Педагогическая сущность курса «Окружающий мир»
Галкина Марина Владимировна
Специфика предмета «Окружающий мир» заключается в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере знания о природе, обществе и истории и знакомит обучающегося с материалом естественных и социально-гуманитарных наук, необходимым для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.Учебный предмет «Окружающий мир» обеспечивает формирование у младших школьников целостной картины окружающего мира в его многообразии и взаимосвязях; экологической и культурологической грамотности, нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с природой и людьми; воспитание гармонично развитой, духовно-нравственной личности, гражданина, любящего своё Отечество, уважающего образ жизни, нравы и традиции народов, его населяющих; личности, стремящейся активно участвовать в природоохранной, здоровьесберегающей и творческой деятельности.
Характеристиками развития, наиболее важными для младшего школьника, формирующимися при изучении предмета «Окружающий мир» являются:
- умение применять полученные знания, выбирать рациональный способ решения учебной задачи;
- стремление быть самостоятельным и проявлять инициативу при изучении окружающей действительности, находить способы получения, систематизации, обобщения информации;
- умение осуществлять учебное сотрудничество, выбирать партнера по деятельности, целесообразные способы совместной работы;
- умение оценивать свое незнание, находить причину совершённой ошибки и пути ее исправления, определять необходимость получения новых знаний [Малозёмова].
Поскольку уроки строятся на конкретном и близком детям материале, они затрагивают их чувства, позволяют сравнивать свой опыт с приобретаемым, иметь свою точку зрения.
Занятия в рамках курса «Окружающий мир» при правильной их организации дают возможность развивать важнейшие интеллектуальные качества ученика: умение сравнивать, классифицировать, делать выводы [Ильина].
Одна из целей предмета «Окружающий мир» – научить школьников объяснять своё отношение к миру, видеть связи между всем, что окружает человека, осознавать свои возможности изменять действительность, влиять. При этом материал для познания окружающего мира разнообразен и доступен для младших школьников. Именно уроки окружающего мира имеют огромный потенциал для формирования познавательных универсальных учебных действий.
Под универсальными учебными действиями в современной педагогической науке понимается совокупность обобщенных действий учащегося, а также связанных с ними умений и навыков учебной работы, обеспечивающих способность субъектов к самостоятельному усвоению новых знаний, умений и компетентностей, к сознательному и активному присвоению нового социального опыта, к саморазвитию и самосовершенствованию[Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли: пособие для учителя].
Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка.
Изучая этот курс, учащиеся знакомятся с методами познания окружающего мира (наблюдение, эксперимент, измерение, моделирование, классификация и др.); усваивают предметные знания и умения, а также комплекс личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных учебных действий для успешного продолжения образования в основной школе.
При изучении курса «Окружающий мир» развиваются следующие познавательные учебные действия:
- умение извлекать информацию,представленную в разной форме (вербальной, иллюстративной, схематической, табличной, условно-знаковой и др.), в разных источниках (учебник, атлас карт, справочная литература, словарь, Интернет и др.);
- описывать, сравнивать, классифицировать природные и социальные объекты на основе их внешних признаков (известных характерных свойств);
- устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между живой и неживой природой, между живыми существами в природных сообществах, прошлыми и настоящими событиями и др.;
- пользоваться готовыми моделями для изучения строения природных объектов, объяснения причин природных явлений, последовательности их протекания, моделировать объекты и явления окружающего мира;
- проводить несложные наблюдения и опыты по изучению природных объектов (их свойств) и явлений, ставя задачу, подбирая лабораторное оборудование и материалы, проговаривая ход работы, описывая наблюдения во время опыта, делая выводы по результатам, фиксируя их в таблицах, в рисунках, в речевой устной и письменной форме[Петрова].
- учатся обобщать, систематизировать, преобразовать информацию из одного вида в другой (из изобразительной, схематической, модельной, условно-знаковой в словесную и наоборот);
- кодировать и декодировать информацию (состояние погоды, легенда карты, дорожные знаки и др.).
Ценностные позиции младшего школьника проявляются в его деятельности – сначала в учебных ситуациях, затем в повседневной жизни. Младший школьник в своих высказываниях, комментариях к своим рисункам и иллюстрациям учебника, в сочинениях, рассказах-этюдах отражает свое собственное понимание событий страны, учится сравнивать свои эмоциональные состояния с отношениями, которые высказывают в своих произведениях авторы художественных полотен, литературных произведений, скульптурных композиций и др.
Процесс изучения окружающего мира в большей степени, чем все другие учебные дисциплины начальной школы, способствует развитию детской эрудиции.
При изучении курса ученики осваивают достаточно большой объем знаний из разных образовательных областей – естествознания, географии, обществоведения, анатомии и др. Это означает, что предмет «Окружающий мир» культурологический, формирующий культуру и эрудицию ребенка. Изучение природы, общества и человека способствует нравственному становлению личности, формированию гуманного отношения ко всему живому. Ребенок усваивает правила поведения, учится взаимодействовать с другими людьми, понимать самого себя, управлять своим поведением.
