ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА Тумко Наталья Владимировна, учитель начальных классов ГБОУ Лицей № 126 Калининского района Санкт-Петербурга Формирование познавательного интереса – сложная задача, от решения которой зависит эффективность учебной деятельности младших школьников на уроках окружающего мира. В настоящее время педагогами и психологами разработаны подходы к раскрытию данной темы. Существует множество методов и приёмов для развития учебно-познавательного интереса по данному предмету. В своё время В. А. Сухомлинский обращал внимание педагогов на то, чтобы чудесный мир природы, игры, музыки, сказки, в котором ребёнок жил до школы, не был закрыт для него дверью класса. Дети только в том случае полюбят школу, если учитель сохранит для них те радости, которые окружали их раньше. Таким образом, занимательный материал не перестаёт влиять на развитие ребёнка в учебном процессе. Использование занимательного материала на уроках окружающего мира помогает активизировать учебный процесс, развивает познавательную активность, наблюдательность детей, их внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому. Кроме того, занимательный материал развивает у младших школьников творческое воображение, снимает утомление. В своей работе использую загадки, игры, кроссворды, ребусы, филворды, интересные факты из жизни обитателей планеты. Чем старше становятся дети, тем более они вовлечены в самостоятельное составление кроссвордов, ребусов. Своим ученикам предлагаю оформить небольшие книжки-раскладушки с занимательным материалом по окружающему миру. В классе есть шкатулка «Загадки планеты Земля», в которую ребята могут положить интересные вопросы о природных объектах и явлениях, а на переменах достать эти вопросы и вместе с одноклассниками попытаться на них ответить. Если ответ не находится быстро, его следует найти в энциклопедиях школьной библиотеки. Большой интерес на уроках окружающего мира вызывает прослушивание в природе «разговоров» между растениями, насекомыми, птицами и зверями. Для наибольшего эффекта данные разговоры или монологи могут быть инсценированы детьми. При изучении темы «Группы животных. Птицы» можно «пригласить» некоторых представителей пернатых, чтобы они рассказали о себе. Дети перевоплощаются в птиц при помощи костюмов и сообщают интересные факты, например: «Здравствуйте! Я – цапля. Бываю разного цвета: и белого, и черного, и серого, и рыжего. На голове у меня хохолок. Мой клюв необычный – он может удерживать скользкую рыбу! Питаюсь я лягушками, насекомыми, рыбой. А еще у меня необычные колени с замочками, поэтому я умею долго стоять на одной ноге и маскироваться под траву или камыш». «Доброе утро, я – синица. Так меня назвали за мою песенку «синь – синь». Я очень трудолюбива: летом с утра до вечера в трещинах деревьев ищу притаившихся жучков. А зимой мне холодно, я ближе к человеку лечу, помощи жду. Зимними ночами прячусь с подружками в дуплах деревьев и сплю там. У меня очень красивый голос!». «Приветствую вас, друзья! Я – сокол, хищник. Мои крылья в виде серпа, поэтому я умею высоко подниматься в небо и парить там. Летаю я очень быстро, со скоростью 100 километров в час! Питаюсь разными птицами, но могу поймать и зайца. Когда я сыт, играю в воздушный бой со своими братьями-соколами». В формировании учебно-познавательного интереса велика роль познавательных заданий и вопросов. Эти вопросы и задания помогают школьникам творчески использовать имеющийся у них запас знаний, а также выяснить, умеют ли ученики думать, и в какой степени владеют природоведческими фактами. Например: Что можно получить из хвои сосны? Почему для укрепления песков сажают сосны, а не ели? Для формирования познавательного интереса можно использовать на уроках научно-популярные книги о природе. Они написаны понятным детям языком, содержат богатый природоведческий материал. Такие издания оказывают положительное влияние на развитие личности ребёнка. Прежде всего, расширяют фонд научных знаний о природе и тем самым формируют правильную гражданскую позицию, развивают мышление, творческое воображение, культуру чтения, обогащают речь детей специальной терминологией. В настоящее время трудно приучить детей к чтению книг, в том числе и научно-популярных. Психологами установлено, что интерес у ребят возникает только тогда, когда они оказываются перед противоречием. Решая его, возникает любопытство, а, следовательно, и потребность в прочтении материала. Интерес к изучению научно-популярной литературы можно вызвать следующими способами: заинтересовать названием книги; сообщать