Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Конспект урока по окружающему миру

Что такое ремесло

Савенко Людмила Степановна,
учитель
 
Общая часть
Предмет Окружающий мир класс 3 класс
Тема урока «Что такое ремесло»
Дидактическая цель Создание условий для знакомства учащихся с понятием «ремесло», «ремесленник» и видами ремёсел на Руси.
Планируемые образовательные результаты
Личностные умения Метапредметные умения Предметные умения
Л1 - проявление мотивации учебно-познавательной деятельности и личностного смысла учения на основе вопросов учителя;
Л2 - доброжелательное отношение ко сверстникам;
Л3 – развитие навыков сотрудничества с взрослым и сверстниками в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Регулятивные  МР
МР1 - планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью;
МР2- руководствоваться правилами при выполнении работы;
МР3 - контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;
МР4 - понимать и принимать учебную задачу, сформированную учителем:
МР5 – адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.
Познавательные  МП
МП1 - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
МП2 -умение структурировать знания;
МП3 – умение искать, получать, использовать информацию: осознавать познавательную задачу, читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом.
Коммуникативные  МК
К1- Умение обмениваться мнениями, слушать одноклассников и учителя, обсуждать индивидуальные результаты учебной деятельности.
К2 – Умение задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества.
К3 – Умение договариваться, приходить к общему решению в совместной деятельности.
П1 – знать, что такое ремесло;
П2 – знать, какие виды ремесел встречались на Руси;
П3 – знать, какие изделия изготавливали ремесленники.

 
Решаемые учебные
проблемы

 
Что такое ремесло? Кто такие ремесленники? Каким может быть ремесло (его виды)? Что изготавливают ремесленники?
Образовательные технологии, используемые на уроке Приемы проблемно-диалоговой, информационно-коммуникационной, рефлексивной, здоровьесберегающей (физминутка) технологий.
Вид используемых на уроке средств ИКТ Компьютер, презентация, интерактивная доска.
Образовательные и интернет ресурсы 1. Литература
Учебник «Окружающий мир» 3 класс.
Методические рекомендации к проведению уроков литературного чтения в начальной школе.
Презентация, интерактивная доска, компьютер, раздаточный материал.
2. Интернет-ресурсы.
3. Учебные принадлежности.
Учебник, тетрадь, пенал, дневник
Оборудование  для  урока Презентация, интерактивная доска.
Учебник «Окружающий мир» 3 класс, тетрадь, письменные принадлежности, рабочий лист по теме урока, карточка для ответов на тест.
 
Организационная структура урока
Деятельность учителя Деятельность ученика Планируемые результаты
1. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята!
 
Чтоб урок наш стал светлее,
Мы поделимся добром.
Вы ладони протяните,
В них любовь свою вложите,
Ей с друзьями поделитесь
И друг другу улыбнитесь.
 
- Проверим готовность к уроку. У вас на партах должна быть рабочая тетрадь и необходимые письменные принадлежности..
 
Ребята, сейчас вы получите рабочие листы, задания с которых мы будем выполнять в течении урока. Давайте его подпишем.

 
 
 
 
 
 
Приветствие учителя, проверка готовности к уроку.
 
 
 
 
 
 
 
 
Получают рабочие листы, подписывают их.
Л3
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
 
- Ребята, обратите внимание на таблицу, которая находится на ваших рабочих листах. Как она называется? Сколько в ней граф, что они обозначают?
Прочитайте каждое высказывание, если верите, ставьте в графе ДО плюс; если не верите, ставьте минус. Задание выполняем индивидуально. Не бойтесь ошибиться, ведь здесь нет правильных и неправильных ответов, вы лишь высказываете свое мнение.
 
Вопросы в таблице «Веришь - не веришь»:
  1. Наши предки всегда учились делать все новые и новые вещи для ведения своего хозяйства.
  2. Первые корзины плелись из коры растений.
  3. В древнерусских городах можно было встретить такие улицы как: Оружейная, Кузнецкая, Гончарная, Мясницкая.
  4. Ювелирное дело очень славилось в эпоху Киевской Руси.
  5. Прядением льна и шерсти на Руси занимались только женщины.
 
