Методическая разработка урока по окружающему миру
Свойство воды. Круговорот воды в природе
Жолобова Алиция Станславовна
Учебный предмет, класс: окружающий мир 3 классТема раздела: Мир как дом
Тема урока: «Свойство воды. Круговорот воды в природе».
Тип урока: Изучение нового материала
Цель урока: продолжить формирование учебно-познавательных компетенций при изучении свойств воды и круговорота воды в природе
Задачи урока: закрепить полученные знания о свойствах воды, трех состояниях воды в природе, значении воды в природе и в жизни человека; формировать понятие о круговороте воды, как важнейшем явлении в природе, увязать круговорот воды со свойствами воды, как переходе воды из одного состояния в другое
Ожидаемый учебный результат:
Предметные результаты
- познакомиться с новыми свойствами воды,
-научиться соблюдать экологическую культуру,
- освоить доступные способы изучения природы – опыт, наблюдение, сравнение,
- развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире;
Универсальные учебные действия
Личностные результаты:
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности;
- ориентация на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
- аргументировано отстаивать свою точку зрения
регулятивные:
-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,
- оценивать правильность выполнения действия требованиям данной задачи,
-адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей;
- аргументировано находить и объяснять свои ошибки,
- определять степень успешности выполнения своей работы и работы других обучающихся
познавательные:
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- решать проблемы в нестандартных ситуациях, опираясь на имеющиеся знания
коммуникативные:
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Оборудование и материалы:
компьютер, проектор, экран, презентация, колонки;
для опыта: лабораторный штатив, спиртовка, лабораторные стаканы, вода, тарелка со льдом, водяной термометр, кристаллики марганцовки.
Ход урока.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент | Здравствуйте ребята. Громко прозвенел звонок Начинается урок. Наши ушки на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем Ни минуты не теряем. |
Обучающиеся приветствуют учителя. Проверяют свою готовность. |
Актуализация опорных знаний. | - Внимательно прослушайте стихотворение и приготовьтесь ответить на вопросы. В луже, в море, океане И в водопроводном кране. Как сосулька, замерзает, В лес туманом заползает. Ледником в горах зовется. На плите у вас кипит, Паром чайника шипит, Растворяет сахар в чае. Мы ее не замечаем, Мы привыкли, что она – Наша спутница всегда. Без неё вам не умыться, Ни наесться, ни напиться! Смею вам я доложить: Без неё нам не прожить. - Ребята, о чём говорится в стихотворении? О каком веществе? - Кто догадался, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке? !- Приглашаю всех вас отправиться в путешествие с капелькой воды. !-Давайте с вами вспомним, что мы уже знаем о воде? |
Слушают стихотворение Знаем - Вода бывает в трёх состояниях: жидком, твёрдом, газообразном; - самую большую территорию поверхности Земли занимает вода; - на глобусе и карте вода обозначается синим цветом; - человек без воды может прожить всего несколько дней; - в теле человека 2/3 его массы занимает вода; - воду надо беречь. |
Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи | -Чтобы лучше узнать про капельку она предлагает нам отправиться в экспериментальную лабораторию и заняться там очень интересными исследованиями! | |
Открытие нового знания. | Опыт 1. - Опустите в стакан с водой ложку. Видна ли ложка в стакане? -О каком свойстве воды это говорит? Вывод: вода прозрачна Опыт 2. -Около стакана с водой положите цветные полоски бумаги. Сравните цвет жидкости с цветом полосок. Имеет ли вода цвет? - О чём это говорит? Вывод: вода не имеет цвета Опыт 3. -Сейчас мы будем определять, имеет ли запах вода. Что мы должны для этого сделать? - Какое свойство воды можно установить таким способом? Вывод: вода не имеет запаха Опыт 4. -Попробуйте воду. Есть ли у нее вкус? Вывод: вода не имеет вкуса Опыт 5. -Колбу с трубкой, заполненную подкрашенной водой, опустим в горячую воду. -Что наблюдаете? -О чём это свидетельствует? Вывод: при нагревании вода расширяется. Опыт 6. - Ту же колбу поставим в тарелку со льдом. -Что наблюдаете? Вывод: при охлаждении вода сжимается. Опыт 7. - А сейчас добавьте в стакан соль. Размешайте. Что произошло с солью? (аналогично с др. веществами: сахар, мел, глина) Вывод: Вода – растворитель /На доске/ ВЫВОД Вода - прозрачна, бесцветна, не имеет запаха, не имеет вкуса, растворитель, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается. |
Записывают выводы опытов в карточки |
Физкультминутка: | - Капелька предлагает немного отдохнуть. Звучит музыка из кинофильма «Волга-Волга» (водовоз) К речке быстро мы спустились, Наклонились и умылись. Раз, два, три, четыре, Вот как славно освежились! А теперь поплыли дружно. Делать так руками нужно. Вышли на берег крутой И отправились домой. |
Льется чистая водица, Мы умеем сами мыться. Порошок зубной берем, Зубной щеткой зубы трем. Моем шею, моем уши, Вытираемся посуше. -О каких свойствах воды вы узнали из физкультминутки? (текучесть, вода-растворитель) -Как ваша семья использует дома воду? Или этот вариант |
-Давайте вспомним тёплое, солнечное лето. Рано утром вы выходите из дома, ярко светит солнце, а на траве — капельки воды, а ведь дождя не было. Откуда взялась вода? Куда она потом делась? -А куда исчезает водяной пар, который, нагреваясь под солнцем, поднимается всё выше и выше? - Ребята, как вы уже поняли, капелька очень любит путешествовать. Об одном из её путешествий она вам хочет рассказать. /просмотр мультфильма «Круговорот воды в природе»/ - О каком природном явлении рассказала вам капелька? |
||
Проверка усвоения новых знаний |
1. Игра «Собери пазлы» /работа в парах/ -С помощью отдельных картинок смоделируйте круговорот воды в природе. 2./презентация/ Капелька для вас приготовила интересную информацию о необыкновенных явлениях в природе, связанных с водой. Эти явления записаны в книгу рекордов Гиннесса. • Самая крупная капля дождя выпала в Америке в 1953 году, и её размер был равен 9 см 4 мм. • Самый сильный дождь шёл в Индии целых 12 месяцев с 1 августа 1860 года по 31 июля 1861 года. • Самое глубокое озеро Байкал. Его глубина 1 километр 940 метров. 3.Тест-опрос. 1. Где вода в твёрдом состоянии? ○ дождь ○ туман ○ град 2. Во что превращается вода при сильном нагревании? ○ в пар ○ в туман ○ в росу 3. Как называются капли воды, появляющиеся утром на поверхности земли и растений? ○ туман ○ роса ○ облака 4. Какие свойства НЕ характерны для воды? ○ имеет запах ○ способна растворять другие вещества ○ прозрачна ○ имеет белый цвет |
|
Рефлексия | - Что нового и интересного вы узнали сегодня на уроке? - Пригодятся ли вам полученные знания в дальнейшем? Учебник стр. 65 вопросы проверь себя. Вы, сегодня были активными, внимательными, любознательными. Молодцы! Очень приятно было с вами работать. |
|
Дом. задание: | сочинить сказку «Путешествие Капельки». |