Урок по окружающему миру во 2 классе с презентацией
В гости к весне
Попова Елена Вячеславовна,
учитель
Общедидактическая цель урока:
учитель
- создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации;
- применение знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуации через общеклассную, групповую и индивидуальную формы организации познавательной деятельности;
- Образовательная цель:
- познакомить с характерными признаками весны в живой и неживой природе;
- формирование целостного образа весны средствами предметов окружающего мира, литературного чтения, музыки.
- научить наблюдать признаки весны на всем ее протяжении, определять последовательность событий в природе и их связи;
- показать связь изучаемых предметов с жизнью;
- обогащать и расширять словарный запас;
- Развивающие цели:
- развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в парах;
- воспитывать эстетический вкус детей;
- развивать чувство прекрасного;
- чувство радости от наблюдения за жизнью растений и животных;
- развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы;
- стимулировать интерес к познанию мира живой природы;
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе;
- формировать эмоционально-положительное отношение к предмету;
формировать коммуникативные навыки: выслушивать мнения других и корректно их оценивать в процессе выполняемой работы;
Методы обучения:
- словесный (беседа, рассказ, объяснения);
- наглядный;
- практический (карточки);
- частично-поисковый;
- Форма работы:
- фронтальная;
- индивидуальная;
- групповая;
- Оборудование:
- средства обучения:
- учебник;
- иллюстрации птиц;
- карточки с заданием для групповой работы;
- аудиозапись музыки П.И.Чайковского из цикла “Времена года”;
- аудиозапись с голосами птиц;
- творческие работы детей о птицах, явлениях природы весной;
- технические средства:
- компьютер;
- Готовили к уроку сообщение о перелетных птицах…
- Отрывки стихов о весне.
Конспект урока.
1. Организационный момент.
Учитель: У нас сегодня много гостей. Поздоровайтесь с гостями!* И вы, и я очень волнуюсь, поэтому закроем глаза, мысленно пожелаем, друг другу удачи и добра, а волнение отправим в корзину.
2. Актуализация знаний детей.
Учитель: На уроках “ Окружающий мир" мы открываем перед собой все разнообразие природы. Давайте вспомним, какая бывает природа? (живая, неживая) А есть ещё предметы, сделанные руками человека. Напомните мне, пожалуйста, чем отличается живая природа от неживой природы. (Дышит, питается, растет, размножается, умирает)
Чтобы убедиться, что вы надёжно запомнили, поиграем в игру “Природа - не природа”
Учитель: Если слышите названия предмета живой природы - руки поднимаете вверх, неживой природы- руки опускаете на голову, а название предметов, сделанные руками человека, хлопаете в ладоши.
Дерево, дом, камни, ромашка, сосульки, песок, бабочка, грибы, воздух, ложка, птицы, вода, обувь, люди.
3. Введение в тему урока. Проблемная ситуация.
Учитель: Молодцы! Мы с вами вспомнили, какой бывает природа. А сейчас послушайте стихотворение А Фета
Слайд 1,
Снова птицы летят издалёка,
К берегам, расторгающим лёд,
Солнце тёплое ходит высоко
И душистого ландыша ждёт.
- О каком времени года говорится в стихотворении? (О весне).
- Попробуйте назвать тему нашего урока.
Слайд ,2.
- Сегодня на уроке мы с вами отправимся в гости к весне и обобщим знания об изменениях, происходящих в природе с приходом весны, попробуем составить схему изменений в природе весной. И название у него замечательное “В гости к весне” А работать мы будем индивидуально и в парах.
Напоминаю вам правила работы в группах и парах:
· Убедись, что в разговоре участвует каждый.
· Говори спокойно и ясно.
· Говори в полголоса.
· Говори только по делу
4. Работа над новым материалом. Беседа о неживой природе.
-Ребята, давайте представим, как изменяется природа в каждый из весенних месяцев. А для этого послушайте загадки о весенних месяцах.
Слайд 3.
Выучить: Дует теплый южный ветер, Солнышко все ярче светит, Снег худеет, мякнет, тает, Грач горластый прилетает. Что за месяц? Кто узнает? (Март) |
Выполнить любое задание из перечисленных: Нарисовать рисунок , принести картинку с изображением весны, написать пословицы или приметы этого месяца на формате А4 |
- В народе говорят про март месяц так, март – капельник, солнечник, протальник.
- Кто объяснит названия этого месяца?
- Послушайте, ребята, как прекрасно изобразил в своей музыке П.И.Чайковский этот месяц.
Выучить: Яростно река ревет И разламывает лёд. В домик свой скворец вернулся, А в лесу медведь проснулся. В небе жаворонка трель. Кто же к нам пришел? (Апрель) |
Выполнить любое задание из перечисленных: Нарисовать рисунок , принести картинку с изображением весны, написать пословицы или приметы этого месяца на формате А4 |
- Кто объяснит названия этого месяца?
