белка летяга
7. щука 7. мятлик 7. глухарь
8. мышиный горошек 8. кузнечик 8. медведь
9. стрекоза 9. трясогузка 9. клевер
- - Скажите, почему лес, луг и водоём называют природными сообществами?
Может ли в одном из них нарушиться равновесие?
Приведите примеры.
( выловили раков – появились больные рыбы, выловили двустворчатых моллюсков –вода стала мутной, исчезли божьи коровки – появилась тля,
вырубили кустарники – исчезли птицы – погиб лес)
Чтоб не умер Арал,
Был бы чистым Байкал
И зелёным остался бы лес,
Берегите природу!
И подарит она
Вам огромное поле чудес!
- Но не только наш дом, наша страна богата большим разнообразием животных и растений. В её недрах скрыты огромные запасы полезных ископаемых.
Следующий тур«Полезные ископаемые».
Вашему вниманию я предлагаю загадки. Вам нужно их разгадать и найти эти
отгадки у себя на лотках.
1. Он очень прочен и упруг,
Строителям — надежный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны. (гранит)
2. Этот мастер белый-белый
В школе не лежит без дела:
Пробегает по доске,
Оставляет белый след.(известняк)
3. Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже. (песок)
4. Без нее не побежит
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это? (нефть)
5. Росли на болоте растения,
Стали топливом и удобрением. (торф)
6. Он черный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
Он несет в дома тепло,
От него кругом светло,
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали. (каменный уголь)
7. Она варилась долго
В доменной печи,
На славу получились
Ножницы, ключи. (железняк)
8. Накухне у мамы помощник отличный.
Онсиним цветком расцветает от спички. (природный газ)
- Почему люди назвали эти ископаемые полезными?
Где их используют?
Какие полезные ископаемые вы ещё знаете?(ответы детей)
- Все эти полезные ископаемые люди широко используют в народном хозяйстве. Поэтому их постоянно ищут, добывают и перерабатывают. Но запасы полезных ископаемых хоть и огромны, но не безграничны. Поэтому их нужно беречь и экономно использовать.
Итог урока.
На этом наш урок подходит к концу. Пока жюри подводит итоги, я хочу прочесть вам стихотворение, которое является нам с вами заветом.
Любите родную природу —
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живем мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей!
Использованная литература:
Е.М.Елизарова «Клуб почемучек».- В: «Учитель», 2001
Учебник А.А. Плешаков «Окружающий мир. 4 класс»- М: «Просвещение», 2008г
А.А. Плешаков «Зелёные страницы»- М: «Просвещение», 2008
А.А. Плешаков, А.А. Румянцев «Великан на поляне, или первые уроки
экологической этики»- М: «Просвещение», 2000
Г. Н. Решетникова «Занимательный материал к урокам».-В: «Учитель», 2000
Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 53
Конспект урока по окружающему миру
в 4 классе
«Дом, в котором мы живем»
подготовила учитель начальных классов
Сахатова Галина Геннадьевна
г Санкт – Петербург
2013 г.
Тема: Дом, в котором мы живём.
Цель: повторить изученный материал по основным разделам учебника А.А.
Плешакова «Окружающий мир» 4 класса.
Оборудование: сигнальные линейки, схемы, карточки с заданиями, рисунки детей, картинки с изображением растений и животных, наборы «Полезные ископаемые»
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Вводная часть.
- Сегодня у нас не совсем обычный урок природоведения. Это будет урок-игра, но в то же самое время урок повторения изученного материала и проверки ваших знаний, того багажа, который вы сумели накопить за этот год обучения в школе и который дальше вам, несомненно, пригодится.
Был, говорят, где-то случай такой.
Ехали люди с работы домой.
Только доехали, вдруг — чудеса:
Все позабыли свои адреса.
Ищут, волнуются, смотрят кругом,
Где эта улица? Где этот дом?
Ищут водители: «Где наш гараж?»
Мечутся жители: «Где наш этаж?»
Все перепуталось, все заблудилось!
К счастью, такое лишь в сказке случилось.
Я рассказала про это нарочно,
Чтобы проверить, знаешь ли точно,
Где ты живешь?
Где построен твой дом?
И хорошо ли ты с домом знаком?
- А вы, ребята, знаете свой адрес?
- В каком городе, стране, материке, планете, системе?
