Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 1 / 5

Звезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

 

Цели:

Образовательные – выявить разницу в жизни восточных славян до появления государства и после его образования, определить время образования Древнерусского государства.

Развивающая – продолжить работу по формированию умения анализировать исторический текст, делать выводы, выделять главное и второстепенное, расширять и углублять знания учащихся, развивать информационную и коммуникационную компетентности учащихся.

Воспитательная– формировать патриотическое сознание учащихся, чувство любви и гордости за историю своей страны, воспитание информационной культуры, уважения к собеседнику, умения вести спор, излагать материал, работать в группе.

 

Задачи урока:

  • Закрепить представление о многообразии объектов окружающего мира, о многообразии их свойств, действий, отношений;
  • Развивать умственные действия в процессе анализа объектов;
  • Развивать информационную культуру, представлять информацию в разных видах;
  • Сформировать представление о Древнерусском государстве и времени его образования;
  • Научить соотносить историческое событие с определённым этапом в развитии государства;

 

Используемые педагогические технологии, методы и приемы: урок построен на проблемно – диалогической технологии, используется технология продуктивного чтения, технология оценивания достижений учащихся (основные технологии ОС «Школа 2100»).

 

Применены разнообразные формы работы: индивидуальная, фронтальная.

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, презентация MicrosoftPowerPoint, таблица «Река времени Российской истории», «Волшебные линеечки» для оценивания знаний учащихся.

Ход урока:

I.Организационный момент.

-Ребята, сегодня на уроке истории у нас присутствуют гости, поздоровайтесь с ними. Проверьте, всё ли у вас готово к уроку истории?

II. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний.

- В какой стране мы с вами живём? (Россия)

- Можно ли нашу страну назвать государством? Почему?

-Так что же такое государство?

-Как раньше называлась наша страна?(Русь)

- А когда на Руси появилось государство?

III.Сообщение темы урока.

- Вот сегодня на уроке истории мы и узнаем, когда на Руси появилось государство.

IV. Объяснение нового материала.

-На территории нашей Родины жили восточные славяне, которые являлись нашими предками. Посмотрите на карту, где зелёным цветом обозначена территория, которую занимали племена, входящие в группу восточных славян. Располагалась эта территория между Балтийским и Чёрным морями.

- А что такое племя? (Племя - союз родов, живущих на одной земле и происходящих от одного предка)

- А что такое род? (Род - это союз семей, происходящих от одного и того же предка. В одном роду все являются родственниками)

- Какие племена изображены на карте? (Древляне, поляне, кривичи, вятичи, радимичи и др.)

- Перед нами славянский посёлок. Посмотрите внимательно на экран и скажите, где ставили свои посёлки славяне? (По берегам рек и возле леса)

- Что давал лес людям? (Дрова для отопления, брёвна для строительства, добыча пищи-охота, добыча мёда диких пчёл - бортничество)

-А река? (Рыбу - рыболовство)

- Для чего ещё была нужна река? (Для того чтобы передвигаться по ней: зимой по льду, а летом на лодках)

- Чем ещё заняты славяне на иллюстрации? (Пасут скот, значит, развито скотоводство)

- А где ещё брали пищу славяне, как вы думаете? (Выращивали сами, значит, развивалось земледелие)

- А теперь зайдём в гости к одной славянской семье. Посмотрите, чем заняты члены семьи? (Девочка готовит пищу.)

- А в чём она готовит? (В посуде)

-Откуда они её брали? (Изготавливали сами)

- Кто изготавливает посуду из глины? (гончар)

- Чем ещё заняты  члены семьи? (Глава семьи рубит дрова топором, хозяйка несёт в дом еду)

- Обратите внимание, у топора и сохи есть металлические части, значит, какое ремесло развивалось? (кузнечное)

- А во что они одеты? (В одежду) Откуда они её брали? (Сами шили) Из чего? (Из ткани, которую сами ткали) Совершенно верно, возле женщины мы видим ткацкий станок.

- Откройте свои рабочие тетради на странице 10 и выполните задание 1. Вставьте подходящие по смыслу слова.

Проверяем.

-«… Текла река в лесах, в лугах,

         Ладьи скользили по теченью

         А на высоких берегах

         Виднелись тут и там селенья…

                                      Н.Кончаловская.»

- Куда могли плавать восточные славяне? (На рыбалку)

- Для рыбалки такая ладья была великовата. А перевозили на них товары для продажи. Торговля была делом опасным и прибыльным. Поэтому для охраны своих судов торговцы или гости стали нанимать и вооружать специальных людей, которые объединились в дружины. Во главе дружины стоял военачальник - князь. Торговля способствовала появлению городов. Во многих городах право устанавливать и поддерживать порядок, осуществлять власть переходило к князьям. Постепенно города подчиняли себе окрестные территории. И для усиления могущества своих городов князь с дружиной собирал дань с этих территорий, которое называлось полюдье.

- Внимательно посмотрите на карту и назовите соседей восточных славян. (Варяги и хазары)

- Правильно. Это были достаточно воинствующие соседи, и они постоянно нападали на территорию славян. Как вы думаете, почему они это делали? (Чтобы захватить территорию, поживиться добром)

-Какой вывод мы можем сделать? (Общая военная угроза, которая исходила от хазаров на юге и варягов на северо-западе заставляла князей объединяться, создавать государство.)

- Одним из крупных городов был Новгород, в котором княжил князь Олег.

- Ответ на вопрос, чем знаменит великий князь Олег, вы найдёте в учебнике на странице 30.

V.Итог урока.

- Когда на Руси образовалось Древнерусское государство? (В 882 году)

VI. Домашнее задание.

Учебник стр.28-31(читать, ответы на вопросы); книга для чтения стр. 50-57; рабочая тетрадь стр.10 задание 3.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»