Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Окружающий мир как учебный предмет в начальной школе

Касимова Зульфия Камиловна
В процессе познания природы, социального мира происходит совершенствование сенсорных процессов, мышления, речи, развивается любознательность. Изучение окружающего мира оказывает благотворное влияние на развитие разных сторон личности ребёнка и, прежде всего, на его умственное развитие. Постоянно наблюдая явления окружающего мира и находясь во взаимодействии с его предметами и объектами, младший школьник приобретает не только богатый чувственный опыт, но и развивает умения анализировать, устанавливать связи и зависимости, обобщать наблюдаемое и делать выводы. Вместе с тем воспитывается логика мысли, развивается логически правильная речь и воображение. В процессе ознакомления с окружающим миром достаточно легко создавать ситуации удивления, вопроса, предположения, предвидения, которые становятся основой для появления мотива получения знаний, приобретают особое значение в развитии логического мышления и связной речи.
В начальной школе дети получают достаточно большой объём знаний из разных образовательных областей – естествознания, географии, истории, обществоведения, анатомии и др., то есть предмет «Окружающий мир» является курсом культурологическим.
Процесс изучения окружающего мира способствует нравственному становлению личности, формированию гуманного отношения ко всему живому. Именно уроки окружающего мира позволяют перевести знания в самостоятельную деятельность: труд на природе, помощь сверстнику, проявление внимания к взрослому и др.
В основе эстетического воспитания младших школьников, которое осуществляется на уроках окружающего мира, лежит образное, эмоциональное восприятие объектов, созданных природой и человеком. Задача уроков состоит в том, чтобы поддержать родившееся эмоциональное состояние, использовать его для приобретения знаний и развития познавательного интереса.
Исходя из психологических особенностей взаимодействия ребёнка младшего школьного возраста с окружающим миром, можно определить первое концептуальное (исходное) положение построение курса – целесообразно, чтобы он был интегрированным.
 
Предмету «Окружающий мир» свойственны следующие функции.
 1. Образовательная функция заключается в формировании разнообразных представлений о природе, человеке и обществе, элементарной ориентировке в доступных естественно-научных, обществоведческих, исторических и психологических понятиях, развитии целостного восприятия окружающего мира.
2. Развивающая функция обеспечивает: осознание отдельных (доступных для понимания) связей в природном и социальном мире, психологическое и личностное развитие школьника, формирование предпосылок научного мировоззрения. Обеспечивается формирование общеучебных умений – выделять существенные и несущественные признаки объекта, сравнивать, обобщать, классифицировать, понимать главную мысль научного текста, осознавать, что любое событие происходит во времени и в пространстве, фиксировать результаты наблюдений и др. Развивающая функция предмета предполагает и формирование элементарной эрудиции ребенка, его общей культуры.
3. Воспитывающая функция включает решение задач социализации ребенка, принятие им гуманистических норм существования в среде обитания, воспитание эмоционально-положительного взгляда на мир, формирование нравственных и эстетических чувств.
4. Культурологическая функция обеспечивает условия для развития общих представлений школьников о культуре человеческого общества, о тех достижениях, которые появились в процессе его развития. Содержание, которое помогает реализовывать эту функцию, включает разнообразные знания об основных сторонах культуры (образование, история книгоиздания, искусство, наука, техника и пр.), что способствует развитию культуры и эрудиции самого ребенка.
5. Пропедевтическая функция обеспечивает подготовку младшего школьника к усвоению самых разнообразных сведений как из естественно-научных дисциплин (биология, физика, химия и др.), так и гуманитарных (литература, обществоведение, история и др.) в среднем звене школы, ориентировку в научных терминах и отдельных понятиях.
 
При изучении этого предмета младший школьник:
- устанавливает более тесные связи между познанием природы и социальной жизни; понимает взаимозависимости в системе «человек – природа – общество»;
- осознаёт необходимость выполнения правил поведения, сущность нравственно-этических установок; получает начальные навыки экологической культуры;
- подходит к пониманию себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей, осознаёт возможность изменять себя, понимает важность здорового образа жизни;
- подготавливается к изучению базовых предметов в основной школе.
Очень важно установить правильное соотношение между естественнонаучным и обществоведческим содержанием. Такой связующей идеей стало содержание, отражающее различные виды человеческой деятельности и систему отношений человека и общества в целом к природной и социальной среде.
 
