Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Конспект урока по окружающему миру во 2 классе
УМК «Школа России»

 Правила вежливости

Цветова Марина Сергеевна,
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ № 435 Санкт-Петербурга
Тип урока : открытие новых знаний.
Цель урока : формировать навыки культуры общения и поведения : взаимоотношения с окружающими людьми, создание условий для формирования представлений о правилах вежливости.
Задачи:
  1. Научить использовать вежливые слова в разных жизненных ситуациях ;
  2. Развивать умение анализировать, обобщать, делать самостоятельно выводы ;
  3. Воспитывать вежливое и уважительное отношение к людям.
 
Планируемые результаты:
Предметные:
1. Повторить вежливые слова, используемые в различных жизненных ситуациях.
Личностные:
1. Проявлять познавательный интерес, целеустремленность и настойчивость в достижении цели, совместно договариваться о правилах общения в группе.
2. Освоение личностного смысла учения, желания учиться.
3. Формировать самооценку и взаимооценку.
Метапредметные:
Познавательные:
1. Уметь анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
2. Уметь ориентироваться в раздаточном материале.
3. Создавать способы решения проблем творческого и поискового характера.
Регулятивные:
1.Формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание ее.
2. Планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока.
3.Оценивание своей работы на уроке.
Коммуникативные:
1.Уметь полно и точно передавать информацию.
2.Уметь работать в паре, группе.
3. Осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме.
Межпредметная связь:  литературное чтение, технология.
Оборудование: учебник по окружающему миру ( УМК «Школа России», 2 класс II часть «Окружающий мир» А. А. Плешаков), презентация, раздаточный материал.
Ход урока :
I. Организационный этап.  
  - Здравствуйте ! Мы начинаем наш урок.
 
Постарайтесь все понять,
Слушать, думать и вникать!

 
 
II. Актуализация знаний.  
  1.  
- Как называется раздел, который мы сейчас изучаем? ( «Общение»)
– Где мы общаемся? ( В школе, дома, на улице, в транспорте, … - везде )
- Всегда ли общение бывает приятным? (не всегда)

 
 
III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.  
1. - Давайте посмотрим мультфильм, который поможет нам в работе на уроке, и подумаем, что надо делать, чтобы общение было приятным ?
( просмотр мультфильма ) –
https://ok.ru/video/31721065066

 
Мультфильм про Лунтика «Невежи»
2. - Почему генерал Шер не захотел угощать гусениц пирогами ?
- Только ли из-за того, что они уронили его ?
( они не знали вежливых слов и как их использовать )
 
- Итак, что же нужно, чтобы общение было приятным?
( говорить вежливые слова, правильно их употреблять, не ссориться )
 
- Должен ли человек знать вежливые слова, чтобы не попасть в такую ситуацию ?

 
 
3. - Как вы думаете, какова тема нашего урока ?
- Верно, тема нашего урока “ Правила вежливости”.

 
Слайд
4. - Как вы думаете, на какие вопросы мы должны ответить на уроке ?
I. Что такое вежливость ?
II. Какие есть вежливые слова ?
III. Как стать вежливым человеком ?

 
Слайд
5. – Чтобы решить эти задачи, я предлагаю создать «Азбуку вежливости».
- Цель любой Азбуки - чему-либо научить : научить читать, знать азбуку Морзе и т.д.
- Чему будет учить наша Азбука ?
 
- На этом уроке каждая группа будет подбирать материал для своей страницы, а на следующем уроке – технологии мы будем оформлять и составлять нашу Азбуку.

 
Обложка книги
III. Первичное усвоение новых знаний.  
1.
- Итак, начнем. Кто запомнил, как звучал первый вопрос урока ?
( что такое вежливость )
Слайд
2. - Чтобы ответить на этот вопрос, давайте сначала узнаем, откуда появилось слово «вежливость»?
 
- Посмотрите на этот слайд – вот какую информацию я нашла.
- Оказывается, до 16-го века в русском языке широко употреблялось слово «ВЕЖЕ».
 
«ВЕЖЕ» ------------ знаток.
«ВЕЖЕ» ------------- ведать, знать.
«ВЕЖЕ» – это человек, который знает, как вести себя в той или иной ситуации.
«ВЕЖЕСТВО» – превратилось в «вежливость».
«ВЕЖЕСТВО» – качество ценное и обязательное. Учили вежеству в школах наряду с грамотой и молитвами.
 
- Найдите на слайде ответы на вопросы.
- Что обозначало слово «веже» ?
- От какого глагола произошло ?
- Кого называли «вежей» ?
- В какое слово превратилось слово «вежество» ?
- Почему вежеству учили в школах наряду с грамотой и молитвами ?
 
 
 
 
 
 
 
Слайд
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
3. - Итак, что же такое вежливость ?
Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой общаться.