- Поднимите руку, кто поставил 5 плюсов? 4? И т.д.
 
- Ребята, а как вы думаете, почему так много разных мнений? Почему какие-то утверждения могли вызвать у вас затруднение?
 
 
Подвести к тому, что затруднения возникли по причине того, что эта тема является для нас новой.

 
 
 
 
 
 
Работа с таблицей «Веришь - не веришь»
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Проверяют результаты
 
 
 
- Не знаем этого; еще не проходили.
 
 
 
 
 

 
МП1, МП2
МР4
3. Постановка темы и цели урока.
- Посмотрите на утверждения. Давайте попробуем сформулировать с их помощью тему урока.
Тема появляется на слайде после ответов детей:
Тема урока - Что такое ремесло.
- Тогда какую цель мы можем поставить к этому уроку?
Цель появляется после ответов детей.
Цель урока – узнать, что такое ремесло и каким оно бывает

 
 
 
 
 
 
Работа с планом
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
МР1
Л1
Л2
4. Планирование деятельности; построение плана выхода из затруднения.
 
- Теперь, когда мы с вами знаем тему и цель нашего урока, нам необходимо составить план нашей совместной работы по знакомству с данной темой.
- Посмотрите на слайд. Наш план перепутан. Кто догадается, как нам правильно соединить распавшиеся части? Подумайте про себя, а затем поднимите руку, чтобы ответить.
Узнать с видами ремесел
Познакомиться, что такое ремесло
 
 
- Кто готов озвучить свой вариант? Ребята, вы согласны с ответом?
Эталон появляется на слайде после ответов детей
 
Выпоним тест по теме урока.

 
 
 
 
 
Работают с планом урока
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
П1, П2, П3, П4
К1, К2, К3
МП3, МП1
5. Реализация плана
- Вспомните, как звучала тема урока. Можем ли мы точно сформулировать, что же такое «ремесло»?
- Спасибо за ответы, ребята. А как вы думаете, где мы можем узнать точное значение слова?
- Правильно. Давайте обратимся к толковому словарю Ожегова. Итак, ремесло – это профессиональное занятие, изготовление изделий ручным способом.
- Как вы понимаете «изготовление ручным способом»?
После работы над определением, оно появляется на слайде.
- Выполните задание номер 1. Спишите определение.
(Или можно продиктовать)
 
- Попробуем предположить, а кто же тогда ремесленник?
Ремесленник - человек, который занимается, владеет ремеслом.
 
- Какой пункт плана мы только что выполнили?
- А как звучал следующий?
- Верно. Сейчас мы познакомимся с видами ремесел, которые встречались с давних времен до сегодняшнего времени на территории нашей страны.
Рассказ учителя
Древняя Русь широко славилась своими умельцами. Поначалу у древних славян ремесло носило домашний характер - каждый выделывал для себя шкуры, дубил кожи, ткал полотно, лепил глиняную посуду, изготовлял оружие и орудия труда. Затем ремесленники стали заниматься только определенным промыслом, готовили продукты своего труда для всей общины, а остальные обеспечивали их продуктами сельского хозяйства, мехами, рыбой, зверем. Позже ремесленники стали изготавливать продукцию для продажи, для ярмарки.
- Вы знаете, что такое ярмарка?
Показывается слайд с ярмаркой на Руси.
А природа, в свою очередь, щедро одаривала ремесленников материалами, чтобы никогда не пустовали ярмарки. В ход шли глина, древесина, шерсть, лён. Из недр добывалась железная руда. В реках вымывали золотой песок.
Основным материалом для производства на Руси было дерево. Из него делались жилища, городские укрепления, мастерские, хозяйственные постройки, корабли, сани, мостовые, машины и станки, орудия труда и инструменты, посуда, мебель, домашняя утварь, детские игрушки и многое другое. Обработка дерева особенно была развита в центральных и северных районах Руси, богатых хвойными и лиственными лесами. Большого искусства достигли русские столяры в изготовлении самой разнообразной мебели. Называлось такое ремесло плотничным делом.
 