интересные факты о писателе; зачитывать текст только до кульминации; ставить перед детьми такие вопросы, ответы на которые можно найти только в тексте. Одним из способов формирования познавательного интереса к предмету является создание экологических сказок. Экологическая сказка - жанр, в котором рассматриваются экологические темы и проблемы через призму волшебных событий, то есть разнообразные и сложные взаимоотношения в живой и неживой природе подаются в необычном формате. Дети любят сказки, а сочинение экологических сказок помогает ребенку углубиться в материал описываемого события, экологической проблемы, тем самым развивая не только фантазию, но и побуждая к анализу и более глубокому изучению и запоминанию конкретной темы по предмету. После анализа соответствующих сказок предлагаю нарисовать экологические знаки, которые помогают понять, насколько глубоко дети поняли заданную экологическую проблему. Для активизации интереса к окружающему миру можно вовлечь обучающихся в процесс изготовления гербариев, небольших коллекций (например, камней), макетов, моделей природных объектов или связей в природе. Так при изучении темы «Природные зоны России» изготовление моделей «Цепи питания» поможет обучающим наглядно запомнить материал, раскрывающий взаимосвязь между растениями и животными изучаемых природных зон. Макеты по правилам дорожного движения, созданные руками детей, способствуют запоминанию дорожных знаков и разметки, необходимой для безопасного перемещения по улицам города. С помощью органов чувств ученики в процессе рассмотрения объектов получают определенную информацию о них, осмысливают ее путем сравнения. На этой основе у детей младшего школьного возраста формируются знания, которые впоследствии воспроизводятся в вербальной форме и реализуются в практических действиях. Живой интерес вызывают у младших школьников экскурсии на природные объекты. Именно они помогают формировать навыки поведения в природе, наглядно показывают разнообразие живой и неживой природы, развивают наблюдательность, мышление, эстетическое чувство, пробуждают интерес и любовь к природе. На экскурсии «Весенние изменения в природе» можно наблюдать не только процесс набухания почек на деревьях, но и обратить внимание на пробуждение насекомых, которых нередко можно встретить на стволах деревьев, на взаимосвязь между живой и неживой природой. Учащиеся начальных классов иногда стоят перед проблемой выбора нужной информации из огромного потока, вследствие чего, учебные тексты учат с трудом, без желания и осмысливания. Для сохранения интереса познавательную деятельность учащихся надо выстраивать так, чтобы каждый ученик имел возможность на разных уровнях слушать, записывать, видеть и проговаривать учебный материал. Чтобы заинтересовать детей темой, можно использовать в работе графические модели и опорные схемы. Именно они помогут школьникам выделять смысловые единицы и оформлять их в определённом порядке. Например, при изучении темы «Природные зоны» даю детям опорную карту (рис.1), в которую мы кратко записываем все ключевые моменты, касающиеся особенностей неживой природы, растительного и животного мира, экологических проблем и хозяйственной деятельности человека. рис. 1 Ученикам нравится, что с помощью опорной карты можно легко рассказать всю тему без утомительного заучивания. К тому же опорные листы по всем природным зонам России помогают детям при подготовке к Всероссийской проверочной работе по окружающему миру. Все приведённые приёмы прекрасно вписываются в любую систему и методику обучения. Их реализация приводит к следующим результатам: у детей развивается умение работать с информацией; формируются навыки работы с учебным материалом; повышается активность учащихся, растёт их интерес к предмету. Таким образом, можно утверждать, что интерес играет роль катализатора учебной деятельности. Если создать условия для развития познавательного интереса, то эффективность обучения школьников на уроках окружающего мира повысится. Список цитируемой литературы: 1. Булатова, О. В. Познавательный интерес в структуре общей способности к учению в младшем школьном возрасте / О. В. Булатова // Начальная школа плюс До и После. – 2009. – № 11. С. 78-81. 2. Щукина, Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г. И. Щукина. – Москва : Педагогика, 1988. – 208 с. 3. Капустина, Н. Г. Познавательные интересы младших школьников / Н. Г. Щукина // Начальная школа плюс До и После. – 2005. – № 02. С. 3-7. 4. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям / В. А. Сухомлинский. – Киев : Радяньска школа, 1985. – 177 с.