- А теперь назовите полный адрес. (г. Санкт-Петербург, , страна Россия, материк Евразия, планета Земля, Солнечная система)
1 тур нашей игры будет называться«Солнечная система».
- За каждый правильный ответ вы будете получать по 1 жетону. За каждый дополнительный ответ - дополнительный жетон. В конце игры мы подведём итоги и определим победителя.
Итак, вооружитесь сигнальной линейкой и прослушайте первый вопрос.
1.Что такое Солнце?
Дано 3 варианта ответа:
1. звезда,
2. планета,
3. комета.
Что вы знаете об этой звезде? (ответы детей)
- Слушаем второй вопрос.
2.Сколько планет образуют Солнечную систему?
- Назовите их, расположите на схеме в порядке удаления от Солнца.
Планеты у Солнца танцуют как дети:
Меркурий заводит их хоровод.
Чуть дальше Венера в пространстве плывёт.
Встречаем мы Землю рядом с Луною.
И огненный Марс, что кружит за Землёю.
За ними - Юпитер, из всех великан.
И дальше Сатурн с кольцами видится нам.
Последних три едва различимы.
Мрачны и холодны, но их отличим мы.
Уран и Нептун, и кроха Плутон.
- А теперь снова вооружитесь сигнальными карточками.
3.Какая планета самая маленькая в Солнечной системе?
Расскажите, что вы о ней знаете.
4. Какая планета самая тяжёлая?
5. Какая планета из 9 планет Солнечной системы самая яркая?
6. Какая из планет внешне больше всего похожа на Землю?
7. «Окольцованная» планета.
8. Планета, носящая имя римского бога морей.
9. Планета, вращающаяся быстрее всех других планет.
10. Какая планета содержит в атмосфере газ метан?
11. На какой из этих 9 планет существует жизнь?
Есть только одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных.
Лишь на ней одной увидишь-
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В реку смотрят удивлённо.
Береги свою планету.
Ведь другой на свете нету!
- Следующий тур называется«Планета Земля»
1. Какую форму имеет планета Земля?
1. шар
2. круг
3. овал.
2. Какой предмет передаёт форму Земли?
1. карта
2. глобус
3. фото
Чем отличается глобус от карты и фото?
Если мы посмотрим на карту полушарий и глобус, то увидим, что большая часть покрыта водой – 2/3 планеты.
3. Как называются эти огромные пространства?
1. озёра
2. моря
3. океаны
4. На сколько океанов поделён весь Мировой океан?
Назовите их. Покажите на карте полушарий.
5. Какой океан занимает первое место по площади?
Как его называют по-другому?
1. Северный Ледовитый
2. Тихий
3. Атлантический
4. Индийский
6. Какой океан самый маленький?
7. Какой океан омывает нашу страну с севера?
Вы сказали, что наша страна находится на материке Евразия.
8. Что такое материк?
1. низменность
2. возвышенность
3. суша, окружённая водой
9. Сколько всего материков?
Назовите и покажите каждый из них.
1. Евразия
2. Африка
3. Северная Америка
4. Южная Америка
5. Австралия
6. Антарктида
10. Самый маленький по площади материк.
11. Самый большой материк.
12. На каком материке нет постоянных жителей?
- Наша страна занимает большую часть Евразии. Она простирается на тысячи километров с севера на юг, с запада на восток. А коль такая огромная территория, то и природа в разных её частях различна. В направлении с севера на юг её сменяет несколько природных зон.
Наш следующий тур«Природные зоны»
1. Сколько природных зон находится на территории нашей страны?
Назовите их.
(По мере называния зон на доску прикрепляются рисунки.)
2. Определите по описанию природную зону.
1.Поверхность этой территории покрыта песчаными барханами. Здесь редко бывают дожди. Лето продолжительное, сухое. Зима короткая, но холодная. Что это?
2. Это безлесая заболоченная равнина на севере страны. Природа здесь суровая. Зима ветреная, холодная с морозами ниже -50о, длится 8-9 месяцев. Снега немного. Земля промерзает на большую глубину.
3. Эта зона занимает большую часть территории России. Здесь хорошо выражено четыре времени года. Продолжительность дня уменьшается от лета к зиме. Осадков выпадает достаточное количество в виде дождя и снега. Много водоёмов. Почвы подзолистые, в заболоченных местах торфяные.