Гончарное ремесло считается одним из древнейших ремесел на земле. Глина была распространена повсеместно и являлась тем подручным материалом, который легко можно обработать и из которого можно вылепить все. В умелых руках мастера бесформенный, пластичный материал, как по волшебству, превращался в посуду, украшения, скульптуры. Конечно, сначала древние глиняные сосуды лепили вручную, и их форма была далека от идеала. Но с изобретением гончарного круга, а затем с открытием технологии обжига, гончарные изделия стали самыми распространенными в быту.
 
Ювелирное искусство - изготовление художественных изделий (личных украшений, предметов быта, культа, вооружения)
преимущественно из драгоценных (золота, серебра, платины), а также некоторых других цветных металлов. Первыми ювелирами были женщины. Среди большого количества работ по обустройству и украшению быта, они изготавливали также украшения для себя и обереги. Ювелиры, или правильнее на то время – серебряных и золотых дел мастера – переселившиеся в города, встречались и осваивали новые техники и узоры, приходящие как с востока, так и с северных сторон. Однако собственный колорит мастера сохраняли всегда, с успехом объединяя новые знаниями и народные традиции, изготавливая всё новые украшения – это и короны, и диадемы, гривны, браслеты, пряжки, оклады книг и многое другое.
 
Кузнец – мастер по обработке металла ковкой. Профессия кузнеца одна из самых древних. Людей поражало, что кузнец делал ценные вещи почти из “ничего”, из куска какого-то бурого камня. Поэтому многие народы считали кузнеца “вещим человеком”, чуть ли не чародеем. “С кузнецом не положено на “ты” говорить”, — подмечает финская поговорка. “Тысяча ударов портного — один удар кузнеца”, — почтительно говорили узбеки. Древнерусские кузнецы производили разнообразные вещи, необходимые в быту, аксессуары, утварь и т.д. Ожерелья, перстни, подвески, пряжки, оплечья, застежки, браслеты или детали конской сбруи,  дверные замки, петли на сундуки и ларцы, и оковки для них, боевые топоры, шлемы, мечи, кольчуги – все это и многое другое было результатом работы кузнецов, настоящих мастеров своего дела.
Кузнечное ремесло и профессия кузнеца всегда были в почете. Отовсюду в каждой деревне или поселении вели тропки к сельской кузнице. Возле нее всегда было шумно и весело — скучать кузнецу не приходилось.
 
С древних времён на Руси существовало традиционное, домашнее ткачество, которое играло важную роль в жизни крестьян. Каждая женщина в доме с малых лет умела ткать одежду, пояса, ленты, полотенца, скатерти, покрывала, занавеси, половики и многое другое… Мастерицы своими руками стремились создавать не только полезные, но и красивые вещи. Декор, цветовое сочетание, орнаментальные мотивы несли символический смысл в каждой вещи и служили не только в быту, но и использовались для ритуалов и национальных обрядов. Как сырьё использовали лён, коноплю, шерсть (козью или овечью). Для начала сырьё выращивали, обрабатывали, отбеливали, красили и пряли. И только после этого приступали к трудоёмкому и требующему внимание процессу ткачества.
 
Ремесло в те времена невероятно ценилось. В древнерусских городах даже можно было встретить такие улицы как: Оружейная, Кузнецкая, Гончарная, Мясницкая.
 
- Давайте повторим, какие названия ремесел мы услышали?
- Ребята, повернитесь к соседним партам так, чтобы у нас получились группы по 4 человека. Выполните задание 2.
(Уточнить, помнят ли дети, что такое кластер и как он составляется – привести пример на доске)
 
- Давайте проверим, что у вас получилось.
Учителем выбирается группа, которая представляет по одному ремеслу. Название + что производили.
- Вы также можете дополнять ответы других групп.
Физминутка
Мы пройдёмся по дорожке
Чтобы отдохнули ножки,
Мы пройдёмся по дорожке.
Но дорожка не простая —
Нас от парт не отпускает.
(Ходьба на месте.)
Голову тяну к плечу,
Шею я размять хочу.
В стороны разок-другой
Покачаю головой.
(Вращение головой вправо и влево.)
Пальцы ставим мы к плечам,
Руки будем мы вращать.
Круг вперёд, другой — вперёд,
А потом наоборот.
(Руки к плечам, вращение вперёд и назад.)
Хорошо чуть-чуть размяться.
Снова сядем заниматься.
(Дети садятся за парты.)
 
