Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Методическая разработка урока окружающего мира в 4 классе. УМК Школа 21 века

Из истории письменности

Быстрова Инна Андреевна

Урок окружающего мира разработан для УМК "Начальная школа 21 века". В конспекте показаны все этапы, согласно ФГОС:
1)мотивационный этап:
Ученики вовлечены в совместную учебную деятельность через привлечение к совместному планированию урока.
2) исследовательский этап:
Через весь урок красной нитью учебная задача решается путём исследования учебного материала.
3) этап контроля:
Контроль незаметно переходил в самоконтроль;
4) рефлексия
На уроке осуществляется обратная связь и оценка результатов собственной деятельности. Из истории письменности
Ход урока:

  1. Мотивация к учебной деятельности
На доске:
И 100 ‘3 Я письменности
Учитель: Разгадайте ребус. («История письменности».)
Учитель: О чём же пойдет речь?
Дети: О возникновении письменности.
В пути нам необходимо вести «Путевой дневник» (ПД.). В него мы будем заносить наиболее важные открытия. По ходу урока мы будем составлять презентацию, которая поможет запомнить, связно и последовательно передать полученную информацию.
  1. Актуализация и пробное учебное действие

Как вы правильно определили, тема нашего урока сегодня называется «История письменности». Запишите тему на 2 слайде.
Какие цели мы сегодня поставим перед собой?
Запишите цели нашего урока на слайде 2.
Ребята, как вы думаете, зачем нужна письменность?
Но письменность была не всегда. Тогда как-же древние люди передавали друг другу информацию? С помощью чего?
Как развивалось бы человечество, если бы ему пришлось передавать всю информацию только устным способом?
Знаний накопилось больше, чем люди могли удержать в памяти и устно передавать друг другу.
Вывод: Речь не могла служить единственным средством общения.
Так почему возникла необходимость появления письменности?
Наилучший способ сохранения информации и передачи исторических знаний – это письменность. Но путь к появлению письменности был долгим. Как появилось письмо? Что нам может помочь в ответе на этот вопрос? Откроем учебник с.71.
Давайте сами попробуем передать информацию с помощью рисунков.
Способ этот, ребята, называется «пиктограмма» - знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предмета или явления, на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде.
Работа в группах: 1. Дождь льёт по крыше;2. Грибы растут под ёлкой; 3. Человек сидит на пригорке и смотрит на реку.
Молодцы, вы хорошие письма написали.
Как вы думаете, что у нас нарисовала … группа за предложение?
Вы отлично справились с заданием. Но я видела, что у вас возникли трудности. Какая трудность у вас возникла при расшифровке рисунка?
Правильно ребята, вы поняли, что расшифровка рисунков создаёт трудности в недосказанности, длительности времени и не все отлично могут с помощью рисунка передать нужную информацию.
Кроме того длинные предложения рисовать долго и трудно, да и не у всех получались ясные и понятные рисунки. Вот и разберись, что хотели сказать! Тогда люди стали делать рисунки более простыми. Для этого старались сложное изображение превратить в значок из двух-трех линий. Теперь каждый такой значок обозначал какое-то одно слово, и все их нужно было запоминать. Например, волнистая линия означала «вода», а квадратик – «камень». Такие значки называются ИЕРОГЛИФЫ.
Слайд№2: Иероглифы. Папирус. Египет.
Ребята что мы видим с вами на слайде? Правильно египетские иероглифы, папирус. А что означают эти иероглифы?
Хорошо, молодцы.
Другие - же народы решили пойти по другому пути. Междуречье.
Слайд№3: Показ от рисунка к букве. Глиняная табличка. Клинопись.
Что мы с вами видим на слайде?
А вот в Древнем Вавилоне было очень много глины, и из нее стали делать специальные таблички для письма. Пока глина была сырой и мягкой, на ней острой палочкой можно было легко выдавливать надписи. Но на глине очень трудно проводить прямые линии. Поэтому вавилонские иероглифы очень скоро превратились в прямые черточки, похожие на клинышки. Вавилонская письменность так и называется – КЛИНОПИСЬ. Клинописные значки обозначали слоги, а не слова или звуки, и этих значков было очень много. Читать и писать умели только те, кто долго учился.
Людей, которым необходимо было читать и писать, становилось все больше. Купцы, воины, ремесленники. И постепенно письменность стала все больше упрощаться. В разных странах стали пользоваться одним значком для обозначения одного звука. Так появились буквы и алфавит. Самый первый алфавит создали финикийцы – жители небольшой страны на берегу Средиземного моря, купцы и мореходы. В финикийском алфавите 22 буквы, они просты, писать их легко. Писали финикийцы справа налево, а не слева направо, как мы. Буквы обозначали только согласные звуки, а гласные на письме пропускали. Писали на папирусе (очень тонкая бумага) и пергаменте чернилами.