Предмет «Окружающий мир» даёт возможность использовать самые различные методы изучения: экскурсии, прогулки и наблюдения, использование наглядного материала, дидактические и ролевые игры, речевые разминки, логические задачи, творческие рассказы, задания с использованием музыки и живописи, опыты и эксперименты и др.
Рассмотрим подробнее некоторые методы работы, наиболее продуктивные и действенные, с моей точки зрения.
Методы наблюдения (экскурсии, целевые прогулки).
Организуя различные наблюдения, учитель должен выполнить определённые правила.
Правило 1. 
Чётко сформулировать общую задачу наблюдения и более конкретные частные задачи.
Правило 2. 
Создать условия для результативного наблюдения: заранее продумать место проведения, расположения объекта, рациональное размещение детей. Если наблюдение проводится вне класса и школы, то учитель заранее посещает это место, определяет, как расставить учащихся, чтобы объект был доступен для наблюдения каждому, хорошо освещён и т.п.
Правило 3. 
Необходимо наметить план и способы наблюдения, заранее продумать вопросы, которые можно задать детям. Очень важно предусмотреть вопросы самих школьников, которые могут возникнуть у них во время наблюдения.
Правило 4. 
Кроме непосредственного рассматривания объекта, которое происходит на основе зрительного восприятия, нужно продумать использование других анализаторов – слух, вкус, обоняние.
Расширение сенсорного опыта младших школьников связано с развитием умения наблюдать, рассматривать предмет со всех сторон, обобщать представления, которые получены чувственным путём. Если на первом этапе обучения (1 - 2 класс) учитель предлагает для наблюдения план, раскрывающий последовательность рассмотрения объекта, то в 3 – 4 классах инициатива всё больше и больше передаётся детям.
 
Практические методы, такие как: опыты и эксперименты. Опыты формируют у школьников общую характеристику понятия «свойство» и термины, её определяющие, позволяет развивать умение сравнивать и делать самостоятельные выводы.
Перед экспериментом обязательно выдвигается гипотеза: «Давайте подумаем, что получится если…». По ходу эксперимента и по его окончания учащиеся обсуждают, какая гипотеза оказалась верной, какие для этого есть доказательства.
Дидактическая игра – очень важный метод обучения младших школьников, т.к. она имеет огромное значение для уточнения и систематизации знаний детей, для развития основных компонентов учебной деятельности – умения действовать в соответствии с правилами, подчинять свои действия действиям других участников игры и т.д. При отборе игры или её создании обратить внимание на наличие и чёткость её структурных компонентов: дидактическую цель (задачу), игровое правило и игровое действие. Дидактическая цель – это требование, усвоение которого учитель хочет проверить.
Ролевые игры особенно ценны для развития воображения. Необходимо специально, т.е. продуманно, систематически и целенаправленно учит детей принимать на себя роль и разыгрывать её в соответствии с замыслом, вступать во взаимодействие с другими участниками игры, строить сюжет и т.п. Начало игры – создание воображаемой ситуации, постановка перед детьми задачи: «Представьте себе…», «Как будто бы…», «Если бы…» и т.п. Дети распределяют роли. Учитель должен заранее сам наметить возможные варианты развития сюжетной линии: кого встретит герой, о чём пойдёт разговор, что может произойти и т.п. Основная цель – развитие умения слушать партнера, считаться с его суждением, изменять свои действия в зависимости от игрового поведения других участников игры.
Творческие задания (рассказывание, задания с использованием музыки и живописи).  
   Всё, что дети узнают, им хочется использовать в своей продуктивной деятельности. Они с удовольствием рисуют, оформляют выставки, придумывают стихи и рассказы, участвуют в концертах, спектаклях и т.п. В первом – втором классах они участвуют в игровых диалогах, рисуют на пленэре, участвуют в подготовке альбомов загадок, потешек. В третьем – четвёртом классах важной формой работы становятся выпуски классных тематических газет и подготовка сообщений на уроках из дополнительных источников и энциклопедий.
Таким образом, все перечисленное выше доказывает, что предмет «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за ее стенами.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»