 
 
 
Слайд

 
4. - А гусениц – героев нашего мультфильма можно назвать вежливыми ?
- Кто запомнил, каким словом их называют ? Как назывался мультфильм ?
- Почему гусениц считали невежами ?
( были грубыми, невоспитанными, не знали вежливых слов )
 
5. - Как звучал второй вопрос урока ?
( Какие есть вежливые слова ?)
 
- Давайте ответим на этот вопрос.

 
Слайд
6. «Распредели вежливые слова по группам»
 
- Посмотрите на парту. У каждой группы есть лист – будущая страница  Азбуки, которую вы будете оформлять на уроке технологии и папка-уголок для сбора материала. В нее вы будете класть материал, необходимый для вашей конкретной страницы.
 
- Переверните папку-уголок и прочитайте название вашей страницы.
- Теперь возьмите конверт №1.
- Достаньте из него все карточки с вежливыми словами.
- Положите перед собой только те карточки со словами, которые подходят к вашей странице, остальные уберите обратно в конверт.
 
- Давайте проверим. I группа прочитайте, как называется ваша страница и какие вежливые слова вы для себя отобрали. Мы слушаем и проверяем….
 
1.Слова приветствия.
Здравствуйте
Доброе утро
Добрый день
Добрый вечер
2. Слова прощания.
До свидания
До скорой встречи
Прощайте
Пока
3. Слова благодарности.
Спасибо.
Благодарю.
Большое спасибо.
4.Слова просьбы.
Будьте добры
Пожалуйста
Прошу вас
Будьте любезны
5. Слова извинения.
Извините.
Простите.
Я виноват!
 
- Есть еще слова пожелания : всего хорошего, будьте здоровы, спокойной ночи, приятного аппетита, доброго пути и другие…                                                           
 
- Карточки с выбранными словами уберите в папку-уголок.

 
Листы бумаги А-3, папки-уголки с названием страницы, конверты с заданиями
7. «История слов»
- Как же появились вежливые слова ?
- Давайте узнаем историю некоторых вежливых слов.
 
- Возьмите конверт №2. Достаньте карточки с текстами. Раздайте каждому участнику группы. Прочитайте про себя тексты. Выберите 1 чтеца, который нам выразительно прочитает текст.
 
- Итак, представитель группы читает текст, но не называет историю какого слова он читает. Мы с вами должны догадаться, о каком слове идет речь.
 
- «Здравствуйте» -
Это слово отмечено в рукописи 1057 года, это самое древнее дошедшее до нас пожелание нашего предка. Выражение «здравия желаю» повелось с древних времен и считалось жестом уважения при приветствии. Оно произошло от слова «здравствовать» - быть здоровым, благополучно существовать.
 
( Сегодня «здравствуйте» - привычная форма приветствия при встрече. Однако в прошлом она могла применяться и при прощании. Да, да, не удивляйтесь. Ведь здоровья можно желать, и встречаясь, и прощаясь )
 
- «До свидания»
Эта популярная формула прощания вошла в оборот в начале 19 века. До этого использовали слово «прощайте», что означало «сними с меня вину», то есть «отпусти меня свободным», чтобы в дальнем пути я не чувствовал себя виноватым. В наши дни можно услышать сразу два пожелания : «Прощайте!» и это выражение-слово.
 
 
- «Спасибо»
11 января всемирный день этого слова. Родилось оно в 16 веке из словосочетания «Спаси вас Бог», что подразумевало спасение от всяких неприятностей, болезней, от какого-либо зла. Со временем это приветствие сократили и вместо «Спаси Бог» стали говори «спаси – бо». Так стали говорить собеседнику в знак уважения и благодарности.
 
- «Пожалуйста»
Это слово образовалось в 18 веке. Происходит от слова «жаловать». В давние времена оно означало оказывать внимание, проявлять почтение.  Отсюда и другое, родственное, слово - «пожаловать», то есть откликнуться на просьбу, жаловать внимание. «Ста» - устаревшая форма вежливого обращения, обычно в качестве приставки к имени (Людмила-ста! Андрей-ста!)
 
- «Извините»
В современном русском языке это слово считается синонимом к слову «простите», однако, изначально это очень разные по смыслу слова. Слово «Прости» означает - «я виноват, я признаю свою вину, прими меня таким, какой я есть, я постараюсь исправиться». А это слово значит – «выведи меня из вины, сделай меня невиновным, другими словами, давай будем считать, что я перед тобой не виноват». 