Слайд№4: Буквы Финикийского алфавита.
Алеф ( ); Бет ( ); Гимел ( ); Далет ( ); Хэй ( ); Каф ( ); Аин ( ); Рейш ( ); Куф ( ) ; Тав ( ).
На какую букву русского алфавита каждая из них похожа? Хорошо, молодцы.
Физминутка:
IV. Освоение нового материала:
А на чем же писали в Древней Руси?
Острой железной палочкой – писалом – процарапывали на куске бересты. Затем стали писать перьями. Что еще, кроме камня, дерева, глиняных черепков, дощечек, бересты использовали для письма? Пергамент. Пергамент – очень дорогой материал. Для написания рукописей его требовалось много.
Вот такой путь прошла письменность – от иероглифов до алфавита. Проверка правильности заполнения таблицы на экране.
Когда же на нашей территории возникла письменность? А об этом мы с вами узнаем открыв учебники на стр.72. Работа с текстом.
Слайд№5: Кирилл и Мефодий.
Итак, перемещаемся по ленте времени уже в нашу эру – IХ век. Закройте глаза и «Представьте пыльный и шумный город Солунь на берегу теплого Эгейского моря. Здесь кончалась Византия и начинались необъятные земли славян – наших предков. В этом городе (городе Солунь) родились и провели своё детство два брата – Кирилл и Мефодий. Отец мальчиков был греком, а мать – славянкой, она всегда говорила с детьми на своём родном славянском языке.
Что же представляет собой азбука, которую создали Кирилл и Мефодий? Ответ на этот вопрос вы найдете в учебнике на стр.60 (2 красная строка) Как называлась эта азбука? Сколько букв входило в неё?
- Изменилась ли она сейчас?
– Часть была заимствована Кириллом из греческого алфавита, а часть специально придумана для передачи звуков славянского языка. Это буквы Б, Ж, Ц, Ч, Щ, У, Ю, Я.
- Сколько букв в современном русском алфавите?
- Какое значение имело создание славянской азбуки на Руси?
Благодаря Кириллице в др. русском государстве появилась славянская письменность.
Да, ребята и теперь мы с вами видим что язык-то живой, он видоизменяется, упрощается и многие буквы которые просто исчезли из современного алфавита.
Ребята что нового мы сегодня узнали на уроке?
Какая сегодня была тема нашего урока?
С чего-же начиналась письменность?
VI. Итог урока. Рефлексия:
Ребята, хорошо вы ответили и много запомнили. А сегодня есть пиктограммы?
А вот это тогда что за знаки? Вы можете их прочитать? Почему сегодня они нужны?
Привести примеры. Да, на сегодняшний день эти знаки это общий язык всех народов.
Оцените свою работу на уроке с помощью данных пиктограмм.
Молодцы, ребята. Вы все сегодня очень хорошо и дружно работали.
Вид письменности
На чем писали?
Чем писали?
Иероглифы
Скалы и камни, дерево, стены пещер, рога и кости животных, береста
Уголь
Клинопись
Глина
Острая палочка
Финикийское письмо
Пергамент, папирус
Чернила
Алфавит (Древняя Русь)
Береста, пергамент, бумага
Бронзовое писало, перо
Цель: формирование представления о возникновении славянской азбуки, появление письменности на Руси.
Планируемые результаты
Предметные:
-формирует представление о появлении письменности на Руси и появлении славянской азбуки;
-формировать у обучающихся стремление больше узнать об истории своей Родины, о первых книгах;
-проводить работу с понятиями «пиктограмма, летописи».
Метапредметные:
-Принимать и сохранять цель и учебную задачу; -Оценивать свою деятельность, результаты своих действий;
Личностные:
-Проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Оборудование: учебник, тетрадь, мультимедийная презентация, интерактивная доска.
Организационная структура урока
Организа-ционный
момент
Приветствие обучающихся. Проверка готовности к уроку. Мотивация учебной деятельности.
- Прозвенел уже звонок
– Начинаем наш урок.
-Здравствуйте, ребята. Встаньте, повернитесь к своему соседу, улыбнитесь. Садитесь. Проверьте свои рабочие места, подготовьте все необходимое.
Приветствуют учителя. Проверяют собственную готовность к уроку.
Актуализа-ция знаний
-Вашим домашним заданием было прочитать параграфы о некоторых странах.
Отвечают на вопросы учителя:
Изучение
нового материала
-Ребята, откройте учебники на странице 70. Прочитайте тему нашего сегодняшнего урока.
-Правильно. Тема нашего урока - “Из истории письменности”. Откройте тетради, запишите тему урока.
-Посмотрите на слайд. Рассмотрите рисунок-схему. Расскажите, что называют ценностями культуры.
-Ребята, а что же такое культура?
-Культура - накопленные обществом ценности. Шедевры архитектуры (храмы, памятники), произведения литературы, живописи, музыки, театр, народное творчество.
-Скажите, а как раньше люди передавали друг другу сообщения о чем-либо?
- Чтобы узнать, кто из вас все-таки прав, давайте познакомимся с историей появления письменности.