- Следующая загадка:
Выучить: Зеленеет даль полей Запевает соловей. В белый цвет оделся сад, Пчелы первые летят. Гром грохочет. Угадай, Что за месяц это?...(Май) |
Выполнить любое задание из перечисленных: Нарисовать рисунок , принести картинку с изображением весны, написать пословицы или приметы этого месяца на формате А4 |
- Как вы думаете, почему его так назвали?
- Все перечисленные признаки весны, услышанные в загадках, нам надо изобразить на нашей схеме. Начнем с неживой природы. (Работа по карточкам-заданиям.)
Слайд 4.
Для этого вам необходимо выполнить задания на карточках, а в помощь вам будет учебник стр.86-87
Слайд 5.
Карточка 1.Солнце
- Как светит солнце весной?
- Изменилась ли высота солнца над горизонтом?
- Изменилась ли продолжительность дня?
(Солнце светит ярче, чем зимой; с каждым днем греет все сильнее; гораздо выше поднимается над горизонтом, чем зимой; дни становятся длиннее; становится теплее).
- Одинаково ли солнце грело землю во все весенние месяцы? (Нет).
- Какой весенний месяц самый холодный? (Март).
-Самый теплый? (Май) Почему? (В мае солнце находится выше над горизонтом, чем в марте, поэтому в мае тепло)
- Теперь представим себе небо. Какое оно весной?
Карточка 2. Небо
- Какое по цвету весеннее небо?
- Какое небо по характеру облачности?
- Какие осадки выпадают весной?
(Голубое, высокое, по нему плывут белые легкие облака, в марте - снег, а апреле - снег и дождь, в мае - дождь.)
- Бывают ли весной грозы? Когда? (В конце апреля, в мае).
- Что происходит со снегом весной?
Слайд 6.
Карточка 3. Снег и лед
- Что произошло со снегом, льдом на реках весной?
- Почему?
- Где осталось больше снега?
- Почему?
(Поскольку становится теплее, снег тает. Лед на водоемах темнеет, покрывается трещинами, тает.)
-Теперь вспомним про почву. Что происходит с ней весной?
Карточка 4. Почва
-Что происходит весной с почвой?
(Весной почва оттаивает. В ней накапливается много влаги от таящего снега, постепенно почва на поверхности подсыхает, а в глубине остается влажной).
Слайд 7.
- Итак, какие же изменения в неживой природе происходят весной, как они связаны между собой? (Солнце все выше поднимается над линией горизонта, поэтому дни становятся длиннее, солнце сильнее греет землю, поэтому тает снег и лед).
- Что такое проталины?
(В марте появляются первые проталины. Появление участков почвы из – под снега. В апреле их становится все больше и больше. В мае весь снег растаивает.)
- Что такое ледоход?
(В конце апреля на реках начинается ледоход: лёд раскалывается, льдины плывут по реке, сталкиваются, разбиваются и постоянно тают. Следует помнить о том, что очень опасно ходить по подтаявшему льду, т.к. он может подломиться.
- Что такое половодье?
(В мае, когда река переполняется водой от растаявшего снега и льда, происходит разлив реки, который называется половодьем. Вода затопляет луга, леса и поля, расположенные вдоль реки.)
Сообщение о половодье.
5. Физкультминутка.
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали,
Ножками потопали,
Ручками похлопали,
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
6. Изменения в живой природе.
Слайд 8- Пришло время поговорить о том, какие изменения происходят в живой природе с приходом весны.
-Что происходит с деревьями и кустарниками весной?
Подготовить выразительное чтение: Движение сока у деревьев и кустарников – признак их весеннего пробуждения. На лиственных деревьях и кустарниках набухают почки; появляются сережки, серебристые барашки, цветы, затем появляются листья. У хвойных деревьев меняется цвет коры, хвои, но они никогда не цветут. |
Выполнить любое задание из перечисленных: Нарисовать рисунок к рассказу, принести картинку с изображением весны, написать названия деревьев и кустарников..оформить на формате А4 |
Слайд 9-10
-Что происходит с травянистыми растениями? (Землю покрывает молодая травка, многие растения начинают цвести).
Выучить Прорастает сквозь снежок, К солнечным лучам, цветок, Маленький и нежный, Беленький подснежник |
Оформить в виде доклада текст: Весной землю покрывает молодая травка. Многие растения начинают цвести. Самыми первыми зацветают мать-и-мачеха, медуница, хохлатка, ветреница, гусиный лук, ландыш. Эти растения называют - первоцветами или подснежниками. Подготовить выразительное чтение |
- Назовите травянистые растения, которые зацветают самыми первыми? (Первоцветы: медуница, мать-и-мачеха).
- Обычно раннецветущие травянистые растения называют подснежниками. Почему? (Как только растает снег, они начинают цвести).
Слайд 11- Почему же подснежники зацветают так рано?
Слайд 12 (Подснежники получают питание из своих утолщенных подземных частей, в которых с прошлого года хранились запасы питательных веществ. Им требуется много света и влаги, чего в это время предостаточно. Тепла им требуется немного.
