Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА Тумко Наталья Владимировна, учитель начальных классов ГБОУ Лицей № 126 Калининского района Санкт-Петербурга Формирование познавательного интереса – сложная задача, от решения которой зависит эффективность учебной деятельности младших школьников на уроках окружающего мира. В настоящее время педагогами и психологами разработаны подходы к раскрытию данной темы. Существует множество методов и приёмов для развития учебно-познавательного интереса по данному предмету. В своё время В. А. Сухомлинский обращал внимание педагогов на то, чтобы чудесный мир природы, игры, музыки, сказки, в котором ребёнок жил до школы, не был закрыт для него дверью класса. Дети только в том случае полюбят школу, если учитель сохранит для них те радости, которые окружали их раньше. Таким образом, занимательный материал не перестаёт влиять на развитие ребёнка в учебном процессе. Использование занимательного материала на уроках окружающего мира помогает активизировать учебный процесс, развивает познавательную активность, наблюдательность детей, их внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому. Кроме того, занимательный материал развивает у младших школьников творческое воображение, снимает утомление. В своей работе использую загадки, игры, кроссворды, ребусы, филворды, интересные факты из жизни обитателей планеты. Чем старше становятся дети, тем более они вовлечены в самостоятельное составление кроссвордов, ребусов. Своим ученикам предлагаю оформить небольшие книжки-раскладушки с занимательным материалом по окружающему миру. В классе есть шкатулка «Загадки планеты Земля», в которую ребята могут положить интересные вопросы о природных объектах и явлениях, а на переменах достать эти вопросы и вместе с одноклассниками попытаться на них ответить. Если ответ не находится быстро, его следует найти в энциклопедиях школьной библиотеки. Большой интерес на уроках окружающего мира вызывает прослушивание в природе «разговоров» между растениями, насекомыми, птицами и зверями. Для наибольшего эффекта данные разговоры или монологи могут быть инсценированы детьми. При изучении темы «Группы животных. Птицы» можно «пригласить» некоторых представителей пернатых, чтобы они рассказали о себе. Дети перевоплощаются в птиц при помощи костюмов и сообщают интересные факты, например: «Здравствуйте! Я – цапля. Бываю разного цвета: и белого, и черного, и серого, и рыжего. На голове у меня хохолок. Мой клюв необычный – он может удерживать скользкую рыбу! Питаюсь я лягушками, насекомыми, рыбой. А еще у меня необычные колени с замочками, поэтому я умею долго стоять на одной ноге и маскироваться под траву или камыш». «Доброе утро, я – синица. Так меня назвали за мою песенку «синь – синь». Я очень трудолюбива: летом с утра до вечера в трещинах деревьев ищу притаившихся жучков. А зимой мне холодно, я ближе к человеку лечу, помощи жду. Зимними ночами прячусь с подружками в дуплах деревьев и сплю там. У меня очень красивый голос!». «Приветствую вас, друзья! Я – сокол, хищник. Мои крылья в виде серпа, поэтому я умею высоко подниматься в небо и парить там. Летаю я очень быстро, со скоростью 100 километров в час! Питаюсь разными птицами, но могу поймать и зайца. Когда я сыт, играю в воздушный бой со своими братьями-соколами». В формировании учебно-познавательного интереса велика роль познавательных заданий и вопросов. Эти вопросы и задания помогают школьникам творчески использовать имеющийся у них запас знаний, а также выяснить, умеют ли ученики думать, и в какой степени владеют природоведческими фактами. Например: Что можно получить из хвои сосны? Почему для укрепления песков сажают сосны, а не ели? Для формирования познавательного интереса можно использовать на уроках научно-популярные книги о природе. Они написаны понятным детям языком, содержат богатый природоведческий материал. Такие издания оказывают положительное влияние на развитие личности ребёнка. Прежде всего, расширяют фонд научных знаний о природе и тем самым формируют правильную гражданскую позицию, развивают мышление, творческое воображение, культуру чтения, обогащают речь детей специальной терминологией. В настоящее время трудно приучить детей к чтению книг, в том числе и научно-популярных. Психологами установлено, что интерес у ребят возникает только тогда, когда они оказываются перед противоречием. Решая его, возникает любопытство, а, следовательно, и потребность в прочтении материала. Интерес к изучению научно-популярной литературы можно вызвать следующими способами: заинтересовать названием книги; сообщать интересные факты о