4.Солнце здесь никогда не поднимается высоко над горизонтом. Его лучи скользят по поверхности Земли, давая очень мало тепла. Несколько месяцев подряд длится ночь, а несколько месяцев – день. Здесь дуют сильные ветры, бушует пурга, температура понижается до -60о. Тем не менее в этой природной зоне есть живые существа.
5.В этой зоне обширные безлесые пространства, на которых растут травянистые растения. Погода летом сухая, солнечная. Дожди имеют ливневый характер. Часто дуют иссушающие ветры. Зима короткая, на достаточно холодная. Снежный покров невелик.
3. Назовите изображённые на рисунках растения и животные и расположите их по природным зонам.
(тюльпан, дудник, полярный мак, солянка, ягель, саксаул, карликовая берёза, сосна, верблюжья колючка, ковыль, брусника, полынь, морж, суслик, ушастый ёж, соболь, сайгак, северный олень, тюлень, джейран, серая куропатка, волк, песец, белый медведь, беркут, саджа, серый журавль, дрофа, благородный олень)
4. А теперь несколько вопросов на эрудицию.
Если вы согласны с утверждением, то поднимаете зелёный кружок, если нет, то – красный.
1. Верно ли, что у верблюда длинные густые ресницы?
2. У карликовой берёзы корни длиннее, чем у верблюжьей колючки.
3. Розовая чайка и белый журавль живут в тундре.
4. дрофа самая большая летающая птица.
5. Сайгак держится в сотенных и даже тысячных стадах и кормится на ходу.
6. Лемминг впадает в спячку.
7. Грибы могут быть ростом с дерево.
5. А сейчас ваша задача очень внимательно прослушать рассказ охотника и найти в нём ошибки.
Это было в тайге. Охотники 5 дней гонялись за сайгаком, изнемогая от 50о жары и зноя. Поддерживая друг друга, обжигая ноги о раскалённый песок и камни, они едва добрели до большой реки бросились в воду. Долго плавали, а потом укрылись под пальмами. Они решили построить плот из стволов саксаула и благополучно добрались до ближайшего селения.
6.В какой зоне находится тайга?
7.А в какой зоне мы с вами живём?
Верно, в зоне лесов находится наш с вами дом. Но не только у людей есть свой дом. Дом есть и у растений, и у животных. И называется он природное сообщество.
- Следующий тур нашей игры так и называется«Природные сообщества»
А какие природные сообщества вы знаете?
(По мере называния зон на доску прикрепляются таблицы «Лес», «Луг», «Водоём».)
- Я буду показывать вам картинки с изображением растений и животных, а вы должны их правильно назвать и «поселить» в то или иное сообщество.
- Каких ещё жителей этих сообществ вы знаете?
(ответы детей)
- А теперь посмотрите на таблички и скажите, какой объект природы «лишний» в каждой группе? Докажите правильность своего суждения.
1. цапля 1. нивяник 1. сон-трава
2. рак 2. бабочка 2. копытень
3. тростник 3. шмель 3. ландыш
4. кубышка 4.рогоз 4.берёза
5. бобр 5. тимофеевка 5. белый гриб
6. лягушка 6. пчела 6. белка летяга
7. щука 7. мятлик 7. глухарь
8. мышиный горошек 8. кузнечик 8. медведь
9. стрекоза 9. трясогузка 9. клевер
- - Скажите, почему лес, луг и водоём называют природными сообществами?
Может ли в одном из них нарушиться равновесие?
Приведите примеры.
( выловили раков – появились больные рыбы, выловили двустворчатых моллюсков –вода стала мутной, исчезли божьи коровки – появилась тля,
вырубили кустарники – исчезли птицы – погиб лес)
Чтоб не умер Арал,
Был бы чистым Байкал
И зелёным остался бы лес,
Берегите природу!
И подарит она
Вам огромное поле чудес!
- Но не только наш дом, наша страна богата большим разнообразием животных и растений. В её недрах скрыты огромные запасы полезных ископаемых.
Следующий тур«Полезные ископаемые».
Вашему вниманию я предлагаю загадки. Вам нужно их разгадать и найти эти
отгадки у себя на лотках.
1. Он очень прочен и упруг,
Строителям — надежный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны. (гранит)
2. Этот мастер белый-белый
В школе не лежит без дела:
Пробегает по доске,
Оставляет белый след.(известняк)
3. Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже. (песок)
4. Без нее не побежит
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это? (нефть)
5. Росли на болоте растения,
Стали топливом и удобрением. (торф)
6. Он черный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
Он несет в дома тепло,
От него кругом светло,
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали. (каменный уголь)
7. Она варилась долго
В доменной печи,
На славу получились
Ножницы, ключи. (железняк)
8. Накухне у мамы помощник отличный.
