Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Проблемное обучение на уроках окружающего мира Двуреченская Алэся Станиславовна учитель начальных классов ГБОУ школа №471 Выборгского района Санкт-Петербурга город Санкт-Петербург Россия Проблемное обучение достаточно давно используется в практике школы на разных ступенях обучения. Оно развивает мышление учащихся, повышает их интеллектуальный уровень, способствует развитию познавательного интереса, оказывает позитивное влияние на усвоение всех компонентов содержания образования. Проблемное обучение неразрывно связано с формированием исследовательских умений. И конечно, его можно рассматривать как средство формирования универсальных учебных действий школьников. Поэтому применение проблемного обучения в начальной школе не теряет своей актуальности. Содержание предмета «окружающий мир» отличается конкретностью изучаемых явлений, процессов и объектов. В основе познавательной деятельности лежит чувственное восприятие окружающего мира. Поэтому при создании и рассмотрении проблемных ситуаций на уроках по курсу «Окружающий мир» надо постоянно опираться на использование изображений изучаемых процессов и явлений, использовать жизненный опыт учащихся, привлекать краеведческий материал. Учебник является важнейшим инструментом в совместной работе учителя и ученика. Обратите внимание на вопрос о том, как учебник помогает учителю в определении и конструировании проблемных вопросов. Как известно, построение и изучение предмета «окружающий мир» основано на реализации проблемно диалогического обучения. По этому почти в каждом параграфе учебника показаны проблемные ситуации, решение которых отражено и в структуре урока. Например, в УМК «Школа России» (А.А. Плешаков) нередко само название параграфа нацеливает учителя на организацию проблемного обучения («Невидимые нити в осеннем лесу», «Невидимое сокровище», «Подземные кладовые» и пр.) Учебник содержит много вопросов и заданий, на основании которых можно «разыграть» проблемную ситуацию. Проблема заключается в том, что именно учитель должен уметь видеть эти проблемные вопросы, ситуации, вскрывать заложенные в них противоречия.Младшим школьникам доступно решение проблемных ситуаций, При этом учебник — соавтор учителя, «организатор» самостоятельной поисковой деятельности младшего школьника. Проблемное обучение рассматривается различными авторами по разному: как тип обучения, метод обучения, принцип обучения, дидактический подход. Авторы выделяют общие элементы проблемного обучения, а именно создание проблемных ситуаций и решение проблем. «Проблемная ситуация представляет собой явно или смутно осознанное субъектом затруднение, пути преодоления которого требуют поиска новых знаний, новых способов действий» М.И. Махмутов понимает проблемную ситуацию как «психическое состояние интеллектуального затруднения, которое возникает у человека тогда, когда он в ситуации решаемой им проблемы не может объяснить новый факт при помощи имеющихся знаний или выполнить известное действие прежними, знакомыми способами и должен найти новый способ действия». Для создания проблемной ситуации нужно поставить учащегося перед необходимостью выполнить такое задание, чтобы подлежащее усвоению новое знание занимало место неизвестного.Но не всякая проблемная ситуация стимулирует мышление, уместно говорить о необходимости ее конструирования и эмоциональной «презентации». Надо стремиться к тому, чтобы поставить ученика в позицию исследователя, первооткрывателя, научить его наблюдать, анализировать явления и процессы, происходящие в окружающем мире. При реализации проблемного обучения на уроках окружающего мира учителю следует помнить, что вопрос является проблемным, если: 1) он связан с ведущими идеями, понятиями и закономерностями науки (естествознания), а также с мировоззренческими вопросами; 2) вокруг «очерченных» им проблем возможна группировка материала, в том числе и фактического; 3) существуют пути решения обозначенной им проблемы (это необходимо для приобщения учащихся к методам научного познания); 4) на его основе можно сконструировать проблемную ситуацию. В психолого педагогической литературе выделяют традиционные и реальные проблемные ситуации. Постановка и решение проблем, которые ребенок наблюдает в реальной жизни, находят наиболее яркий отклик в его душе. Традиционное проблемное обучение предполагает решение проблем, заимствованных из науки и адаптированных к возрасту учащихся. Примеры традиционных проблемных ситуаций. П р и м е р 1. Спрашиваем учащихся, по чему на вершинах высоких гор лежит снег. Учащиеся выдвигают гипотезу: «Там холодно». Задаем провокационный вопрос: «Почему высоко в горах холодно, если они ближе к солнцу?» — создавая, таким образом, проблемную ситуацию. Далее в ходе обсуждения вопроса устанавливаем, что воздух нагревается от поверхности земли, поэтому температура воздуха понижается с высотой. П р и м е р 2. При обобщении наблюдений за погодой учащиеся устанавливают факт, что зимой не образуются кучевые облака. Спрашиваем: «Почему?» Объяснение данного факта: кучевые