писателе; зачитывать текст только до кульминации; ставить перед детьми такие вопросы, ответы на которые можно найти только в тексте. Одним из способов формирования познавательного интереса к предмету является создание экологических сказок. Экологическая сказка - жанр, в котором рассматриваются экологические темы и проблемы через призму волшебных событий, то есть разнообразные и сложные взаимоотношения в живой и неживой природе подаются в необычном формате. Дети любят сказки, а сочинение экологических сказок помогает ребенку углубиться в материал описываемого события, экологической проблемы, тем самым развивая не только фантазию, но и побуждая к анализу и более глубокому изучению и запоминанию конкретной темы по предмету. После анализа соответствующих сказок предлагаю нарисовать экологические знаки, которые помогают понять, насколько глубоко дети поняли заданную экологическую проблему. Для активизации интереса к окружающему миру можно вовлечь обучающихся в процесс изготовления гербариев, небольших коллекций (например, камней), макетов, моделей природных объектов или связей в природе. Так при изучении темы «Природные зоны России» изготовление моделей «Цепи питания» поможет обучающим наглядно запомнить материал, раскрывающий взаимосвязь между растениями и животными изучаемых природных зон. Макеты по правилам дорожного движения, созданные руками детей, способствуют запоминанию дорожных знаков и разметки, необходимой для безопасного перемещения по улицам города. С помощью органов чувств ученики в процессе рассмотрения объектов получают определенную информацию о них, осмысливают ее путем сравнения. На этой основе у детей младшего школьного возраста формируются знания, которые впоследствии воспроизводятся в вербальной форме и реализуются в практических действиях. Живой интерес вызывают у младших школьников экскурсии на природные объекты. Именно они помогают формировать навыки поведения в природе, наглядно показывают разнообразие живой и неживой природы, развивают наблюдательность, мышление, эстетическое чувство, пробуждают интерес и любовь к природе. На экскурсии «Весенние изменения в природе» можно наблюдать не только процесс набухания почек на деревьях, но и обратить внимание на пробуждение насекомых, которых нередко можно встретить на стволах деревьев, на взаимосвязь между живой и неживой природой. Учащиеся начальных классов иногда стоят перед проблемой выбора нужной информации из огромного потока, вследствие чего, учебные тексты учат с трудом, без желания и осмысливания. Для сохранения интереса познавательную деятельность учащихся надо выстраивать так, чтобы каждый ученик имел возможность на разных уровнях слушать, записывать, видеть и проговаривать учебный материал. Чтобы заинтересовать детей темой, можно использовать в работе графические модели и опорные схемы. Именно они помогут школьникам выделять смысловые единицы и оформлять их в определённом порядке. Например, при изучении темы «Природные зоны» даю детям опорную карту (рис.1), в которую мы кратко записываем все ключевые моменты, касающиеся особенностей неживой природы, растительного и животного мира, экологических проблем и хозяйственной деятельности человека. рис. 1 Ученикам нравится, что с помощью опорной карты можно легко рассказать всю тему без утомительного заучивания. К тому же опорные листы по всем природным зонам России помогают детям при подготовке к Всероссийской проверочной работе по окружающему миру. Все приведённые приёмы прекрасно вписываются в любую систему и методику обучения. Их реализация приводит к следующим результатам: у детей развивается умение работать с информацией; формируются навыки работы с учебным материалом; повышается активность учащихся, растёт их интерес к предмету. Таким образом, можно утверждать, что интерес играет роль катализатора учебной деятельности. Если создать условия для развития познавательного интереса, то эффективность обучения школьников на уроках окружающего мира повысится. Список цитируемой литературы: 1. Булатова, О. В. Познавательный интерес в структуре общей способности к учению в младшем школьном возрасте / О. В. Булатова // Начальная школа плюс До и После. – 2009. – № 11. С. 78-81. 2. Щукина, Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г. И. Щукина. – Москва : Педагогика, 1988. – 208 с. 3. Капустина, Н. Г. Познавательные интересы младших школьников / Н. Г. Щукина // Начальная школа плюс До и После. – 2005. – № 02. С. 3-7. 4. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям / В. А. Сухомлинский. – Киев : Радяньска школа, 1985. – 177 с.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»