-«Давным-давно, в незапамятные времена, жил на свете первобытный человек. Жил он в пещере, не умел читать и писать». Этот первобытный человек и изобрёл самый древний и самый простой способ письма - "рисуночное письмо", или пиктографическое письмо, от слова «пиктограмма». В переводе с латинского языка слово пиктограмма обозначает "рисую-пишу". Сначала люди рисовали то, что хотели передать или запомнить.
-На слайдах представлены примеры пиктограмм, найденных в пещерах древний людей.
-Посмотрите внимательно на данное сообщение. Как вы считаете, что хотел передать этот человек?
- Скажите, вы читали одно письмо, почему передаете его по- разному?
-Письмо несовершенное, ведь прочесть рассказ в картинках можно по-разному.
-Пиктограммами люди пользовались не только в глубокой древности, но и сейчас. Кто может сказать, где в современной жизни можно встретить пиктограммы?
-Как вы уже поняли, пиктография - не очень удобный способ передачи письменной информации. Именно поэтому человек стал задумываться о создании азбуки.
-Кто являлся создателем славянской азбуки?
- Было время, когда славянские народы не знали грамоты, не могли читать и писать. У них не было даже азбуки, буквами которой можно было бы пользоваться при письме. Азбуку для славян составили, помогли научиться читать и писать — святые Кирилл и Мефодий. Отец братьев был греком, а мать – славянкой, она всегда говорила с детьми на своём родном славянском языке.
- Славянская азбука появилась 1156 лет назад (863г). Для создания славянской азбуки (алфавита) – Кирилл взял все 24 греческие буквы, а так как в славянском языке звуков больше, чем в греческом, то прибавил недостающие буквы из армянского, еврейского и других азбук; некоторые же сам придумал. На тот момент азбука состояла из 43 букв. Мы и сейчас пользуемся этой азбукой, правда она немного изменилась: добавились буквы й, ё, э, некоторые буквы и вовсе перестали существовать.
-Посмотрите на слайд. Вы можете увидеть то, как буквы назывались и обозначались на письме.
-А Мефодий же продолжал великое дело – перевод на славянский язык священных книг и крещение славянского народа.
-Какое значение имело создание славянской азбуки на Руси?
-В Древней Руси было малое количество грамотных людей, среди них: священники и монахи. Со временем у людей появилась необходимость в записи исторических событий. Они стали вести летописи. Каждая летопись отдалялась от предыдущей красной строкой. Люди, которые писали или переписывали книги, назывались писцами. Писцы вносили в летопись события, которые могли подтвердиться очевидцами. Что записывали в летописях? Записывали происходившие события по годам. Часто в летописи входили легенды, народные сказания. Лишь немного из этих сокровищ русской культуры сохранились до нашего времени. Они гибли в огне от пожаров, при вражеских набегах. Для нас древние летописи очень важны, они рассказывают о жизни нашей страны на протяжении целого тысячелетия. Это драгоценные сокровища истории.
Обучающиеся открывают учебники на странице 70. Называют тему урока:
“Из истории письменности”.
Записывают тему урока в тетрадь.
-Литература, живопись, музыка, архитектура, скульптура, наука.
Высказывают свои предположения.
Записывают в тетрадь: “Культура - накопленные обществом ценности”.
Высказывают свои предположения.
Слушают учителя.
Записывают в тетради: “Пиктограмма - знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предмета или явления.”
Рассматривают пиктограммы, представленные на слайдах.
Высказывают свои предположения.
-Прочитать письмо в картинках можно по-разному, оно не совершенно.
-Они встречаются на каждом шагу: в знаках дорожного движения, в спортивных и государственных символах, на упаковках и т.д.
Высказывают свои предположения.
Слушают учителя.
Рассматривают слайд с иконой святых Кирилла и Мефодия.
Рассматривают слайды с изображением букв.
-Оно дало начало распространению грамотности на Руси и появлению славянской литературы.
Записывают в тетрадь: “Летопись – это свиток из пергамента, на котором год за годом отмечены разные события.”
Презентация
(слайд 2)
Презентация
(слайд 3)
Презентация
(слайд 4)
Презентация
(слайд 5,6,7)
Презентация
(слайд 8)
Презентация
(слайд 9,10)
Презентация
(слайд 11)
Презентация
(слайд 12)
Презентация
(слайд 13)
Презентация
(слайд 14)
Итог урока
-Наш урок подошёл к концу. Чем мы сегодня с вами занимались? Что нового вы узнали?
Отвечают на вопросы учителя:
-Познакомились с историей появления письменности на Руси.
Рефлексия
-Возьмите с ваших столов кружочки и положите их в коробочки: в зелёную, если у вас на занятии не возникало трудностей; в жёлтую, если вам что-то было не понятно; и в красную, если вы встретили трудности при выполнении работы.
Участвуют в этапе рефлексии.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»