Онсиним цветком расцветает от спички. (природный газ)
- Почему люди назвали эти ископаемые полезными?
Где их используют?
Какие полезные ископаемые вы ещё знаете?(ответы детей)
- Все эти полезные ископаемые люди широко используют в народном хозяйстве. Поэтому их постоянно ищут, добывают и перерабатывают. Но запасы полезных ископаемых хоть и огромны, но не безграничны. Поэтому их нужно беречь и экономно использовать.
Итог урока.
На этом наш урок подходит к концу. Пока жюри подводит итоги, я хочу прочесть вам стихотворение, которое является нам с вами заветом.
Любите родную природу —
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живем мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей!
Использованная литература:
Е.М.Елизарова «Клуб почемучек».- В: «Учитель», 2001
Учебник А.А. Плешаков «Окружающий мир. 4 класс»- М: «Просвещение», 2008г
А.А. Плешаков «Зелёные страницы»- М: «Просвещение», 2008
А.А. Плешаков, А.А. Румянцев «Великан на поляне, или первые уроки
экологической этики»- М: «Просвещение», 2000
Г. Н. Решетникова «Занимательный материал к урокам».-В: «Учитель», 2000
Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 53
Конспект урока по окружающему миру
в 4 классе
«Дом, в котором мы живем»
подготовила учитель начальных классов
Сахатова Галина Геннадьевна
г Санкт – Петербург
2013 г.
Тема: Дом, в котором мы живём.
Цель: повторить изученный материал по основным разделам учебника А.А.
Плешакова «Окружающий мир» 4 класса.
Оборудование: сигнальные линейки, схемы, карточки с заданиями, рисунки детей, картинки с изображением растений и животных, наборы «Полезные ископаемые»
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Вводная часть.
- Сегодня у нас не совсем обычный урок природоведения. Это будет урок-игра, но в то же самое время урок повторения изученного материала и проверки ваших знаний, того багажа, который вы сумели накопить за этот год обучения в школе и который дальше вам, несомненно, пригодится.
Был, говорят, где-то случай такой.
Ехали люди с работы домой.
Только доехали, вдруг — чудеса:
Все позабыли свои адреса.
Ищут, волнуются, смотрят кругом,
Где эта улица? Где этот дом?
Ищут водители: «Где наш гараж?»
Мечутся жители: «Где наш этаж?»
Все перепуталось, все заблудилось!
К счастью, такое лишь в сказке случилось.
Я рассказала про это нарочно,
Чтобы проверить, знаешь ли точно,
Где ты живешь?
Где построен твой дом?
И хорошо ли ты с домом знаком?
- А вы, ребята, знаете свой адрес?
- В каком городе, стране, материке, планете, системе?
- А теперь назовите полный адрес. (г. Санкт-Петербург, , страна Россия, материк Евразия, планета Земля, Солнечная система)
1 тур нашей игры будет называться«Солнечная система».
- За каждый правильный ответ вы будете получать по 1 жетону. За каждый дополнительный ответ - дополнительный жетон. В конце игры мы подведём итоги и определим победителя.
Итак, вооружитесь сигнальной линейкой и прослушайте первый вопрос.
1.Что такое Солнце?
Дано 3 варианта ответа:
1. звезда,
2. планета,
3. комета.
Что вы знаете об этой звезде? (ответы детей)
- Слушаем второй вопрос.
2.Сколько планет образуют Солнечную систему?
- Назовите их, расположите на схеме в порядке удаления от Солнца.
Планеты у Солнца танцуют как дети:
Меркурий заводит их хоровод.
Чуть дальше Венера в пространстве плывёт.
Встречаем мы Землю рядом с Луною.
И огненный Марс, что кружит за Землёю.
За ними - Юпитер, из всех великан.
И дальше Сатурн с кольцами видится нам.
Последних три едва различимы.
Мрачны и холодны, но их отличим мы.
Уран и Нептун, и кроха Плутон.
- А теперь снова вооружитесь сигнальными карточками.
3.Какая планета самая маленькая в Солнечной системе?
Расскажите, что вы о ней знаете.
4. Какая планета самая тяжёлая?
5. Какая планета из 9 планет Солнечной системы самая яркая?