 
 
IV. Физкультминутка.  
  Игра «Не ошибись, пожалуйста!»
 
- А сейчас давайте немножко отдохнем и проверим, на сколько вы внимательно слышите вежливые слова.
- Я буду давать команды, но вы выполняете только те, в которых есть вежливые слова. Итак, начинаем !
Встаньте.
Встаньте, пожалуйста!
Поднимите руки.
Поднимите, пожалуйста, руки!
Будьте добры, похлопайте!
Поставьте, пожалуйста, руки на пояс.
Потопайте.
Попрыгайте, пожалуйста!
Будьте любезны, остановитесь.
Пожалуйста, наклонитесь вперед,
Наклонитесь назад.
Будьте добры, встаньте ровно.
Присядьте, пожалуйста.
Будьте добры, встаньте.
Тихо сядьте.
Тихо сядьте, пожалуйста!
 
V. Первичное закрепление.  
1. - Скажите, пожалуйста, можно ли человека или героев нашего мультфильма – гусениц, выучивших вежливые слова, уже назвать вежливыми ?
 
- Мало знать, еще надо уметь.
 
- Вспомните, как звучал третий вопрос урока ?
( Как стать вежливым человеком ? )
 
- Для этого необходимо тренироваться, упражняться в правильном поведении, пока эти действия станут привычкой.
- Вы задумываетесь, как пишется буква, когда пишите сочинение или как пишется цифра, когда решаете примеры ?
- Привычка – это когда мы поступили правильно вовсе не потому, что сели и подумали, а потому, что мы так привыкли.
 
- Т.е. мало знать вежливые слова, надо знать, как их использовать.
- Давайте сейчас и потренируемся.

 
 
 
 
 
 
 
Слайд
2. «Сценки по картинкам»
 
- Возьмите конверт №3. Достаньте все картинки. Выберите 1 картинку-ситуацию, в которой можно использовать вежливые слова вашей страницы. Остальные картинки уберите обратно в конверт.
 
- Подготовьтесь показать сценку, изображенную на вашей картинке. Придумайте небольшой диалог с использованием вежливых слов вашей страницы.
 
- Давайте проверим, какие диалоги придумала каждая группа, использовала ли вежливые слова своей страницы и как она это делала.

 
Слайды с картинками-ситуациями
 
3. - Как же надо произносить вежливые слова, чтобы они стали «волшебными» ?
 
- Нужно знать три секрета. Давайте их прочитаем:
  1. Вежливость проявляется не только в словах, но и в тоне, которым их произносят.
  2. Произносить слова вежливости нужно с улыбкой и доброжелательным выражением лица.
  3. Важное качество вежливости – это искренность.
— А что значит искренность?
— Это значит, что слова вежливости должны произносится от души.
- А есть еще золотое правило поведения. Оно гласит:
«Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе».

 
 
 
 
 
Слайд
 
 
 
 
 
 
 
Слайд
4. - Итак, на какие три вопроса мы должны были ответить на уроке ?
I. Что такое вежливость ?
II. Какие есть вежливые слова ?
III. Как стать вежливым человеком ?
 
- Ответили мы на эти вопросы ?
 
- Понадобятся ли эти знания и опыт в нашем классе ?
( ежедневное употребление вежливых слов повлияет на создание более дружеской атмосферы в классе и улучшит взаимоотношения между нами )

 
 
5. - Давайте проверим, как каждый из вас понял материал урока.
 
- Возьмите папку-уголок с тестами. Раздайте каждому участнику группы. Подпишите листок. Прочитайте вопрос и укажите ответ.
 
 
Задание #1
Вопрос:
Какое высказывание называют золотым правилом поведения?
 
Выберите один из 3 вариантов ответа:
1) По одёжке встречают, по уму провожают.
2) Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож.
3) Относить к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе.
 
Задание #2
Вопрос:
В дверях встретились учитель и ученик. Как должен поступить ученик?
 
Выберите один из 2 вариантов ответа:
1) Пропустить учителя.
2) Пройти быстренько первым.
 
Задание #3
Вопрос:
Соберите из букв  слово вежливости.
 
Составьте слово из букв:
НВТЗИИЕИ -> __________________________________________
 
Задание #4
Вопрос:
Выберите вежливые слова, которые  может сказать ученик при встрече с учителем.
 
Выберите несколько из 5 вариантов ответа:
1) спасибо
2) привет
3) доброе утро
4) добрый день
5) здравствуйте
 
Задание #5
Вопрос:
Из предложенных вежливых слов выберите слова благодарности.
 
Выберите несколько из 4 вариантов ответа:
1) до свидания
2) спасибо
3) благодарю
4) привет
 
Задание #6
Вопрос:
Какие вежливые слова принято говорить во время завтрака, обеда, ужина?
 
Выберите один из 3 вариантов ответа:
1) привет
2) приятного аппетита
3) приятных снов
 
Задание #7
Вопрос:
Рассмотрите картинку. Какое вежливое слово забыл сказать мальчик?
Изображение:

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»