облака образуются при высоком испарении; зимой температуры воздуха низкие, следовательно, испарение незначительно. Появление кучевых облаков является одним из признаков наступления весны. П р и м е р 3. При наблюдении за погодой у младших школьников складывается представление, что максимальное количество атмосферных осадков выпадает осенью. («Все дождь и дождь, сыро, лужи кругом».) Учащиеся отмечают, что летом луж бывает меньше, чем осенью. Однако в соответствии с достоверными сведениями максимум осадков наблюдается летом. Лето не «воспринимается» как влажный сезон в силу того, что для летнего периода характерны ливневые дожди и высокое испарение. П р и м е р 4. Задаем вопрос: «Лиственница — хвойное или лиственное дерево?» В ходе наблюдений учащиеся выявляют, что лиственница теряет хвоинки каждый год, как лиственные деревья, с этим и связано ее название. Но вместе с тем она относится к хвойным деревьям. П р и м е р 5. При изучении царства живой природы в теме «Разнообразие растений» предлагаем задание: «Хвоинки сосны держатся на ветке два три года, а хвоинки ели — пять семь лет. Затем они опадают. Почему же сосну и ель называют вечнозелеными растениями?» В данном случае возможно выдвижение двух гипотез: 1. Когда старые хвоинки сосны и ели опадут, на их месте вырастают новые. 2. У сосны и ели каждый год вырастают новые хвоинки. При проверке первой гипотезы выясняется, что одновременное опадение хвоинок у сосны и ели приведет к тому, что оба дерева перестанут быть зелеными. Нужно время, чтобы выросли новые хвоинки. Следовательно, данная гипотеза неверна. Для проверки второй гипотезы необходима опора на наблюдения и жизненный опыт учащихся. Они вспоминают, что у сосны и ели так же, как и у лиственных деревьев, каждый год вырастают новые хвоинки. В результате приходят к выводу, что хвоя сосны и ели обновляется постепенно, поэтому сосна и ель всегда зеленые. Примеры реальных проблемных ситуаций. П р и м е р 1. Какие вещи надо положить в чемодан Саше, если он проведет зимние каникулы в Санкт Петербурге? Какие вещи необходимы Лене, если она будет отдыхать в Египте? П р и м е р 2. В летние каникулы школьники отправились в поход. После первого привала они обнаружили, что потеряли компас. Расскажи, как дети смогли сориентироваться без компаса. П р и м е р 3. В Москве намечалось строительство нескольких мусоросжигательных заводов. Что делать с мусором? Сжигать или не сжигать? Где разместить заводы по переработке мусора? Можно выделить еще один тип проблемных ситуаций. Они, по сути, не содержат в себе противоречия, но их решение связано с «раскруткой» причинноследственных связей, поэтому их содержание и способы решения позволяют организовать проблемное обучение. П р и м е р 1. Почему вода не переполняет океаны и моря, ведь дожди на планете постоянно пополняют Мировой океан? П р и м е р 2. Почему птицы улетают в теплые края? П р и м е р 3. Кто открыл Америку? П р и м е р 4. Куда текут реки? П р и м е р 5. Ласточка и скворец — насекомоядные птицы. Почему у них разные клювы? Тема «Природные зоны России» располагает широкими возможностями для включения проблемных вопросов разного типа. Так, при изучении арктических пустынь первый проблемный вопрос связан с ее названием: «Почему эта природная зона называется пустыней?» Учитель должен провоцировать создание проблемной ситуации, целенаправленно вскрывая противоречия. Например: «Почему в Арктике холодно, ведь там полгода наблюдается полярный день, когда солнечные лучи попадают на земную поверхность?» Предполагаемый ответ: «Солнечные лучи скользят по поверхности, слабо нагревая ее». Следующий вопрос учителя: «Но в этом случае нагревание земной поверхности все же происходит. Почему же все равно холодно в арктической зоне?» Далее в результате обсуждения учащиеся дополняют, что снег отражает часть солнечного «тепла» (правильно употреблять термин «солнечная радиация»). Включение учащихся в процесс решения проблемных вопросов способствует формированию универсальных учебных действий. Прием учебной работы: 1. Осознание проблемы, вскрытие противоречия. Обнаружение скрытого противоречия в проблемном вопросе Установлене причинно-следственных связей, нахождение разрыва в связях 2. Формулирование гипотезы. Обозначение с помощью гипотезы основного направления поиска ответа Выдвижение гипотезы 3. Доказательство гипотезы. Доказательство или опровержение высказанного в гипотезе предположения. Обоснование гипотезы 4. Общий вывод Обогащение ранее сформированных причинно-следственных связей новым содержанием. Установление причинно-следственных связей. Решение проблемных вопросов мотивирует учащихся к самостоятельному поиску информации, позволяет им научиться видеть проблему,формулировать ее, находить пути ее разрешения. Систематическое решение проблемных вопросов, учебных задач — характерный признак современного урока. ЛИТЕРАТУРА: 1.Лернер И.Я. Развитие мышления школьников в процессе обучения истории: Пос. для учителей. М.: Просвещение, 1982. 2. Махмутов М.И. Проблемное обучение.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»