6. Какая из планет внешне больше всего похожа на Землю?
7. «Окольцованная» планета.
8. Планета, носящая имя римского бога морей.
9. Планета, вращающаяся быстрее всех других планет.
10. Какая планета содержит в атмосфере газ метан?
11. На какой из этих 9 планет существует жизнь?
Есть только одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных.
Лишь на ней одной увидишь-
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В реку смотрят удивлённо.
Береги свою планету.
Ведь другой на свете нету!
- Следующий тур называется«Планета Земля»
1. Какую форму имеет планета Земля?
1. шар
2. круг
3. овал.
2. Какой предмет передаёт форму Земли?
1. карта
2. глобус
3. фото
Чем отличается глобус от карты и фото?
Если мы посмотрим на карту полушарий и глобус, то увидим, что большая часть покрыта водой – 2/3 планеты.
3. Как называются эти огромные пространства?
1. озёра
2. моря
3. океаны
4. На сколько океанов поделён весь Мировой океан?
Назовите их. Покажите на карте полушарий.
5. Какой океан занимает первое место по площади?
Как его называют по-другому?
1. Северный Ледовитый
2. Тихий
3. Атлантический
4. Индийский
6. Какой океан самый маленький?
7. Какой океан омывает нашу страну с севера?
Вы сказали, что наша страна находится на материке Евразия.
8. Что такое материк?
1. низменность
2. возвышенность
3. суша, окружённая водой
9. Сколько всего материков?
Назовите и покажите каждый из них.
1. Евразия
2. Африка
3. Северная Америка
4. Южная Америка
5. Австралия
6. Антарктида
10. Самый маленький по площади материк.
11. Самый большой материк.
12. На каком материке нет постоянных жителей?
- Наша страна занимает большую часть Евразии. Она простирается на тысячи километров с севера на юг, с запада на восток. А коль такая огромная территория, то и природа в разных её частях различна. В направлении с севера на юг её сменяет несколько природных зон.
Наш следующий тур«Природные зоны»
1. Сколько природных зон находится на территории нашей страны?
Назовите их.
(По мере называния зон на доску прикрепляются рисунки.)
2. Определите по описанию природную зону.
1.Поверхность этой территории покрыта песчаными барханами. Здесь редко бывают дожди. Лето продолжительное, сухое. Зима короткая, но холодная. Что это?
2. Это безлесая заболоченная равнина на севере страны. Природа здесь суровая. Зима ветреная, холодная с морозами ниже -50о, длится 8-9 месяцев. Снега немного. Земля промерзает на большую глубину.
3. Эта зона занимает большую часть территории России. Здесь хорошо выражено четыре времени года. Продолжительность дня уменьшается от лета к зиме. Осадков выпадает достаточное количество в виде дождя и снега. Много водоёмов. Почвы подзолистые, в заболоченных местах торфяные.
4.Солнце здесь никогда не поднимается высоко над горизонтом. Его лучи скользят по поверхности Земли, давая очень мало тепла. Несколько месяцев подряд длится ночь, а несколько месяцев – день. Здесь дуют сильные ветры, бушует пурга, температура понижается до -60о. Тем не менее в этой природной зоне есть живые существа.
5.В этой зоне обширные безлесые пространства, на которых растут травянистые растения. Погода летом сухая, солнечная. Дожди имеют ливневый характер. Часто дуют иссушающие ветры. Зима короткая, на достаточно холодная. Снежный покров невелик.
3. Назовите изображённые на рисунках растения и животные и расположите их по природным зонам.
(тюльпан, дудник, полярный мак, солянка, ягель, саксаул, карликовая берёза, сосна, верблюжья колючка, ковыль, брусника, полынь, морж, суслик, ушастый ёж, соболь, сайгак, северный олень, тюлень, джейран, серая куропатка, волк, песец, белый медведь, беркут, саджа, серый журавль, дрофа, благородный олень)
4. А теперь несколько вопросов на эрудицию.
Если вы согласны с утверждением, то поднимаете зелёный кружок, если нет, то – красный.
1. Верно ли, что у верблюда длинные густые ресницы?
2. У карликовой берёзы корни длиннее, чем у верблюжьей колючки.
3. Розовая чайка и белый журавль живут в тундре.
4. дрофа самая большая летающая птица.
5. Сайгак держится в сотенных и даже тысячных стадах и кормится на ходу.
6. Лемминг впадает в спячку.