Важной стороной личности растущего ребенка является воспитание экологической культуры. Дети познают азбуку законов жизни природы, узнают о взаимодействии растительных и животных организмов, о необходимости бережного, рачительного и разумного отношения к природной среде. В процессе обучения формируется опыт оценки поведения человека в природе, развиваются умения и навыки ухода за животными, растениями, оказания им необходимой помощи как в искусственной, так и в естественной среде обитания. В основе эстетического воспитания младших школьников лежит образное, эмоциональное восприятие объектов, созданных природой и человеком. Разнообразие, яркость, динамичность объектов окружающего мира влияют на устойчивость эмоциональных впечатлений, а взаимосвязь между эмоциональным и познавательным становится условием развития эстетических чувств [Т.Н.Ильина].
Постоянно наблюдая явления окружающего мира и находясь во взаимодействии с его предметами и объектами, младший школьник приобретает не только большой чувственный опыт. У него развиваются умения анализировать, устанавливать связи и зависимости, классифицировать, сравнивать, обобщать наблюдаемое, делать выводы – то есть он учится быть учеником.
В процессе ознакомления с окружающим миром достаточно легко создать ситуации удивления, вопроса, предположения, предвидения, которые становятся основой для появления мотива получения знаний, приобретают особое значение в развитии логического мышления и связной речи (речи-рассуждения).
Таким образом, курс «Окружающий мир » является основой построения младшим школьников картины мира, формирования отношения к себе, нравственного, духовного, интеллектуального развития.
Е.В. Григорьева отмечает в методике преподавания естествознания принято выделять следующие основные формы: урок, экскурсию, внеурочную, внеклассную и домашнюю работы [Григорьева].
Урок и экскурсия являются обязательными формами учебной работы по естествознанию. С ними связана внеурочная работа, которая определяется как форма организации учащихся для самостоятельного выполнения обязательных, связанных с изучением курса практических заданий учителя, не укладывающихся в рамки учебного расписания по времени и не связанных с определенным местом их проведения всеми учащимися класса. Внеурочные задания выполняются в классе (заполнение фенологического уголка); в уголке живой природы (уход за комнатными растениями и домашними животными); на природе (проведение фенологических наблюдений); на учебно-опытном участке (посадка культурных растений и уход за ними); на географической площадке (наблюдения за погодой). Необходимость организации внеурочных работ по естествознанию объясняется длительностью проведения многих наблюдений за растениями и животными, отсутствием возможности провести некоторые опыты с учащимися всего класса и др. [Григорьева].
Внеклассная работа — это форма организации добровольной работы учащихся для развития их интересов и творческой познавательной деятельности в расширение и дополнение школьной программы.
Е.В. Григорьева отмечает, что приведенные определения и примеры внеурочной и внеклассной работ дают возможность утверждать, что обе эти формы могут быть включены в планирование воспитательной работы. Возможно, для удобства следует объединить все виды воспитательной работы, проводимой вне урока, во внеучебную деятельность.
Внеучебная деятельность по ознакомлению с окружающим миром имеет следующие особенности, отмеченные в стандарте:
- обязательная краеведческая и экологическая направленность;
- все наблюдения должны быть доступны, обязательно фиксироваться и интерпретироваться;
- объекты исследования должны находиться недалеко от дома или школы, что обеспечивает безопасное самостоятельное их посещение учащимися; дальние экскурсии должны проводиться совместно с родителями;
- исследовательские проекты носят краткосрочный характер, так как учащиеся должны видеть быстрые результаты своей работы;
- предпочитается коллективная работа с целью выработки коммуникативных умений учащихся;
- для организации сотрудничества к работе целесообразно подключать членов семьи младших школьников [Григорьева].
При этом отмечается, что значительное внимание должно уделяться проектной исследовательской деятельности.
Под проектом понимается комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определенной цели в течение заданного периода в рамках имеющихся возможностей. Под проектной деятельностью понимаются разные виды деятельности, имеющие ряд общих признаков:
- направлены на достижение конкретных целей;
- включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий;
- имеют ограниченную протяженность во времени, с определенным началом и концом;
- в определенной степени неповторимы и уникальны [Т.А. Рунова].
Проектная деятельность способствует формированию общеучебных компетентностей: информационной, коммуникативной, социальной, а также включению учащихся в активный познавательный процесс, в ходе которого ученик сам формирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность (рефлексия).
Если проектная деятельность носила групповой характер, то она будет способствовать формированию у учащихся коммуникативных умений, таких, как умение распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения, участвовать в дискуссии и т. д.
Проектная деятельность должна предусматривать работу с различными источниками информации, что обеспечит формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации.
В содержании проектной деятельности должно быть заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечит на следующей ступени обучения реальное взаимодействие семьи и школы [Т.А. Рунова].
Таким образом, курс «Окружающий мир» важен для изучения, так как является позволяет осуществлять всестороннее развитее личности, ее социализацию. Изучение его только во время уроков не позволяет в полной мере реализовать его потенциал для развития личности детей, в связи с чем необходимо планировать и осуществлять его изучение еще и в внеурочной деятельности.