Цели:
Образовательные – выявить разницу в жизни восточных славян до появления государства и после его образования, определить время образования Древнерусского государства.
Развивающая – продолжить работу по формированию умения анализировать исторический текст, делать выводы, выделять главное и второстепенное, расширять и углублять знания учащихся, развивать информационную и коммуникационную компетентности учащихся.
Воспитательная– формировать патриотическое сознание учащихся, чувство любви и гордости за историю своей страны, воспитание информационной культуры, уважения к собеседнику, умения вести спор, излагать материал, работать в группе.
Задачи урока:
- Закрепить представление о многообразии объектов окружающего мира, о многообразии их свойств, действий, отношений;
- Развивать умственные действия в процессе анализа объектов;
- Развивать информационную культуру, представлять информацию в разных видах;
- Сформировать представление о Древнерусском государстве и времени его образования;
- Научить соотносить историческое событие с определённым этапом в развитии государства;
Используемые педагогические технологии, методы и приемы: урок построен на проблемно – диалогической технологии, используется технология продуктивного чтения, технология оценивания достижений учащихся (основные технологии ОС «Школа 2100»).
Применены разнообразные формы работы: индивидуальная, фронтальная.
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, презентация MicrosoftPowerPoint, таблица «Река времени Российской истории», «Волшебные линеечки» для оценивания знаний учащихся.
Ход урока:
I.Организационный момент.
-Ребята, сегодня на уроке истории у нас присутствуют гости, поздоровайтесь с ними. Проверьте, всё ли у вас готово к уроку истории?
II. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний.
- В какой стране мы с вами живём? (Россия)
- Можно ли нашу страну назвать государством? Почему?
-Так что же такое государство?
-Как раньше называлась наша страна?(Русь)
- А когда на Руси появилось государство?
III.Сообщение темы урока.
- Вот сегодня на уроке истории мы и узнаем, когда на Руси появилось государство.
IV. Объяснение нового материала.
-На территории нашей Родины жили восточные славяне, которые являлись нашими предками. Посмотрите на карту, где зелёным цветом обозначена территория, которую занимали племена, входящие в группу восточных славян. Располагалась эта территория между Балтийским и Чёрным морями.
- А что такое племя? (Племя - союз родов, живущих на одной земле и происходящих от одного предка)
- А что такое род? (Род - это союз семей, происходящих от одного и того же предка. В одном роду все являются родственниками)
- Какие племена изображены на карте? (Древляне, поляне, кривичи, вятичи, радимичи и др.)
- Перед нами славянский посёлок. Посмотрите внимательно на экран и скажите, где ставили свои посёлки славяне? (По берегам рек и возле леса)
- Что давал лес людям? (Дрова для отопления, брёвна для строительства, добыча пищи-охота, добыча мёда диких пчёл - бортничество)
-А река? (Рыбу - рыболовство)
- Для чего ещё была нужна река? (Для того чтобы передвигаться по ней: зимой по льду, а летом на лодках)
- Чем ещё заняты славяне на иллюстрации? (Пасут скот, значит, развито скотоводство)
- А где ещё брали пищу славяне, как вы думаете? (Выращивали сами, значит, развивалось земледелие)
- А теперь зайдём в гости к одной славянской семье. Посмотрите, чем заняты члены семьи? (Девочка готовит пищу.)
- А в чём она готовит? (В посуде)
-Откуда они её брали? (Изготавливали сами)
- Кто изготавливает посуду из глины? (гончар)
- Чем ещё заняты члены семьи? (Глава семьи рубит дрова топором, хозяйка несёт в дом еду)
- Обратите внимание, у топора и сохи есть металлические части, значит, какое ремесло развивалось? (кузнечное)
- А во что они одеты? (В одежду) Откуда они её брали? (Сами шили) Из чего? (Из ткани, которую сами ткали) Совершенно верно, возле женщины мы видим ткацкий станок.
- Откройте свои рабочие тетради на странице 10 и выполните задание 1. Вставьте подходящие по смыслу слова.
Проверяем.
-«… Текла река в лесах, в лугах,
Ладьи скользили по теченью
А на высоких берегах
Виднелись тут и там селенья…
Н.Кончаловская.»
- Куда могли плавать восточные славяне? (На рыбалку)
- Для рыбалки такая ладья была великовата. А перевозили на них товары для продажи. Торговля была делом опасным и прибыльным. Поэтому для охраны своих судов торговцы или гости стали нанимать и вооружать специальных людей, которые объединились в дружины. Во главе дружины стоял военачальник - князь. Торговля способствовала появлению городов. Во многих городах право устанавливать и поддерживать порядок, осуществлять власть переходило к князьям. Постепенно города подчиняли себе окрестные территории. И для усиления могущества своих городов князь с дружиной собирал дань с этих территорий, которое называлось полюдье.
- Внимательно посмотрите на карту и назовите соседей восточных славян. (Варяги и хазары)
- Правильно. Это были достаточно воинствующие соседи, и они постоянно нападали на территорию славян. Как вы думаете, почему они это делали? (Чтобы захватить территорию, поживиться добром)
-Какой вывод мы можем сделать? (Общая военная угроза, которая исходила от хазаров на юге и варягов на северо-западе заставляла князей объединяться, создавать государство.)
- Одним из крупных городов был Новгород, в котором княжил князь Олег.
- Ответ на вопрос, чем знаменит великий князь Олег, вы найдёте в учебнике на странице 30.
V.Итог урока.
- Когда на Руси образовалось Древнерусское государство? (В 882 году)
VI. Домашнее задание.
Учебник стр.28-31(читать, ответы на вопросы); книга для чтения стр. 50-57; рабочая тетрадь стр.10 задание 3.