7. Грибы могут быть ростом с дерево.
5. А сейчас ваша задача очень внимательно прослушать рассказ охотника и найти в нём ошибки.
Это было в тайге. Охотники 5 дней гонялись за сайгаком, изнемогая от 50о жары и зноя. Поддерживая друг друга, обжигая ноги о раскалённый песок и камни, они едва добрели до большой реки бросились в воду. Долго плавали, а потом укрылись под пальмами. Они решили построить плот из стволов саксаула и благополучно добрались до ближайшего селения.
6.В какой зоне находится тайга?
7.А в какой зоне мы с вами живём?
Верно, в зоне лесов находится наш с вами дом. Но не только у людей есть свой дом. Дом есть и у растений, и у животных. И называется он природное сообщество.
- Следующий тур нашей игры так и называется«Природные сообщества»
А какие природные сообщества вы знаете?
(По мере называния зон на доску прикрепляются таблицы «Лес», «Луг», «Водоём».)
- Я буду показывать вам картинки с изображением растений и животных, а вы должны их правильно назвать и «поселить» в то или иное сообщество.
- Каких ещё жителей этих сообществ вы знаете?
(ответы детей)
- А теперь посмотрите на таблички и скажите, какой объект природы «лишний» в каждой группе? Докажите правильность своего суждения.
1. цапля 1. нивяник 1. сон-трава
2. рак 2. бабочка 2. копытень
3. тростник 3. шмель 3. ландыш
4. кубышка 4.рогоз 4.берёза
5. бобр 5. тимофеевка 5. белый гриб
6. лягушка 6. пчела 6. белка летяга
7. щука 7. мятлик 7. глухарь
8. мышиный горошек 8. кузнечик 8. медведь
9. стрекоза 9. трясогузка 9. клевер
- - Скажите, почему лес, луг и водоём называют природными сообществами?
Может ли в одном из них нарушиться равновесие?
Приведите примеры.
( выловили раков – появились больные рыбы, выловили двустворчатых моллюсков –вода стала мутной, исчезли божьи коровки – появилась тля,
вырубили кустарники – исчезли птицы – погиб лес)
Чтоб не умер Арал,
Был бы чистым Байкал
И зелёным остался бы лес,
Берегите природу!
И подарит она
Вам огромное поле чудес!
- Но не только наш дом, наша страна богата большим разнообразием животных и растений. В её недрах скрыты огромные запасы полезных ископаемых.
Следующий тур«Полезные ископаемые».
Вашему вниманию я предлагаю загадки. Вам нужно их разгадать и найти эти
отгадки у себя на лотках.
1. Он очень прочен и упруг,
Строителям — надежный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны. (гранит)
2. Этот мастер белый-белый
В школе не лежит без дела:
Пробегает по доске,
Оставляет белый след.(известняк)
3. Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже. (песок)
4. Без нее не побежит
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это? (нефть)
5. Росли на болоте растения,
Стали топливом и удобрением. (торф)
6. Он черный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
Он несет в дома тепло,
От него кругом светло,
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали. (каменный уголь)
7. Она варилась долго
В доменной печи,
На славу получились
Ножницы, ключи. (железняк)
8. Накухне у мамы помощник отличный.
Онсиним цветком расцветает от спички. (природный газ)
- Почему люди назвали эти ископаемые полезными?
Где их используют?
Какие полезные ископаемые вы ещё знаете?(ответы детей)
- Все эти полезные ископаемые люди широко используют в народном хозяйстве. Поэтому их постоянно ищут, добывают и перерабатывают. Но запасы полезных ископаемых хоть и огромны, но не безграничны. Поэтому их нужно беречь и экономно использовать.
Итог урока.
На этом наш урок подходит к концу. Пока жюри подводит итоги, я хочу прочесть вам стихотворение, которое является нам с вами заветом.
Любите родную природу —
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живем мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей!
Использованная литература:
Е.М.Елизарова «Клуб почемучек».- В: «Учитель», 2001
Учебник А.А. Плешаков «Окружающий мир. 4 класс»- М: «Просвещение», 2008г
А.А. Плешаков «Зелёные страницы»- М: «Просвещение», 2008
А.А. Плешаков, А.А. Румянцев «Великан на поляне, или первые уроки
экологической этики»- М: «Просвещение», 2000
Г. Н. Решетникова «Занимательный материал к урокам».-В: «Учитель», 2000