Задание 3. Групповая работа ( в паре).
- Задание 3 выполняете с соседом по парте. Ваша задача угадать ремесленника по материалу, с которыми он работает.
 
- Поставьте с соседом руки домиков, когда будете готовы. Давайте проверим, что у вас получилось. Какой ремесленник под цифрой 1,2…?
Ответы:
гончар
кузнец
стеклодув
ювелир
плотник
ткач
 
Тест «Труд крепостных крестьян. Ремесло». Самостоятельная работа на отметку.
- Сейчас мы с вами выполним небольшой тест. На каждый ответ дается не более минуты. Запишите правильную букву в графу внизу рабочего листа.
Взаимопроверка.
Далее меняются тестом с соседом по парте, проверяют работу, отвечая на вопросы по поднятой руке.
- За каждый правильный ответ ставим плюс.
 
5(отл.) – 5 правильных ответов, 4(хор.) – 4 правильных ответа и т.д.
 
- Сегодня вы отлично поработали, выполнили все задания и даже решили тест. Давайте вернемся к таблице «Веришь - не веришь». Изменилось ли теперь ваше мнение? Почему?
Обсуждение результатов с ребятами.
 
- Проверьте, не забыли ли вы в начале урока подписать рабочий лист. Сдайте его.
 
.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
- Человек, который занимается ремеслом.
 
 
 
- Узнали, что называют ремеслом
- Познакомиться с видами ремесел на Руси
 
 
 
 
 
Слушают рассказ учителя, сопоставляют с презентацией
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
- Ткачество, плотничное дело, гончарное дело, ювелирное, кузнечное
 
 
Составляют кластер четверками
 
 
 
 
Проверяют результаты, могут дополнить ответы других команд или дописать ремесла, о которых не вспомнили
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Работают в парах с кроссвордом
 
 
Проверяют
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Решают тест самостоятельно
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Проверяют тест, поменявшись с соседом по парте,
 
 
 
 
 
Заполнение графы «После» в таблице веришь-не веришь.
Обсуждение изменившихся мнений.
 
 
 
 
 

 
П4, МП1, МП2, МП3, К1, К3
6. Подведение итогов.
- Ребята, наш урок подходит к концу. Давайте вспомним его название.
Какую цель мы с вами ставили?
Давайте обратимся к нашему плану. Все ли пункты нам удалось выполнить?
- Верно, мы справились со всеми пунктами плана! Это говорит о том, что мы отлично потрудились.
- Скажите, а что сегодня показалось вам наиболее интересным?
Рефлексия Фразеологизмы
Работал, закатав рукава (уточнить понимают ли верное значение фразеологизма)
Шевелил мозгами
Считал ворон
Слушал краем уха
Общее подведение итогов рефлексии

 
 
Вспоминают тему и цель урока
 
 
- Да!
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
МП1
МР5
 
 
 
 
 
 
 
РАБОЧИЙ ЛИСТ
Фамилия ________________________ Имя_____________________ класс__________
 
Тема урока _______________________________________________________________
Веришь – не веришь?
УТВЕРЖДЕНИЕ ДО ПОСЛЕ
  1.  
Наши предки всегда учились делать все новые и новые вещи для ведения своего хозяйства.    
  1.  
Первые корзины на Руси плелись из коры растений.    
  1.  
В древнерусских городах можно было встретить такие улицы как: Оружейная, Кузнецкая, Гончарная, Мясницкая.    
  1.  
Ювелирное дело очень славилось в эпоху Киевской Руси.    
  1.  
Прядением льна и шерсти на Руси занимались только женщины.    
 
  1. Запиши определение.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
 
2. Составь кластер
 
 
 
 
 
 

 
  1. Угадай ремесленника по материалу, с которым он работает.
 
1. Глина.
2. Железо.
3. Стекло.
4. Золото.
5. Дерево.
6. Ткань.


ТЕСТ 
 
 
       
 
 


You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»