- Какие цветы расцветают в середине весны, в апреле? (Ландыши, одуванчики, фиалки.)
Слайд 13. - Многие собирают весной букеты весенних растений. Хорошо ли это?: (Нет).
Слайд 14. - Почему не следует рвать цветы? Правила поведения в лесу.
.
- Что происходит с насекомыми?
(С приходом тепла насекомые выбираются из своих укрытий).
Выучить Я бабочка крапивница. Когда я была гусеница, питалась листьями крапивы, а моя подружка Капустница – капустой. Гусениц не любят садоводы-огородники. Если нас уничтожать, красивые бабочки могут исчезнуть. Не ловите нас! |
Выполнить любое задание из перечисленных: Нарисовать рисунок к рассказу, принести картинку с изображением весны или насекомых, ..оформить на формате А4 |
Выучить Я пчела. Я опыляю растения и приношу богатый урожай. Нас становится все меньше. Берегите нас! В Москве мне поставлен памятник. |
Выполнить любое задание из перечисленных: Нарисовать рисунок к рассказу, принести картинку с изображением весны или насекомых, ..оформить на формате А4 |
Выучить Я муравей-трудяга. Я спасаю леса и огороды от вредителей. Не разрушайте наши дома – муравейники! |
Выполнить любое задание из перечисленных: Нарисовать рисунок к рассказу, принести картинку с изображением весны или насекомых, ..оформить на формате А4 |
7. Изменения в жизни птиц.
Слайд 16.
- Весна вносит изменения и в жизнь животных. Как меняется жизнь птиц с приходом весны? (Возвращаются в родные края перелетные птицы. Птицы строят или ремонтируют гнезда, откладывают яйца, выводят птенцов).
Слайд 17- Почему стали возможны такие изменения в жизни птиц? (Стало больше корма. Многие птицы питаются насекомыми, а с приходом тепла насекомые выбираются из своих укрытий).
- Каждая перелетная птица возвращается в родные края в определенное время.
Слайд 18
Выучить: Всех перелетных птиц черней, Чистит он пашню от червей. Взад-вперед по пашне вскачь. А зовется птица... (Грач) |
Оформить в виде доклада: Сообщение об этой перелетной птице. Не более 10 предложений. Подготовить выразительное чтение |
Выучить: Мы построили вдвоем Для гостей весенних дом А верней сказать дворец Прилетай скорей .(Скворец) |
Оформить в виде доклада: Сообщение об этой перелетной птице. Не более 10 предложений. Подготовить выразительное чтение |
Выучить: Прилетел к нам, наконец, Лучший наш певец. Дни и ночи напролет Он поет. (Соловей) |
Оформить в виде доклада: Сообщение об этой перелетной птице. Не более 10 предложений. Подготовить выразительное чтение |
Выучить: Свое гнездо он в поле вьет, Где тянутся растения. Его и песня и полет Вошли в стихотворения… (Жаворонок) |
Оформить в виде доклада: Сообщение об этой перелетной птице. Не более 10 предложений. Подготовить выразительное чтение |
Выучить: Прилетает к нам с теплом, Путь проделав длинный. Лепит домик под окном Из травы и глины. (Ласточка) |
Оформить в виде доклада: Сообщение об этой перелетной птице. Не более 10 предложений. Подготовить выразительное чтение |
Выучить: Прилетел к нам, наконец Лучший наш певец. Дни и ночи напролет Он поет…(Соловей) |
Оформить в виде доклада: Сообщение об этой перелетной птице. Не более 10 предложений. Подготовить выразительное чтение |
8. Изменения в жизни животных.
Слайд 19
- Как встречают весну звери? (Просыпаются от зимнего сна медведи, барсуки, ежи. У многих животных рождаются детеныши. Звери линяют.)
Слайд 20.
- Весной животных охраняют особенно тщательно, т. к. они заняты заботой о потомстве.
- Что вы можете сделать для охраны животных и птиц? ( Нельзя беспокоить птиц. Они могут покинуть гнезда, и тогда птенцы погибнут. Развесить скворечники. Не разорять гнезда, не прикасаться к яйцам и птенцам в гнездах птиц и т. д.)
Слайд 21.
8. Закрепление изученного материала и подведение итогов.
— Итак, какие же изменения в живой природе происходят весной, как они связаны с изменениями в неживой природе? (Солнце выше чем зимой. Дни стали длиннее. На улице потеплело. Небо весной голубое, высокое. Облака белые, легкие. Снег и лёд тает. На реках ледоход, половодье. Весной в разные месяцы идет то снег, то дождь. В мае гремит первая гроза. Почва оттаивает, на деревьях появляются почки, а затем клейкие листочки. Зацветают первоцветы. Появляются насекомые. Возвращаются перелётные птицы. Лесные звери выводят потомство).
Оценивание работы учащихся.
Какое настроение у вас было на уроке?
10. Домашнее задание стр. 86-87.